проект "доброе слово лечит, худое калечит"
проект на тему

Мигунова Юлия Владимировна

добро

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_vezhlivost.docx135.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ужурский детский сад № 2»

Проект «Доброе слово лечит, худое калечит»

https://magnitkababy.nethouse.ru/static/img/0000/0002/1201/21201362.ogwph8nfsj.W665.jpg

Разработчики: Воспитатели:

Мигунова Юлия Владимировна,

Шахова Анна Владимировна.

Г. Ужур, 2017г.

 «Ничто не обходится нам так дёшево

и не ценится так дорого, как вежливость»

Сервантес.

Участники проекта: Дети средней группы «Пчёлки», родители, воспитатели группы.

Актуальность: Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Тип проекта: Познавательный.

Длительность: 2 недели (краткосрочный).

Срок реализации: С 2  – 13 сентября 2017г.

Цель: Расширять знание детей о вежливых словах и поступках, приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений, совершенствовать их речевой этикет и  культуру общения.

Задачи: 

1. формировать первичные представления о добре и зле;

2. воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно;

3. развивать чувство доброты, сопереживания;

4. расширять запас вежливых слов;

5. развивать творческие способности, память, воображение, фантазию.

Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку.

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Игры
  • Беседы

Ожидаемые результаты: 

В процессе реализации данного проекта прогнозируется: 

- употребление детьми различных форм этикетных выражений;

- формирование первичного навыка вежливого, доброжелательного общения;

- воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Подготовка:

- конспектов и планов занятий, бесед;

- консультаций для родителей.

3. Оформление информационного стенда для родителей.

4. Подборка художественной литературы по теме.

5. Подборка дидактических и других игр.

2 – этап. Практический.

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Испорченный телефон», «Отказ», «Приглашение», «Змей Горыныч», и т. д.

Сюжетно-ролевые игры: «Игрушки у врача», «День рождения Мишки».

Словесные игры: «Наши имена», «Вежливый котик»,  «В театре».

Подвижные игры: «Догони – вежливое слово говори», «Кто быстрее».

Познавательно – исследовательская деятельность.

Беседы по теме проекта: «Доброе слово лечит, а худое калечит»,  «Мы встречаем гостей», «Мы ходим в гости»,
«Вежливость».

Заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Коммуникативная деятельность.

Составление рассказа на тему: «Вежливый щенок», Составление рассказа из личного опыта: «Наши добрые поступки». Составление рассказа по серии картинок: «Так ведут себя вежливые дети».

Чтение художественной литературы.  В. Степанов «Уроки вежливости», С. Маршак «Урок вежливости», В. Голяховский  «Что за слово»,  Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Благинина «Добрые слова», «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева.

Музыкально-эстетическая деятельность: Песня «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной».

Театрализованная деятельность: Ситуативная игра-история с элементами театрализации  «Котик и Ежик на качелях»; Ситуативная игра-история «Машина», Ситуативная игра-история «Случай в малине», Ситуативная игра-история «Ириски».

Двигательная деятельность: Подвижная игра: «Если дружно нам живётся», «Мяч лови слова прощанья говори».

Продуктивная деятельность.

Рисование с элементами аппликации и пластилинографии: «Солнышко» (коллективная работа), раскрашивание раскрасок.

Плакат: «Как нельзя себя вести».

Папка для родителей: «Вежливый ребенок. Советы родителям».

Работа с родителями. 

Консультация: «Как научить ребёнка здороваться».

Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»

Помощь родителей в изготовлении плаката «Как нельзя себя вести» (принести картинки и стихи для плаката).

3 этап. Заключительный.

Презентация продуктов проекта:

1. Плакат: «Как нельзя себя вести».

2. Занятие - развлечение: «В мире вежливости и хороших манер».

3. Коллективная работа «Солнышко».

4. Папка для родителей: «Вежливый ребенок. Советы родителям».

