Как воспитать ответственного ребенка.
консультация (младшая группа) на тему

Колесникова Оксана Владимировна

1.Важные зоны ответственности.

2.Стратегия воспитания.

3.Кирпичики ответственности.

4.Тактика воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktika_nakazaniya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать ответственного ребенка: стратегия и тактика.

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст — это время, когда «зернышки» каждой из них должны быть «посажены».

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности начинает развиваться около 2,5−3 лет, когда ребенок осознает: определенные его действия несут опасность для него. Некоторые зоны родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота — под запретом.

Но в некоторых областях они уже взывают к чувству ответственности ребенка: «Сейчас нужно принять это лекарство. Оно нужно, чтобы ты выздоровел. Ты ведь хочешь выздороветь?». Это развивает сознательность ребенка, помогает проследить ему причинно-следственную связь между его решением и последствиями.

Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала… «? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям.

Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Конечно, маленькому человечку порой трудно ограничить свою активность, учесть интересы близких. Но, например, разница между озорным трехлеткой и «серьезным» первоклассником в этом аспекте очевидна.

Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет (например, помочь маме вымыть кормушку). При этом не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.

Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Что касается игрушек, то малыш начинает понимать свою ответственность за их состояние примерно в 3 года.

До этого он может в гневе бросать игрушку, если у него что-то не получилось. С возраста около 3 лет важно приучать ребенка нести ответственность за содержание своих вещей в порядке. Конечно, этап сознательной уборки наступит еще не скоро, ближе к школьному возрасту, а может и позже. Но родители могут подойти к этому процессу творчески и организовать уборку и игру одновременно.

Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов. И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок «держал слово». «Ты обещал убрать игрушки, держи свое слово!» — такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Это начинается еще в возрасте до 1,5−2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться.

Внимательные родители поощряют успехи ребенка, но не спешат ему помочь, когда что-то не получается. И в будущем, когда малыш познает мир самых разных вещей и игрушек, лучше не излишествовать с помощью. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка — значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю обертку от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Стратегия воспитания

Карина, Лида и Маша — мамы 5-летних детей, они часто встречаются на детской площадке. Их занимают вопросы воспитания детей. Карина утверждает, что детям нужно давать свободу, но свобода без ограничений — это вседозволенность. Лида говорит, что ребенок должен расти свободно, почти без запретов, чтобы вырасти творческим человеком. Ну, а Маша твердо отстаивает свою линию воспитания: ребенок еще мал, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и все должны решать родители. Кто же прав?

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений.

Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Кирпичики ответственности

Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей. Вы можете их нарисовать, вырезать подходящие картинки из журнала или просто сфотографировать вашего ребенка за исполнением определенной обязанности.

Например, обязанность убирать игрушки может быть изображена как ящик с игрушками. Обязанность полить цветы — как лейка рядом с горшком с цветами. На каждое дело — по карточке. Карточек может быть столько, сколько дел вы считаете посильными для вашего малыша.

Напоминание и контроль. Малыши — очень отвлекаемые существа, и за просмотром мультика или интересной игрой они вполне могут забыть об обязанностях. Чтобы напомнить им не обязательно словами, т.к. постоянные напоминания изматывают и родителей, и детей, вы сделали карточки. Прикрепите их на магнитную доску или холодильник в том количестве, каком они должны быть исполнены сегодня. Пусть «крупных» дел наберется не больше 1−2 в день для трехлетнего малыша и не более 4−5 для шестилетнего. На следующий день какое-то из заданий (главное, чтобы не все сразу) может быть заменено на другое, поэтому и карточек нужно больше. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал?

Поощрение и санкции. Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл. Договоритесь с малышом, что каждое выполненное дело будет отмечаться на карточке появлением магнитика, например, в форме забавной зверушки или буквы. Тогда ему будет легко отследить, какие дела сделаны. Если к концу дня не все дела оказались выполненными, то наступают санкции. Мягкий вариант — малыш просто не получает ожидаемого числа магнитиков. Более строгий вариант — он получает магнитов меньше на столько, сколько дел он не выполнил. По истечении недели он может обменять магниты на какую-то привилегию, о чем также должно быть заранее известно ребенку. Чем понятнее для малыша условия, тем легче будет ему и вам.

Важно! В этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть первые результаты, нужно будет как минимум 7−10 дней.

Тактика воспитания ответственности

Буду как мама! Основа детской ответственности — это ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий. Такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

Поощрения и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание.

Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать вышеупомянутые цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях. А в случае, если он забывает, можно договориться, что он будет петь «В траве сидел кузнечик».

Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения «Кузнечика». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.

Есть также понятие так называемых «естественных санкций». Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для малыша наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам «зоны ответственности» ребенка.

Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на малыша, то это не «естественные санкции», а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности. Ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, — это чтение и обсуждение литературных произведений. Замечательные произведения на эту тему, например, «Незнайка» Н. Носова и стихотворный цикл «Младший брат» А. Барто. Практически в любой книге или мультфильме можно найти тему ответственности в поведении персонажей. Обращайте внимание на эти эпизоды, обсуждайте с ребенком.

Учимся, играя! Игра для дошкольников — это ведущая деятельность. Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову — это поиграть с ним. Например, ежевечернюю уборку также можно превратить в игровой процесс: поставить машинки в гараж и положить кукол спать.

Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т. к, ответственность — это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов.

Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.

И, конечно, главное для ребенка — это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать у ребенка ответственность

Ответственность- это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.Надо п...

КАК ВОСПИТАТЬ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕБЕНКА

КАК ВОСПИТАТЬ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕБЕНКАВоспитание ответственного ребенка. Как научить ребенка отвечать за свои поступки. Нужно ли позволять ребенку самому делать важный выбор. Послушание и ответственност...

Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка»

Социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Какие методы и способы помогут педагог...

«Как воспитать ответственность у ребенка»

Любой навык или качество ребёнка - формируются через события в семье....

Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка»

laquo;Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят. »Элберт Грин Хаббард...

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство ответственности.

Поговорим о том, как воспитать у ребенка чувство      ответственности. В психологии под ответственностью понимают социальный навык, который не дается при рождении и не во...

Консультация для родителей «Как воспитать ответственность у ребенка»

В консультации собраны некоторые рекомендации для родителей, которые помогут воспитать в ребёнке ответственность...