Проект по самообразованию на 2017-2018 уч. год. Тема "Гендерное воспитание дошкольников на основе культурных традиций родного края"
проект (старшая группа) на тему
Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Полоролевое воспитание в детском саду должно обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволить сформировать адекватную полу модель поведения.
Использование народных традиций в гендерном воспитании необходимо, прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Гендерное воспитание дошкольников на основе культурных традиций родного края" | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевск
Проектная работа.
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №1 «Бэлэкэч»
Гилфанова Венера Маратовна
Руководитель проектной работы:
_____________________________
________________«______» 2017г.
г.Альметьевск - 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | стр |
Введение | 3 |
1.Актуальность проекта | 3 |
2.Цели и задачи проекта | 6 |
2.1 Цель проекта | 6 |
2.2 Задачи проекта | 6 |
2.3 Целевая группа проекта | 7 |
3. Проектное решение | 7 |
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 7 |
5. Программа проектных мероприятий | 9 |
6.Ожидаемые результаты реализации проекта | 22 |
7.Риски реализации проекта | 22 |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта | 23 |
Заключение | 24 |
Список литературы | 25 |
Интернет-ресурсы | 26 |
Приложение 1 | 27 |
Приложение 2 | 28 |
Приложение 3 | 29 |
Введение
Обоснование внедрения проекта:
Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Полоролевое воспитание в детском саду должно обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволить сформировать адекватную полу модель поведения.
Использование народных традиций в гендерном воспитании необходимо, прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
- Актуальность проекта
В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке межполовых отношений, «размытостью» полоролевых стереотипов, недифференцированностью эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как святыне. Это отнюдь не полный перечень действующих факторов, обуславливающих необходимость разработки проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет способствовать успешной социализации детей, совершенствованию «мужской» («женской») индивидуальности, построению ими в будущем гармоничных семейных взаимоотношений. Многие из представительниц прекрасного пола стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения в содержании теоретико-методологических подходов в образовании: по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что в дошкольных образовательных учреждениях содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей. Отсутствует ориентир на гендерное развитие мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом, интеллектуальном развитии и социальном поведении. ДОУ способствует формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с нехваткой пособий, дидактического материала, отсутствием методических рекомендаций по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста и совершенствованию профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитания и образования детей дошкольного возраста. Недостаточно используется богатый потенциал культуры родного края, как хранительницы лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяющая детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, познавать тайные смыслы человеческой жизни, выступающая основным средством развития индивидуальности ребенка. Дает ему возможность осваивать свое окружение, развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков (девочек).
Большинство родителей наших воспитанников, в силу нехватки времени, не имеют возможности в достаточной мере посещать вместе с детьми музеи, театры и другие исторические места Альметьевска, знакомиться с интересными людьми, поступки и добрые дела которых послужили бы нашим воспитанникам хорошим примером для подражания.
Наличие всех выше перечисленных факторов послужило возникновению данной темы для работы в МБДОУ д/с № 1 «Бэлэкэч».
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;
- необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной практической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста;
- имеющимся богатым потенциалом народных традиций родного края и недостаточностью использования его в гендерном воспитании дошкольников.
Устранение данных противоречий в ходе проекта позволит создать систему работы по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края.
Теоретическую базу инновационной работы представляет ряд фундаментальных научных исследований по данной проблеме.
Проблема гендерного воспитания в отечественной педагогике и психологии сегодня привлекает огромное количество исследователей (В.С. Агеев, Д.В, Колесов, Л.Г, Хрипкова, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Д.Н, Исаев, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Л. Колберг, Дж. Стоккард, М. Джонсон, А Бандура, С. Бэм, В. Мишел и др.). Процесс гендерного воспитания, как указывает ряд отечественных (И.С.Кон, Т.А. Репина, В.Е. Каган и др.) и зарубежных исследователей (А.Бандура, Э.Маккоби, Л.Кольберг), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, рассматриваемый как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате которого он овладевает социальной ролью человека. Е.Н. Каменская считает, что современные приоритеты в воспитании детей состоят не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, вариативности в овладении гендерным репертуаром, искренности, взаимопонимания, взаимодополнительности.
Наиболее полно раскрыл эту проблему в своих работах французский мыслитель и педагог Ж.Ж.Руссо, который обосновал необходимость разного подхода в воспитании мальчиков и девочек в своѐм « Эмиль, или о воспитании». Ж.Ж.Руссо объяснял причины существующих психологических различий между мужчинами и женщинами необходимостью и возможностью выполнять ими своѐ назначение «в физической и моральной области». Отмечая необходимость различий, как в целях, так и в методах воспитания мальчиков и девочек, он вместе с тем считал, что определённые качества не могут быть принадлежностью того или другого пола. Мужчины и женщины наделены одинаковыми качествами, но в разной степени. Ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Ж.Ж.Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности и возводил в идеал скромную, благонравную мать семейства, принадлежащую к третьему сословию, но с хорошим физическим и эстетическим воспитанием.