Определение задач для новых проектов: Продолжать формировать добрые дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Приложение 1

Памятка для родителей по воспитанию культуры

поведения у детей

Процесс воспитания культурных привычек пойдёт более успешно, если сами родители будут примерными.

Никакого лицемерия, приспособленчества и фальши не должно быть ни в одном акте воспитания. Дети должны быть свидетелями безупречного поведения старших, их родителей всюду – и за столом, и на улице, и в общественном месте. Для этого очень важно, чтобы с малых лет вокруг ребёнка была создана высоконравственная атмосфера.

Детям необходимо видеть культурные манеры родителей, их вежливое обращение, сердечное отношение к людям. В таких условиях образование навыков вежливости будет протекать успешно. Если же родители станут только требовать от детей культурного поведения, а сами не подадут хорошего примера, то выработка такого поведения будет затруднена.

А те культурные привычки, которые образовались под влиянием детского сада, школы, будут разрушаться, так как не найдут систематического подкрепления в семье.

Приложение 2

Консультация для родителей

«Как научить ребенка здороваться»

Цель: помочь родителям найти правильный подход в воспитании у своего ребёнка элементарных правил этикета, выбрать правильный стиль общения с ребёнком, выяснить причину такого поведения ребёнка и в соответствии с этой причиной выбрать правильное решение. Нередко воспитатели слышат от огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Как помочь в этом случае молодым мамам и папам воспитать малыша и на, что следует обратить внимание самому педагогу?

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать «Здравствуйте!» или «До свидания!». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь, копируем воспитательную тактику последних. Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей. Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком. Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: « А как же научить ребенка здороваться?» Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому «дрессировка» хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «До свидания!» не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А, значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Между тем существует несколько способов, способных помочь в решении данной проблемы.

Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.

Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить « Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: « Так принято, все так делают!» Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку « Что случится, если люди перестанут здороваться?». Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

Предоставление права выбора.

Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали « Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы « Мне понравилось, как ты поздоровался с…» или « Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» помогут принять детям правила человеческой жизни.

Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.

 Приложение 3

Беседы с детьми

«Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель: Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход:

Воспитатель: Много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культуру. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношений людей друг с другом.

Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.

Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И, наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и вежливые люди. И вам хочется дружить с ними, быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего, себя. Существует много правил, с ними мы будем знакомиться на наших занятиях. Надо только твердо знать – всегда быть вежливым и доброжелательным к людям.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Существует пословица: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Об этом есть прекрасные русские сказки: «Морозко», «Привередница», «Дочь и падчерица».

Послушайте сказку «Дочь и падчерица» и подумайте: кому из героев сказки доброе слово помогло, а кого худое искалечило.


Сказка «Дочь и падчерица»


Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:

– Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет. Что делать! Послушал мужик бабу – свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек крупы и говорит:

– Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай – сиди да пряди.

Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка – говорит:

– Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!

– Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку – я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.

Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:

– Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.

Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери, и шепчет ей на ушко:

– Не бойся, девица! Скажи: Давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.

Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкой – не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:

– Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.

Наутро говорит баба:

– Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она за ночь. Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:

– Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.

– Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!

Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза загорелись.

– Экая важность! – кричит. – Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.

Повез мужик и Бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:

– Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!

– Ишь какая! – закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.

Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:

– Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.

Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.

– А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.

Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звонит, а мышка приговаривает:

– Злой девице живой не быть!

Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:

– Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.

Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:

– Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой Бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!

– Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: Бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!

Собачка съела блин и залаяла:

– Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.

Что ни делала баба с собачкой: и блины ей давала, и била ее, – она знай свое твердит…  Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.

Вопросы:

Кому из героев доброе слово помогло выжить? (падчерице)

Кого худое слово сгубило? (дочку Наташку)

Как она разговаривала с мышкой? (грубо)

Вспомните, какими словами она ответила мышке?

Что произошло с дочкой? Почему?

Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

Кому бы в первую очередь вы хотели помочь? Как?

