Выступление на методическом объединении
статья (старшая группа) на тему

Гришанова Екатерина Владимировна

"ФГОС ДОУ о познавательном развитии и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

«ФГОС ДОУ о познавательном развитии и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В философии «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

   Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Из чего сделаны облака?», «Почему деревья качаются?», «Как достать до неба?» Для развития

детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности –учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.

   Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

   Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

•когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

•деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

•эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

   В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

   Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

   К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

   В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые (ролевые) проекты, информационно-практико-ориентированные проекты.

   Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития,

так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятель-

ность, в процессе которой происходят существенные изменения в психиче-

ской сфере. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное со-

держание образовательных областей на реализацию в определённых видах

деятельности, особое внимание уделяя познавательно- исследовательской

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

     Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

    Исследовательская деятельность помогает развивать свободную творческую личность ребёнка и решает следующие задачи:

- формирует познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;

- активизирует мыслительные процессы;

- обогащает память;

- способствует формированию коммуникативных навыков;

- формирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирует умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развивает желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

   Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.

   Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста: опыты (экспериментирование), коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по «реке времени».

   Для достижения детского успеха в познавательно-исследовательской деятельности предлагается:

      • вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

      • предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

    дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

      • создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

   Экспериментальная деятельность ребенка, поддержание его познавательного интереса, совершенствование познавательно-исследовательских умений и навыков зависит не только от педагогов. Важную роль играют в этом и родители. Стоит их привлечь к созданию познавательно-развивающей среды в группе (помощь в оборудовании уголка экспериментирования, в пополнении необходимыми материалами, изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организация фотосессий) и заинтересовать совместной детско-взрослой познавательно-исследовательской деятельностью.

    У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:

- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и разгадать»;

- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;

- созидательным – «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».

   Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.

   Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

2. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольникоьлллв. - М.: Просвещение, 2005.

3. Журнал «Дошкольная педагогика» №10 /2012. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» (весь журнал посвящен экспериментально-исследовательской деятельности).

4. Никифорова О.А., Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №3.

5. Тегушева Г.П., Чистякова А.Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2004.

7. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В., Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов

Данная презентация прилагается к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов....

Мое выступление на методическом объединении

Презентация на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...