Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
проект (младшая группа) по теме
Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир.
И начинается большая жизнь обычно с детского сада.
Что такое адаптация?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ»
«Первый раз в детский сад»
в 1 младшей группе
Проект на тему: «Первый раз в детский сад»
Вид проекта: информационно-творческий
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатель, медсестра.
Актуальность проекта: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Цель проекта: Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
- Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени адаптации.
- Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
- Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
- Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
Этапы работы над проектом:
Первый этап подготовительный
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- разработка анкет для родителей;
- составление перспективного плана мероприятий проекта.
Второй этап основной (этап наблюдений)
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации. Наблюдение осуществляют воспитатель, медсестра. Каждый выполняет свои функции.
1. Воспитатель:
- Понаблюдать за поведением ребенка;
- Выявить особенности семейного воспитания;
- Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
- Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада. Обращать внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество
2. Медсестра:
Совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;
- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;
- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;
- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;
- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.
Третий этап заключительный
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- презентация проекта для педагогов и родителей;
По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.
По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
План проекта
Период | Содержание
|
Сентябрь | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; - «Минутки вхождения в день» адаптации к ДОУ (для воспитателя); - Развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста (перечень); - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Грибок», «Цветочек», «Ежик», «Лошадка» |
Октябрь | - Консультация «Растим ребенка здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Сказка репка»; - Игра «Топ-топ» - Игра «Дождик и солнышко» -. Потешка «По ровненькой дорожке» - Стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки» - Игра «Прятки с мячом» - Потешка «Друг веселый, мячик мой» - Игра «Наш мячик» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» |
Ноябрь | - Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Потешка «Зайка серенький сидит», «Сорока-белобока» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»; - Нетрадиционное рисование: Рисование ладошками (коллективная работа) «Осенний ёжик» |
Заключение
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас, педагогов. Ведь в этом и заключается наша работа сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
Информационные ресурсы и литература
- http://www.detsad14.ru/psychology/articles/emot_troubles.html эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду.
- http://volgo-mame.ru/publ/71-1-0-263 адаптация ребенка в детском саду .
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....
- Мне нравится (1)