Что бы вы сказали Наташе, если бы она была в вашей группе?
Игры и задания:

В сказку попала волшебная палочка, она хочет, чтобы вы помогли изменить конец сказки и научили быть вежливой дочку Наташу, чтобы доброе слово ее вылечило.

– Кто из вас хочет быть волшебником?

– Давайте еще раз уточним пословицу: «Доброе слово лечит, а худое калечит»

– Что означают эти слова?

– Послушайте, какие пословицы есть еще про добрые, вежливые слова:

Доброе слово сказать, что дождь в засуху;

С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

Эти пословицы можно говорить и тогда, когда один человек другому говорит о чем-то очень хорошем.


Беседа «Мы встречаем гостей»
(Правила речевого поведения при встрече с незнакомыми людьми)


Цель: Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
Ход:

Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Есть не очень красивые, но очень вежливые, добрые люди. И вам с ними хочется общаться.

Я знаю одного такого героя, который одет в поношенный голубой кафтан, на голове старая потертая шляпа и внешне он непривлекателен, но, прожив на свете один день, стал вежливым.

Хотите узнать, кто это? Тогда слушайте. (Чтение главы «Страшила» из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).
Вопросы:

Как звали вежливого героя? (Страшила)

Почему его так назвали?

Понравился вам этот герой? Почему?

Как он приветствовал девочку? («Добрый день»)

Что он спросил у Элли? («Как ты поживаешь?»)

Почему Тотошка обиделся на Страшилу? ( Потому что тот забыл поздороваться с ним).

Как поприветствовал Тотошку Страшила? (Ах, виноват, виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. Честь имею представиться: Страшила!)

Какие еще вежливые слова употреблял в своей речи Страшила7 (Спасибо, чрезвычайно признателен, спокойной ночи, извините, здравствуйте)

Скажите, пожалуйста, а Элли и Страшила были знакомы? (нет, они встретились первый раз)

Какие правила речевого этикета использовал Страшила при встрече с Элли? (говорил вежливым тоном, использовал в речи «волшебные слова)

 Игры и задания: К вам в группу пришла незнакомая воспитательница посмотреть, как вы занимаетесь. Что вы будете делать? (скажем: «Здравствуйте», принесем стул и скажем: «Садитесь, пожалуйста»).

Как вы думаете, что будет чувствовать эта воспитательница после ваших слов? (она будет радоваться и улыбаться вам, потому что она увидит, какие вы вежливые и как вы внимательны к ней).

Разыгрывание сценки: Кто-то из детей по желанию изображает воспитателя, который приходит в гости.

– Что можно сказать? (Подвести детей к вариантам приветствий. При приветствии можно сказать не только «Здравствуйте», но и «Доброе утор», «Добрый вечер», «Мы рады вас видеть» и др.).

Беседа «Мы ходим в гости»
(Правила речевого поведения в гостях)

Цель: Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания.

Ход: 

– Дети. Любите ли вы ходить в гости?

Надо уметь вести себя в гостях, быть вежливым. Сегодня мы поиграем в «гостей».

Перед началом игры дети подготовительной группы покажут вам отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Сказка вам подскажет, как надо вести себя в гостях.

Вопросы:


Кто в роли хозяйки и хозяина?

Как приветствовали гости и хозяева друг друга («Мое почтение», «Привет», «Здорово»)

Как еще можно поприветствовать? («Здравствуйте», «Добрый вечер», «Я рада вас видеть» и др.)

Кто пришел в гости? (Козел, Коза, Петух, Курица)

Как вы считаете, все ли герои сказки культурно вели себя в гостях? (нет)

Почему вы так думаете? (Коза собралась есть стул; Коза, Свинья и Курица начинают спорить в гостях; Коза обращается невежливо: «Слушай, дурень»)

Как прощались гости? («Прощай хозяюшка», «Я от души благодарю», «Прощайте», «До свидания», «Спасибо за компанию»)

А можно прощаться еще по-другому («До завтра», «До встречи», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Всего хорошего»)

Игры и задания:

Перед игрой в «гости» выбираем считалкой, кто будет хозяином и хозяйкой. В роли гостей – все остальные дети и педагог. Он тактично подсказывает и гостям, и хозяевам о правилах речевого поведения.

