Статья "Воспитание сказкой"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 20 комбинированного вида
Московского района Санкт – Петербурга
Статья
«Воспитание сказкой»
Подготовила воспитатель:
Сосновская Наталья Михайловна
Санкт – Петербург
2019
Речь – это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык,
Тем легче и полнее будут усвоены знания.
Н.И. Жинкин.
Воспитание сказкой.
Большое влияние на развитие связной речи оказывает приобщение детей к художественной литературе. В своей работе особое внимание уделяла сказке. Сказка учит жить. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать?
Воспитывая детей сказкой, развивала у них мышление и воображение осуществляла связь с математикой и экологией, приобщала к доброте, учила сравнивать и сопоставлять. Использовала в работе со сказкой творческое наследие Д. Родари и ТРИЗ, нестандартные методы и приемы. Учила детей по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать несколько различные концовки, смешивать несколько сюжетов в один.
Через пословицы и поговорки раскрывала детям нравственный урок, помогала уяснить, что в сказке хорошо, а что плохо, создавала новую ситуацию, где бы герой мог исправиться. Например, рассказав детям сказку «Рукавичка», с помощью поговорки: « В тесноте, да не в обиде», они смогли понять, что в сказке хорошо, и что плохо. Хорошо, что звери встретились в рукавичке и им было тепло; плохо деду без рукавички. А может не так и плохо? Почему? Баба свяжет ему новые.
Сказка помогает воспитывать в детях добрые чувства. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут быть примером для подражания. Старалась тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло. В этой связи обращала внимание на значимые моменты:
- учила детей сравнивать и сопоставлять;
- формировала привычку доказывать, что так или иначе;
- ставила ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.
К примеру «Угадайте, почему бык в сказке «Зимовье» нравится мне больше всех?», «Чем похожи все Иванушки-дурачки?»
Именно здесь я использовала тризовскую игру «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки – значит сделать еще один шаг к формированию доброты.
Сказка расширяет словарный запас детей, помогает строить диалоги, делает речь эмоциональной, образной красивой. Решению этих задач помогала «речевая зарядка». Давала детям различные задания:
- срифмовать 2 слова (кузнец – удалец);
- составить длинное предложение по цепочке (игра «От каждого по словечку»);
- задать шуточный вопрос героям сказки;
- отправить записку, телеграмму, письмо;
- придумать новое название сказки.
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, использовала такой прием.
Из сказки извлекала все глаголы или существительные, или части слов. Предлагала детям игровую ситуацию: некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Попробуйте и без них отгадать какая это сказка.
Например: « Жи – бы де- ба- бы- у – ку- ря – сне- ку - ря и т.д.»
Сказка способствует и общению. Для этого использовала игру-задание «Интервью». Дети брали в руки «микрофон», а кто брал интервью, кто его давал, по какому поводу – все эти моменты диктовали сюжет сюжеты сказки.
Сказка развивает мышление и воображение.
В своей работе использовала волшебную палочку. Она помогала Колобку стать невидимкой, менять цвет. Обучив детей владению «волшебной палочкой», они творили добро, фантазировали, тем самым развивая собственное воображение. Для развития мышления, воображения и речи использовала метод объединения двух коротких рассказов в один новый сюжет. Это было нелегко, но детям очень нравится фантазировать, придумывать необычные истории, воображать. Они превращали себя в одушевленные и неодушевленные предметы (я - бабочка, ты - цветок, Дима – тучка и т. д.). Дети составляли фантастические сказки о себе.
Например:
Был прекрасный солнечный день. На лугу много цветов с таким запахом, что кружится голова. Вокруг множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчел, бабочек. Мне так захотелось быть их друзьями, я взмахнула руками и полетела, и превратилась в бабочку с ярко-красными крылышками. Мне захотелось пить. Я села на желтоглазую ромашку и вволю напилась нектара, он такой сладкий и вкусный! Вдруг ко мне подлетели другие бабочки и стали звать меня в лес. Я никогда не была в лесу и согласилась. Но там нас ожидала опасность, мы попали в сети злого паука. Мои подружки – бабочки плакали и никак не могли выпутаться. Нам помогли дети. Они увидели, как мы сильно машем крылышками и разорвали паутину. Ура! Мы на свободе!
Потом мы полетели к облакам … .
Итак, фантазии детей нет конца.
Сказка не только развивает речь, воображение и мышление. Сказка учит жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...