В России XVI-XVIII веков, как и в странах Западной Европы, существовавшая официальная педагогическая теория и практика были также нацелены на подготовку детей разного пола к разным социальным ролям в будущем. Приоритетным в воспитании девочек считалось подготовка их к семейной жизни, а мальчиков к общественной. Система воспитания мальчиков существенно отличалась от воспитания девочек, и учебные заведения для них были раздельными (П.Н.Милюков, 1905). Примером дифференцированного воспитания детей разного пола в России могут служить кадетские корпуса для мальчиков и Институт для благородных девиц в Смольном (В.В.Пономарѐва, Л.Б.Хорошилова, 1999).
Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья. Как отмечают П.Рожнова, М.Забылин, Н.И. Костомаров, Г.Н. Волков, И.И. Шангина, В.С.Кукушин и др., «семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев), культ семейного благополучия и счастья». Лучшие педагоги и учителя при воспитании детей всегда обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной предшествующими поколениями. Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т.д.
2. Основная идея проекта заключается в создании системы работы с детьми по гендерному воспитанию на основе культурных традиций родного края.
2.1 Цель проекта: воспитание гендерной идентичности на основе культурных традиций родного края.
Достижение поставленной цели будет возможным при решении следующих задач:
1. Изучить современные подходы в организации гендерного воспитания детей в системе современного дошкольного образования.
2. Формировать социально адаптированную личность ребенка дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом гендерного подхода.
4. Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОО по организации системы работы гендерного воспитания дошкольников на основе культурных традиций родного края.
5. Создать систему работы с детьми для построения целостного воспитательно-образовательного процесса по гендерному воспитанию дошкольников.
2.2 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели.
- Проектное решение
Основная идея проекта – разработка и использование в образовательном процессе материалов, адаптированных для детей дошкольного возраста с целью комплексного, доступного и интересного обзора и приобщения к татарской и русской народной культуре, воспитания на основе этих материалов общечеловеческих ценностей: добра, красоты, художественного вкуса. Проект основан на интеграции художественно-эстетической, познавательной, речевой, физической и социально-коммуникативной областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Подход к приобщению детей к народной культуре на основе гендерной идентичности, как и к любой другой образовательной задаче должен быть комплексным и доступным.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта рассчитан на 11 месяцев (с 1 сентября 2017 года по 30 августа 2018 года
Этапы реализации проекта
Проект (исследование) предполагает изучение гендерных особенностей мальчиков и девочек в поперечном срезе (внутри возрастной подгруппы) и на протяжении всего дошкольного возраста (динамика гендерного развития детей), влияния культурных традиций родного края на воспитание у дошкольников гендерной идентичности.
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный этап (сентябрь 2017г.- ноябрь 2017г.):
- изучение литературы по проблеме, ознакомление с передовым опытом;
- уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
- мероприятия по согласованию и утверждению проекта;
- подбор объектов экспериментирования;
- изучение роли этнокультурного наследия Альметьевска в гендерном воспитании детей, изучение их собственной гендерной идентичности, выявление их представлений о людях как представителях определенного пола, изучение их как носителей гендерных стереотипов;
- разработка модели гендерного воспитания дошкольников по возрастам на основе культурных традиций родного края;
-определение гендерных установок у педагогов в отношении детей;
- подготовка методических материалов;
- подготовка исследовательского инструментария;
- мониторинговые исследования в области гендерной идентичности мальчиков и девочек в старшей группе.
2 этап – основной этап (октябрь 2017– апрель 2018 год):
- продолжение мониторинга гендерной идентичности и гендерного взаимодействия мальчиков и девочек с миром.
- апробация модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края;
- проведение научно-практических мероприятий по проблеме гендерного воспитания дошкольников;
- подготовка публикаций, обобщающих опыт участников.
3 этап – итоговый этап (август 2018 год):
- продолжение мониторинга гендерной идентичности мальчиков и
девочек;
- коррекция модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края;
- подготовка методических рекомендаций и научно-методического пособия по проблемам гендерного воспитания дошкольников на основе культурных традиций родного края;
- подготовка публикаций, обобщающих опыт участников эксперимента.
- Программа проектных мероприятий.