Перед игрой – повторить правила:
– Как надо вести себя в гостях? (не забывать приветствовать, вести себя культурно, не забывать про «волшебные слова, при уходе из гостей прощаться)

Беседа «Вежливость»


Цель: Вызвать у детей желание быть вежливым.

Ход: 

Вносим игрушку – кролика. Спрашиваем у детей:

– Хотите послушать сказку про кролика?

Сказка называется «Вежливый кролик».

Как вы понимаете слово «вежливый»?

Что значит быть вежливым?

Кого из вашей группы можно назвать вежливым и почему?
Читается сказка.

Сказка «Вежливый кролик»

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес, ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.

Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере жила Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

«Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите, – ласково ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик понял, с кем имеет дело, – он узнал голос Змеи.

– Простите, что побеспокоил Вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! – и бросился бежать со всех ног. Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не ответила! Ох, уж эти мне вежливые кролики!

Вопросы:

Понравилась вам сказка?

Что понравилось больше всего?

Почему Кролик остался жив?

Что он подумал после того, как спасся (вежливость никому не мешала)

Что подумала Змея?
(Сравнение сказок «Гуси-лебеди» и «Вежливый Кролик»)

Девочке не сразу помогли.

Мог ли Кролик спастись, если бы не сразу вспомнил вежливые слова, как девочка из сказки «Гуси-лебеди»?

Что бы могло произойти?

   Поэтому вежливые слова и называют «волшебными».
            Игры и задания:
Кролик просит вспомнить, были ли у вас случаи, когда вам помогала           вежливость? (рассказы детей)

Приложение 4

Ситуативные игры-истории с элементами театрализации

«Котик и Ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

«Машина».

Котику мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Котик довольный помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот

Молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Котик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу:

«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».

Выход из проблемной ситуации.

Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Котик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

 «Случай в малине».

День был июльский, и жаркий, и длинный.

Котик и Ёж собирали малину.

Только в траве, возле старой березы,

Котику в лапу вонзилась заноза.

Просит он Ёжика: «Друг, помоги!

Мама малинку ждет в пироги!»

«Я не желаю тебе помогать,

Лапкой одной можешь ягоды рвать.

Не я уколол тебя», — Ёжик сказал,

В помощи другу он отказал.

Выход из проблемной ситуации.

-Не огорчайся, мой друг, не беда!

Ведь помогаю тебе я всегда!

-Вместе мы сладкой малины нарвем,

Сладкий пирог вместе мы испечем.

 «Помощь Бельчонку»

Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!»

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

 «Ириски».

Котику как-то купили ирис

С очень веселым названьем «Кис-кис».

Лучше ириса нет в мире конфет!

(Это, признаться, уже не секрет.)

Ежик сказал: «Я конфеты люблю!

Не угостишь — я тебя уколю!»

Котик ответил: «Если ты злой,

Значит, ириски не дам ни одной!»

Выход из проблемной ситуации.

Котик ни капельки не удивился:

«Что же ты, Ежик, так рассердился?

Ирис я принес, чтоб тебя угостить,

Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»

Приложение 6

Коммуникативные дидактические игры

 «Испорченный, телефон»

Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.

Вариант 1. Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.

Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.

«Просьба»

Цель: упражнять детей в способах установления контактов и выражения просьбы.

Оборудование: игрушки.

Вариант 1. Дети стоят в кругу, а один ребенок с игрушкой в руках — в центре круга. Дети по очереди просят его дать им поиграть с игрушкой. Игрушку получает тот, кто, по мнению водящего, лучше всего высказал просьбу. При этом водящий должен объяснить, почему он отдал игрушку именно этому ребенку.

