"Развитие диалогического общения у дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми . В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» .
Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.
Задачи ДИАЛОГИЧЕСКОГО общения: — освоение языка как средства общения; — установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств; — овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи; — установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).
В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает как основная форма общения . Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации , потребность во внимании окружающих , желание довести до них цели и содержание своих действий. Дети испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих походах в лес, о любимых игрушках, маме, сестренке или братишке.
Развитие диалогической формы общения проходит следующие этапы: — этап преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»), — этап скоординированных речевых действий , направленных на поддержание социального контакта (беседа), — этап практического взаимодействия (содержательный диалог, личностно окрашенное общение). В результате происходит формирование диалогической позиции, умение слышать и слушать собеседника.
Очень важен целостный подход к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Педагогу следует обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики), правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание звуковой культуры речи (чистое произношение, четкую дикцию, интонационную выразительность).
Обучение диалогическому общению осуществляется в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью. В подобных формах взаимодействия как раз и решаются задачи, которые являются традиционными для методики развития речи: — обогащение и активизация словаря, — воспитание звуковой культуры речи, — формирование грамматического строя языка ребенка.
Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество .
Приемы, стимулирующие диалогическую речь: — сюрпризное появление игрушек, предметов; — обследование предметов, их свойств; — инсценировки, драматизации; — беседы на темы из личного опыта; — свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), интересными костюмами для ряжения , элементами декораций и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"
Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...
«Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми»
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседник...
"Развитие диалогического общения младших дошкольников"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи старших дошкольников в процессе общения со взрослыми»
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом фо...
Развитие диалогического общения у дошкольников.
Важнейший критерий собственно социализированной речи, диалога - наличие в речевом взаимодействии общающихся не менее трех взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и вст...
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения со взрослыми...
Консультация на тему: «Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения с взрослыми»
Развитие диалогической речи у дошкольников 2 – 7 лет в процессе общения с взрослыми....