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | ||
Этап 1 | ||||||
1 1 | Планирование основных мероприятий и праздников. | В группе ДОУ | с 01.10.2017 по 25.11.2017 | Воспитатель | ||
2 | Изучение научнопедагогической литературы, передового педагогического опыта. | |||||
3 | Составление конспектов образовательной деятельности по теме проекта | |||||
4 | Создание условий для реализации проекта (оформление тематических уголков в группе, пополнение демонстрацион ного материала для организаций образовательно й деятельности с дошкольникам и, оформление картотеки дидактических игр и др.) | |||||
5 | Составление консультаций для родителей и педагогов по теме проекта. | |||||
6 | Создание картотеки дидактических игр на основе гендерного воспитания. | |||||
7 | Разработка системы психологопедагогического мониторинга
| |||||
8 8 | Диагностика особенностей гендерной идентичности дошкольников. «Методика выбора» «Метод индивидуальной беседы», «Метод творческих заданий», разработанные И.Б. Рябцевой. (Приложение 1) | Октябрь 2017г., Май 2018г. | ||||
Этап 2 | ||||||
1 1 |
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | Группа | Октябрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
2 |
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.
Цель: знакомить детей с достопримечательностями г. Альметьевск воспитывать любовь к родному краю.
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. | Группа | Ноябрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
3 |
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России.
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. | Группа | Декабрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
4 |
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». | Группа | Январь | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
5 |
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как, люди чтят их память. | Группа | Февраль | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
6 |
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Группа | Март | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
7 |
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России. | Группа | Апрель | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
8 |
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлой России.
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | Группа | Май | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
9 |
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
Цель. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
Цель. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках. | Группа | Июнь | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
10 |
Цель. Формировать основы этикета.
Цель. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Цель. Расширять знания детей о родной станице, развивать коммуникативные умения. | Группа | Июль | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
1 11 |
Цель. Продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях.
Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему.
Цель. Расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов. | Группа | Август | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
Работа с родителями
| Группа | Октябрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
| Группа |
Ноябрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
| Группа | Декабрь | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
| Группа | Январь | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
| Группа | Февраль | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
Беседа, рекомендации для мамы и папы.
| Группа | Март | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
1 | Индивидуальные беседы - Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие | Группа | Апрель | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
Консультация «Детские игры – дело серьезное» | Группа | Май | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
Памятка «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников» | Группа | Июнь | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
Консультация «Воспитание ребенка в семье» | Группа | Июль | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
Консультация «Секреты воспитания вежливого человека»; | Группа | Август | Воспитатель Гилфанова В.М. | |||
Работа с педагогами Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» | ноябрь | Воспитатель Гилфанова В.М | ||||
Консультация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» | март | Воспитатель Гилфанова В.М | ||||
Консультация «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей» | май | Воспитатель Гилфанова В.М | ||||
Этап 3 | ||||||
1 | Создание фотоотчета по мероприятиям | Группа | Май 2018 | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
2 2 | Мониторинг освоения материала детьми | Группа | Октябрь 2017 Май 2018 | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
4 3 | Коррекция модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края. | Группа | Май-Август | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
4 | Подготовка методических тем по проблемам гендерного воспитания дошкольников на основе культурных традиций родного края. | Группа | Июль-Август | Воспитатель Гилфанова В.М. | ||
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
- Модель гендерного воспитания дошкольников по возрастам.
- Выработка алгоритма профессиональной педагогической деятельности.
- Выработка системы работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края.
- Социально - игровые технологии, методики гендерной социализации детей дошкольного возраста.
- Критерии, показатели и уровни гендерной идентичности дошкольников.
- Методический и технологический инструментарий по осуществлению гендерного воспитания и развития дошкольников.
7. Семинары, мастер-классы по проблемам гендерного воспитания дошкольников.
8. Методические рекомендации.
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления.
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные |
| проводить индивидуальные консультации, профилактические беседы, с целью заинтересовать родителей разработка и создание нового материала |
Организационные |
| Перенос мероприятий на другие сроки |
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие | Измеритель (баллы) |
Методика 1 (метод выбора) | 3 балла-при первом выборе предметов национальной культуры. 2 балла- при втором выборе предметов национальной культуры. 1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры. | высокий уровень - 12- 9 средний уровень - 8 - 6 низкий уровень - от 5 и менее. |
Методика 2 (метод индивидуальной беседы | 3 балла - ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края 2 балла - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах национальной культуры 1 балл - у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края | высокий уровень - 21- 18 средний уровень - 17 - 12 низкий уровень - от 11и менее. |
Методика 3 (метод творческих заданий) | 3 балла - ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа 2 балла - ребенок затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки 1 балл - ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме | высокий уровень - 12- 8 средний уровень - 8 - 6 низкий уровень - от 5 и менее |
Заключение
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края» должен стать хорошим подспорьем для воспитателя в приобщении дошкольников к национальной культуре. Позволит ребенку творчески развиваться и проявлять себя.
Для определения результативности проекта будут использованы следующие методы и конкретные методики исследования.
В настоящем исследовании будут применяться различные методы исследования: метод наблюдения, эксперимент (констатирующий, формирующий), метод беседы, метод опроса (интервью, анкетирование), метод использования продуктов человеческой деятельности, тесты (проективные) и др.