Вариант 2. Дети делятся на пары. У одного — игрушка, а второй должен уговорить его дать поиграть с ней. Затем дети меняются парами и ролями. Далее нужно выяснить, почему кому-нибудь не дали игрушку.

«Отказ»

Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.

Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.

Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.

«Приглашение»

Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.

Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе—мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Ксюша, я хочу пригласить тебя в театр.» — «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.

«Змей Горыныч»

Цель игры: дать детям представление о том, что в каждой проблемной или конфликтной ситуации есть несколько вариантов (или стилей) поведения, учить их находить выход из различных ситуаций, гибко изменяя стиль поведения.

Оборудование: игрушка Змей Горыныч.

К детям прилетает Змей Горыныч (мягкая игрушка). Это необычный Змей Горыныч, все головы у него разные. Одна голова очень добрая — Добруля, другая очень злая — Злюка, а третья голова — Задавака, потому что она очень любит задавать детям вопросы.

В ходе игры воспитатель предлагает детям различные проблемные и конфликтные ситуации, которые по-разному разрешают Добруля и Злюка, а Задавака задает детям вопросы, выясняет, как бы поступили они в данной ситуации. Важно, чтобы дети не просто описывали свои действия, а демонстрировали их, показывали, что и как они сделают. Ситуации, к примеру, могут быть такими.

Ситуация 1. Ссорятся двое детей из-за новой игрушки. Добруля говорит, что отдала бы игрушку другому ребенку, ведь ему так хочется поиграть. Злюка утверждает, что ни за что бы не уступила, ведь ей самой тоже очень нравится игрушка и хочется с ней играть. Задавака задает вопрос: «А как бы поступили вы?»

Ситуация 2. Дети чистят зубы, а у одного ребенка нет зубной щетки…

Добруля отдала бы свою зубную щетку этому ребенку».

Злюка ни в коем случае не отдала бы щетку, она ей и самой нужна, да к тому же зубная щетка — предмет индивидуального пользования. Так что ни за что и никогда! Задавака выясняет у детей, как бы поступили они.

Со временам роли Добрули, Злюки и Задаваки могут исполнять дет. Можно даже организовать командную игру. Команды Добрули, Злюки и, например, Мудрули обсуждают и высказывают свои точки зрения, демонстрируют поступки.

Приложение 7

Сюжетно-ролевые игры

«Игрушки у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«День рождения Мишки»

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Мишке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Мишки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Мишке и поздравляют его. Мишка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Приложение 8

Словесные игры по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

 «Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

 «Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место.

 «В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

 

Приложение 9

Конспект занятия по проекту

 «Урок вежливости»

Цель: Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплемент) и не речевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Материал: Ларец (шкатулка), «волшебная палочка».

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», беседы.

 Ход занятия

Предлагаю детям игру «море волнуется»

Цель: помочь детям владеть своим телом. Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:

- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: морская фигура замри, (дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать.)

- Ребята, к нам обратилась за помощью Фея вежливости. У нее случилась беда - (читает письмо).

Злой волшебник похитил у Феи волшебную палочку и закрыл в ларец, а ключи от замка выбросил в океан. Этот замок может открыться лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Хотите помочь Феи вежливости? (Да)

Для того чтобы что-то сказать друг другу сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку. (Дети могут встать парами с кем хотят).

- Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени)

- А что вы знаете про свое имя? (ответы детей)

- Почему, Вас, так называли, в честь кого? (ответы детей)

- Как называют Вас родные? (ответы детей)

- Что означает Ваше имя? (ответы детей если знают)

Воспитатель предлагает поговорить о значении имен детей и о том, как можно назвать по имени друг друга ласково.

Анна – добрая, отзывчивая натура, склонная к самопожертвованию. Можно назвать ласково Аня, Анечка и т.д.

Вероника - «приносящая победу».

Вадим - от древнерус. вадити, т.е. «учить, привлекать»

Сергей – высокий, высокочтимый

Данил - «мой судья - Бог» , разговорная форма имени - Данил, Данила, старо-разговорная форма имени - Данило.

