Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
консультация (младшая группа) на тему

Неверова Светлана Павловна
"Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть духовный мир ребенка". В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада


"Твёрдо убеждён, что есть качества души,

 без которых человек не может стать

 настоящим воспитателем,

и среди этих качеств на первом месте –

умение проникнуть духовный мир ребенка".

В. А. Сухомлинский.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

   Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода со стороны родителей в первую очередь. Правильно настроить малыша, подготовить его эмоционально к посещению детского сада. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку.

Первое с чего стоит начать это конечно подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически, родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни малыша. Например, проходя мимо здания детского сада, рассказать ребёнку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Приходить на прогулку на территорию дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом, ребенок, ещё не входя в само здание уже начнёт привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Всё это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — это период ознакомления. С момента, когда ребёнок начнёт оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада. Первая сложность для малыша в период адаптации это остаться без родителей с «чужими людьми», поэтому важно для педагога установить эмоциональный контакт с ребёнком, стать человеком его ближайшего окружения.

К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход, кто-то из детей более сильно эмоционально привязан к родителям, кто-то гораздо меньше. Это не всегда зависит, как показывает практика, от того с кем ребёнок проживает или проводит большее количество времени. Есть дети от природы более контактные или открытые к новому, благодаря членам семьи, их позитивному настрою. Не важно, на самом деле, с кем проживает ребёнок с одной мамой, бабушкой или в большой семье с братьями, сестрами и так далее, важно внимание взрослых к самому ребёнку и уважительное отношение к его личности, к его потребностям.

Родители, оставляя ребёнка, также испытывают высокую тревожность. Для них важно подробное информирование о том, как ребёнок себя вел в их отсутствие, на что им обратить внимание. Например, ребёнок скучал, как быстро он включился в игру, как взаимодействовал с другими детьми, с сотрудниками дошкольного учреждения, что ребёнку интересно в развивающей среде группы.

Период адаптации должен сопровождаться эмоционально положительным состоянием малыша. Если при расставании ребёнок начинает плакать, значит, не было со стороны родителей должной подготовки. Если родители дали правильные установки малышу об интересе к общению, познанию, то такие дети быстрее включаются в игровую деятельность, начинают проявлять познавательный интерес к игрушкам, предметам, они начинают любознательно обследовать новую территорию и не замечают, как быстро пролетает время, и родители приходят за малышом, который ещё не наигрался. Объяснения ребёнку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребёнка возникает противоречие между «хочу» и «надо», взрослые должны создать условия, чтобы ребёнок захотел посещать детский сад. Ребёнок идёт в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время в отличной от домашней обстановки, поиграть со сверстниками, приобрести различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать, всё это и многое другое ребёнку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, для этого создаётся развивающая среда. Развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребёнка, всё, что находится в доступе для малышей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Для детей со сложной адаптацией можно рекомендовать брать с собой из дома любимую игрушку, у него будет ощущение, что он не один, постепенно он всё меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдёт, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома

При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать, то помощник воспитателя должен оказывать необходимую помощь, например если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети, которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом, соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться, только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, это способствует развитию самостоятельности у малышей.

Родители ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребёнка с другими детьми. И традиционные ошибки в воспитании, сравнивать и оценивать своего ребёнка с успехами другого недопустимо, ребёнка сравнивать можно только с его собственными достижениями. Игровая деятельность, ведущая у детей дошкольного возраста и эту психологическую особенность необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают малышей в игру, в свою очередь со стороны родителей необходимо сотрудничество и по возможности проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада. Отводя ребёнка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребёнку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребёнок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности. Совместная деятельность ребёнка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними. Ещё один из мотивов для успешной адаптации ребёнка, могут быть такие как «помочь кому — то» кукле, или воспитателю, другим детям, или «ты очень нужен», «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети и так далее.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Значит необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать малышу освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями. Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет малышу справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем находясь в состоянии стресса. С желанием или нет ребёнок идёт в детский сад, является показателем успешной или нет адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка. Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот, прежде всего, основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

Желаем успехов в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...

Тематическое планирование занятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Тематическое планирование занятий по адаптации детей младшего дошкольного  возраста к условиям детского сада.                        ...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...