Проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
проект (младшая группа) по теме

Яковлева Валентина Александровна

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир.

И начинается большая жизнь обычно с детского сада.

Что такое адаптация?

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_adaptatsii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Адаптация детей раннего
возраста к условиям ДОУ»
«Первый раз в детский сад»
в 1 младшей группе

                                                         

     

                   

                               

Проект на тему: «Первый раз в детский сад»

Вид проекта: информационно-творческий

Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Участники проекта: вновь поступающие воспитанники и их родители, воспитатель, медсестра.

Актуальность проекта: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи: 

  • Создавать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  •  Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
  •  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Успешное прохождение детьми  адаптационного периода с высокой вероятностью  легкой и средней степени адаптации.
  • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
  • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
  • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Этапы работы над проектом:

Первый этап  подготовительный

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  •  разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

Второй этап основной  (этап наблюдений)

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.       Наблюдение осуществляют воспитатель, медсестра. Каждый выполняет свои функции.

1. Воспитатель:

  •    Понаблюдать за поведением ребенка;
  •    Выявить особенности семейного воспитания;
  •   Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
  •   Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.  Обращать внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество

2. Медсестра:

Совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;

- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;

- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;

- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;

- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

Третий этап заключительный

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;

По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.

По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

План проекта

 

Период

Содержание

 

Сентябрь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- «Минутки вхождения в день» адаптации к ДОУ (для воспитателя);

- Развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Грибок», «Цветочек», «Ежик», «Лошадка»

Октябрь

- Консультация «Растим ребенка здоровым»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Кукольный спектакль «Сказка репка»;

- Игра «Топ-топ»

- Игра «Дождик и солнышко»

-. Потешка «По ровненькой дорожке»

- Стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки»

-  Игра «Прятки с мячом»

-  Потешка «Друг веселый, мячик мой»

-  Игра «Наш мячик»

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»;  «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

Ноябрь

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

- Потешка «Зайка серенький сидит», «Сорока-белобока»

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»;

- Нетрадиционное рисование: Рисование ладошками (коллективная работа) «Осенний ёжик»

 

Заключение

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.

 Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас, педагогов. Ведь в этом и заключается наша работа сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

Информационные ресурсы и литература

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....