Максим – Величайший

Ксения – гостья

Маргарита – жемчужина

Захар – божья память

Кристина – христианка

Олеся – прямодушная, искренняя

Илья – сила божья

Николай – победитель народов

Софья – мудрая

Валерия - здоровая

Воспитатель предлагает игру «Цветок - Имя»

Вставьте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуй увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите о своем цветке.

- Дети, мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг другу, прежде чем начать разговор».

- Дети, а когда вы обращаетесь к взрослым, то как вы их называете? (По имени и отчеству).

- Когда вы станете взрослыми к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. Представьте, что каждый из Вас стал взрослым. Я буду называть вас по имени, отчеству, а вы должны, встать, походить по группе, как ходят взрослые, и представиться, например: Я – Данил Алексеевич (Данил Вергун).

А теперь нам нужно отгадать вторую тайну. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Дети приветствуют друг друга). Удобно ли вам было приветствовать друг друга? (Нет). Что вам мешало при этом? (ответы детей).

- Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вспомните интересную историю про мальчика Павлика. Как он произносил волшебное слово? (спокойно, вежливо, глядя в глаза). А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону? (ответы детей). — Вот мы с вами раскрыли вторую тайну.

- Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой,   прической;   например:   «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься другими», «Ты сегодня очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно»,

- Давайте   с   вами   поиграем   в   игру,   которая   так   и   называется «Комплимент».   Встаньте в круг, и обращаясь по имени друг другу, глядя в глаза, произнесите комплимент. Вот мы и разгадали третью тайну.

Какие же три тайны вы сегодня узнали? (Ответы детей). Правильно:

а) при встрече друг с другом с начала улыбнитесь, называя имя;

б) посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите
волшебное слово;

в) посмотрите, друг другу в глаза произнесите комплимент.

Воспитатель открывает шкатулку, а там лежит волшебная палочка, Феи вежливости. Ребята, вы сегодня помогли Феи, спасибо вам.

Конспект занятия - развлечения

«Будьте вежливы!»

Цель: Углублять представление детей о вежливости, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. 

Задачи:

- расширять представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность)

- обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

-побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
- Добиваться доброжелательной, интонационной выразительности речи.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», беседы, загадки, игры.

Сказочные персонажи: Незнайка (взрослый).

Материалы: Музыкальные записи, игрушка-машинка, книга, лавочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.
Давайте с ними поздороваемся.

Здороваются.

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Например, Вадим, не сердись, улыбнись».

Дети выполняют.

Воспитатель: Я желаю, чтобы мы сегодня были все вежливы и внимательны друг к другу! Я приглашаю вас на праздник вежливости! А поедим мы туда на машинах. Заводим машины и поехали. (звучит музыка езды машины «Бибика» и дети имитируют движение машины. Останавливаемся возле стульчиков)

Воспитатель: Садитесь, ребята, пожалуйста, поудобнее на стульчики. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно. (Садятся)

Сегодня мы поговорим о вежливости:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. Пожелайте друг другу Доброго утра.

Дети говорят Доброе утро!

Воспитатель: Как вы думаете, вежливость можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус? (Нет).

Воспитатель: Ребята, вежливость можно услышать в словах человека, а увидеть в его поступках. Вспомните, пожалуйста, свои добрые и вежливые поступки и расскажите нам. (уступил место девочке, поделился конфетой, заступился за девочку, помог маме убрать мусор…)
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь немного поиграем.

«Всем, кто вежливым растет».

Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

- Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку и говорят «здравствуй». (когда дети бегут звучит музыка)

Воспитатель: Молодцы, проходите на стульчики.

(Садятся).

Воспитатель: А хотите еще поиграть? (Да)

Игра «Вежливые загадки»

Сейчас я вам прочитаю текст, если текст учит вежливости, вы хлопаете в ладоши. А если загадка учит плохому – топаем ногами.