В работе будет использован комплекс дополняющих друг друга методик, направленных на получение разносторонней информации об особенностях гендерного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. С этой целью будут использоваться следующие психодиагностические методики: 1) частично стандартизированная беседа, направленная на получение широкой информации о знаниях детьми гендерных стереотипов, об умении детей дошкольного возраста соотносить собственные особенности и характеристики сверстников противоположного пола с гендерными стереотипами; 2) методика «Методика Выбора»; 3) метод индивидуальной беседы; 4) метод творческих заданий: рисуночные проективные методики: «Нарисуй человека», «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью», «Нарисуй сверстника противоположного пола» и др.
Достоверность полученных результатов будет обеспечиваться комплексным использованием взаимодополняющих методов, отвечающим целям и задачам исследования.
Список использованной литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам//Вопросы психологии, 1980, № 5. с. 60-70
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М.:Советский композитор, 1988.
- Ахмедова С. А. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края [Текст] / С. А. Ахмедова, М. В. Стародубцова //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 41-43.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-В., 1995.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте М: Просвещение, 1991, с. 93
- Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т. 2. — С. 140—142.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Воронеж, 2004.
- Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ // Автореферат на соис. канд.социолог. наук, — Cтаврополь., — 2004 г. С. 30.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологическая характеристика детских коллективов (к проблеме общих и возрастных закономерностей взаимоотношений между сверстниками) // Вопр. психол. 1974. № 3.
- Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975. - с.763.
- Котырло В.К. Мотивы взаимоотношения взрослых и детей // Воспитание дошкольников в семье. - М.: Педагогика, 1979.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж, 1997.
13.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М., 1993.
14. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
15.Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986
- Усова А.П. Воспитание общественных качеств детей в игре. //
- Психология и педагогика игры дошкольников.-М.,1960.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.. 2000.
- Интернет ресурсы
Приложение 1
МЕТОДИКА 1 («Методика Выбора»)
Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация - выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):
·национальный орнамент
·геометрические фигуры
·однотонные (без рисунка)
2 ситуация - выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):
· национальная одежда
·джинсовый костюм
·спортивный костюм
3 ситуация - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):
· игрушка - кукла в национальной одежде
·фиксики
·городецкая игрушка
4 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):
·родной язык
·математика
·рисование
Критерии оценки:
3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры.
2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры.
1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры.
Приложение 2
МЕТОДИКА 2 (метод индивидуальной беседы)
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы.
Цель: выявления уровня знаний детей о национальной культуре.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1.В какой республике ты живешь?
2.Знаешь ли ты народные праздники? Какие?
3.Назови части татарского национального костюма.
4.Какие татарские народные игры ты знаешь?
5. Какие народные считалки ты знаешь?
. Какие ты знаешь пословицы, поговорки?
7. Знаешь ли ты татарские народные песни (колыбельные
Оценка результатов
3 балла - ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, знает много деталей народной одежды, элементов орнамента, сказок, подвижных игр ). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах национальной культуры. Стремится аргументировать свои суждения, познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл - у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого.
Приложение 3
МЕТОДИКА 3 (метод творческих заданий)
Для выявления особенности умений отражать национальное в практической деятельности используется метод творческих заданий.
1 задание - составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду.
2 задание - украсить варежку
Критерии оценки:
1 - содержание изображения, рассказа
2 - техника исполнения, выразительность при передаче образов
- отношение ребенка к деятельности.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.
2 балла - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.
1 балл - ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме; не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и творчества не проявляет.
1.«Методика выбора», разработанная И.Б. Рябцевой
Цель - выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 12 .
В результате диагностики выявляются следующие уровни интереса детей к национальной культуре:
высокий уровень - 12- 9 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
2. «Метод индивидуальной беседы», разработанная И.Б. Рябцевой.
Цель - выявить представления детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получит по этой методики, равно 21.
В результате диагностики выявляются следующие уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре:
высокий уровень - 21- 18 баллов;
средний уровень - 17 - 12 баллов;
низкий уровень - от 11и менее.
3. «Метод творческих заданий», разработанная Рябцевой И.Б.
Цель - выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать элементы национальной культуры в практической деятельности. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить, равно 12.
В результате диагностики выявляются следующие уровень умений отражать элементы национальной культуры в практической деятельности:
высокий уровень - 12- 8 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме"Воспитание патриотических чувству дошкольников на основе ознакомления с родным краем - Бутурлино"
описание проекта "Край родной - Бутурлино"...
Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...
Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.
Гендерное воспитание детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...
«Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа»
Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколе...
Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.
В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и со...
«Приобщение воспитанников к культурным традициям родного края»
Дошкольный возраст самый благоприятный период жизни человека. Перед педагогом стоит важнейшая проблема при знакомстве дошкольника с родным краем - открыть перед ребенком все разнообразие пути ра...