«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Тема моей консультации «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста». «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Ральф Эмерсон американский философ, писатель,поэт). Значение слова эксперимент в энциклопедическом словаре: (от лат, experimentum - проба - опыт, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.
Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, мышления, ума. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.
Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
При оборудовании уголка экспериментирования должно учитываться :
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материалы и оборудования в уголке экспериментирования:
приборы-помощники: лупы, компас,— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
• разнообразные сосуды из различных материалов;
• Природный материал: глина, песок, ракушки,; камни (галька, гравий, керамзит;) шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мох; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки; металлические предметы;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, фольга, копировальная кусочки материалов , кожи поролона
• гигиенически безопасные красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); ; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);
— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
• Медицинские материалы: пипетки, пинцеты, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла(пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски),— мензурки, сита и воронки разного размера и материала;
— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;
— дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.
После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость .В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект природу, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми надо соблюдать правила техники безопасности:
•— экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
• Аккуратно пользоваться с приборами
• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
•
• Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
-все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;—
— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;
— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;
— «все материалы после работы убери на место».
При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна увлекать детей.
- Решение темы должно принести реальную пользу участникам экспериментальной деятельности (раскрыть лучшие стороны интеллекта).
- Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности.
Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, ) почувствовать себя учеными. Важно задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Заключительным этапом эксперимента подведение итогов и формулирование выводов.Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов (оформлять в рисунках, схемах).
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Тема моей консультации «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста». «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Ральф Эмерсон американский философ, писатель,поэт). Значение слова эксперимент в энциклопедическом словаре: (от лат, experimentum - проба - опыт, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.
Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, мышления, ума. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов взрослым, и не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». В процессе ознакомления с окружающим миром у детей возникает много вопросов к воспитателю.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.
Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.
Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
При оборудовании уголка экспериментирования должно учитываться :
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материалы и оборудования в уголке экспериментирования:
приборы-помощники: лупы, компас,— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
• разнообразные сосуды из различных материалов;
• Природный материал: глина, песок, ракушки,; камни (галька, гравий, керамзит;) шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мох; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки; металлические предметы;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, фольга, копировальная кусочки материалов , кожи поролона
• гигиенически безопасные красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); ; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);
— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
• Медицинские материалы: пипетки, пинцеты, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла(пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски),— мензурки, сита и воронки разного размера и материала;
— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;
— дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.
После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость .В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект природу, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми надо соблюдать правила техники безопасности:
•— экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
• Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
• Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
• Аккуратно пользоваться с приборами
• Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
• Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
•
• Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
-все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;—
— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;
— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;
— «все материалы после работы убери на место».
При выборе темы соблюдаются следующие правила:
- Тема должна увлекать детей.
- Решение темы должно принести реальную пользу участникам экспериментальной деятельности (раскрыть лучшие стороны интеллекта).
- Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности.
Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, ) почувствовать себя учеными. Важно задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Заключительным этапом эксперимента подведение итогов и формулирование выводов.Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов (оформлять в рисунках, схемах).
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...
Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...
Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Инновационный опыт воспитателя...
«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Опыт работы...
Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...