  1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
  2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
  6. Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Воспитатель:Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

А кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) 

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (хорошее слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать) 

-Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?

Раздается стук в дверь

Воспитатель: Ребята, слышите, кажется кто-то постучал в дверь! Кажется к нам кто-то пришел! Что нужно сказать?

(Войдите, пожалуйста!)

Входит Незнайка

Незнайка: Здравствуйте, ребята! (Отвечают).

Я тут мимо проходил и услышал, что вы здесь про вежливость что-то говорили. Вот я и подумал: Вот куда мне нужно зайти!

Ребята, мне очень нужна ваша помощь.  В школе нам задали домашнее задание, но я с ним не как не могу разобраться. Вы поможете мне?

Воспитатель: Незнайка, мы с ребятами с удовольствием тебе поможем! Правда? (ответы детей)

Воспитатель: Скажи, а что тебе задали в школе?

Незнайка: Нужно выбрать из сказок хороших героев и злых.

Воспитатель: Думаю, ребята справятся с этой задачей. (Ответы детей)

Баба-Яга, Василиса Примудрая, Кощей Бессмертный, Золушка, Мачеха Золушки, Кот в сапогах, Колобок, Лиса, которая колобка обманула, Красная Шапочка, Волк, который переоделся в бабушку.

Незнайка: Ой, какие вы умные! Все знаете! Спасибо вам ребята за помощь! А можно я с вами здесь еще побуду, поучусь у вас вежливости? (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно можно, Незнайка! Мы тебя тоже приглашаем на наш праздник вежливости!

 Воспитатель: Ребята, послушайте, нужно закончить предложение. И ты, Незнайка помогай.

Игра «Закончи предложение»

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит... Добрый день.
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого... Спасибо.
  • Если тебя бранят за шалости, надо сказать... Прости, пожалуйста.
  • Где бы ни были, на прощание мы говорим... До свидания.
  • Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь... Здравствуйте.

Воспитатель:  Молодцы, а я вас хочу научить очень интересной игре, которая называется «Мы с тобой одна семья»

«Мы с тобой одна семья»

(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему).

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

(Дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?

(За плохой поступок, за обидные грубые слова).

Воспитатель: Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

- Сейчас посмотрим, как наши герои выйдут из непростых ситуаций.

Сценка

(Девочка – Олеся, мальчик – Данил В., мама – Ксюша Т.)

Мальчик и девочка сидят на скамейки. У девочки в руках книга, у мальчика машинка.


Воспитатель: Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчику, увидев девочку, тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил забрать ее у девочки (мальчик забирает книгу, девочка плачет). Мальчик дергает девочку за косичку.

- Ай-ай - (заплакала девочка).

На крик прибежала мама девочки: Почему ты обижаешь мою дочь? (Она посмотрела сурова).

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай! – улыбнулась мама. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.

-Давай помиримся - сказал мальчик.

Мальчик с девочкой помирились.

Ребята, а вы знаете мирилки?

Давайте вместе скажем мирилку, которую мы знаем!

Мирись, мирись,
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья. ( дети обнимаются)

Воспитатель: Молодцы ребята! Умение признавать свои ошибки и исправлять их – вот самое лучшее качество человека!

Незнайка: Друзья, я очень рад, что попал к вам сегодня на праздник вежливости! Я теперь тоже буду вежливым, как и вы! До свидания! Мне пора домой!

Воспитатель: Молодец, Незнайка! Приходи к нам еще!

Незнайка: Обязательно приду!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, с какими человеческими качествами мы сегодня с вами познакомились? (вежливость). Как мы будем себя вести? (вежливо) Какими волшебными словами будем пользоваться? (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свиданья, добро пожаловать). А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет Тема: «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отн...

Проект «Доброе слово лечит, худое калечит»

Актуальность: Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание дет...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы по теме : Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму с

Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к бли...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Развитие у  детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием....