Родительское собрание на тему : " Детская агрессивность"
консультация (старшая группа) на тему
Этот материал будет полезен воспитателям детских садов , в проведении родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu_detskaya_agressivnost.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ"
Не злите детей: кто хочет бить,
будучи ребенком, тот захочет убивать,
когда вырастит.
П. Буаст
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью
АЛ. Чехов
Детская агрессивность, что это такое, как она проявляется?
(Высказывания родителей с мячом)
Детская агрессивность — это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.
Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит, дерется, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвет книжки и т.д.
Что означает такое поведение, откуда оно берется?
Детская агрессивность — одна из значимых тем педагогики. Детская агрессивность — это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни - спокойно, другие же — реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.
Жизнь — и это совершенно объективно — переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест и ярость. И если не удается выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений.
Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот—это были в большей степени униженные и подавленные дети. Унижение — вот семя, из которого в будущем произрастает преступность. Униженная до основания личность спасает свое равновесие, лишь унижая других. Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют ее по-разному. Одни — чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие — чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.
Предлагаю Вам поиграть в игру "Какая это энергия?"
Воспитатель бросает мяч и говорит, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д. Родитель возвращает мяч назад и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. (В помощь воспитателю для игры: Конструктивная агрессия — это: активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия — это: насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, Придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)
Помериться силами, покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему — это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.
В какой степени агрессивность нормальна для дошкольника?
(Высказывания родителей).
В определенный период детства (2—4 года) детям свойственна
агрессивность, так как детская жизнь полна разочарованиями,
вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся
травмирующими для ребенка.
Так, уже в раннем возрасте ребенку присуща агрессивность. Своим плачем младенец выражает злость и возмущение и требует удовлетворения собственных физиологических потребностей.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай-девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, так он борется за выживание в окружающем мире.
Агрессия может возникать:
- Как крайняя мера, когда у ребенка нет других возможностей
для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей
ребенка энергии (ребенку надо бегать, прыгать, а ему не дают. Он
начинает пинать мячик, при его отсутствии — своего соседа). - Как "наученное" поведение, когда ребенок ведет себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).
- Агрессивность и конфликтность как следствие эгоистичности ребенка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия —конфликты, ссоры, драки. Главное — быть в центре внимания.
- Агрессия — как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.
Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому задире трудно подружиться с другими детьми — они стараются держаться от него подальше, избегают его.
5. Агрессия — в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворенность ребенка.. Если ребенок "заброшен", то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.
В такой ситуации необходимо обследование ребенка и помощь специалиста.
В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, так как мы отвечаем за безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста. Если кусается двухлетний ребенок, это одно, а если шестилетний, то это довольно тревожный сигнал. Тревожно не то, что ребенок зол и раздражен, а то, каким именно способом он выражает свою злость, т.е. способом, присущим двухлетним детям.
Значит, следует различать реакцию на переживания и соответствие формы этой реакции определенному возрасту.
Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.
Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребенка.
Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что-то требуют или запрещают. Проявление агрессивных влечений у детей — вполне нормальное явление;
Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой-нибудь компромисс.
Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя "разруливать" никакие конфликтные ситуации с детьми.
Различаются три вида агрессии:
- Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
- Словесная (вербальная) агрессия.
- Косвенная агрессия.
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребенок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. "Обидчик" имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить "обиженного", обнять его, погладить по голове и сказать: "Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно". С "обидчиком" разговаривать надо не столько в "ругательном" ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить. Ребенку надо установить правило: "Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, — отойди в сторону. Можешь об этом рассказать взрослому", т.е мы должны учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удается разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.
Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?
(Высказывания родителей)
Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают Детей к новой агрессии, а реплики "Иди и дай сдачу" ребенок воспринимает, как руководство к действию — иди и бей.
Однако, если ребенок постоянно ссорится со сверстниками, необходимо вместе с психологом изучить причины такого чрезмерно агрессивного поведения и выработать определенную тактику поведения с дошкольником.
СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) АГРЕССИВНОСТЬ - это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через, содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят товарищей или ругаются. Однако это не повод для беспокойства.
Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребенка определенным выражениям. Отдельные слова ребенок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребенка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, они открывают для себя новое оружие агрессии.
Бывает и так, что ребенок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступать в этом случае? (Высказывания родителей)
Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.
Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребенку, если он знает, что это бранное слово: резкое неодобрительное "Довольно" действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать ему внимание аудитории.
Дети, как и мы с Вами, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому хорошо предлагать им слова, альтернативные брани, которые можно произносить с чувством в приступе гнева. Например, "елки-палки" или какие-то дразнилки.
Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребенка, который оскорбляет людей. Порой надо твердо сказать: "Ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится".
Часто за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым.
Раннее стремление к бранным словам может говорить и о более серьезных психологических проблемах маленького человека, который за все свои несчастья "мстит" злословием и ложью. Наша задача сделать так, чтобы у детей не возникало желание ругаться. Оградить от браных слов мы не можем, а вот повлиять на Них — наша задача.
Отметьте знаком "+" те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и браных слов у ребенка:
- Не ругайте ребенка, не угрожайте ему, даже если он говорит
бранные слова. - Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
- Обескуражите ребенка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
- Привлечь внимание всех к бранной реплике ребенка "Вы послушайте, что он говорит!"
- Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
- Если в присутствии посторонних ребенок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
- Длительно прочитать ему нравоучение.
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - это такая агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо — это злобные сплетни, шутки; а также агрессия, проявляющаяся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом "перенесения". Например, мать не дает ребенку конфету, он тут же отшвыривает игрушку, на которую "переносит" свой гнев и агрессию. При этом следует помнить, что потом дети долго страдают от своего поступка. У них рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Что в свою очередь может развивать агрессивность. Возникает порочный круг, и агрессивность ребенка направляется на другие объекты.
Сталкивались ли Вы с подобной ситуацией в своей семье? (Высказывания родителей).
Да, у некоторых детей агрессия принимает форму разрушительного отношения к вещам: они рвут книги, ломают игрушки,
бьют посуду, швыряют вещи в людей и т.д.
Детский гнев или недовольство, которые проявляются в разрушительности, могут впоследствии вылиться в большую драму. Взрослым при этом важно оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев. Необходимо выяснить причину такого поведения ребенка, учитывая его эмоциональный запал:
- То ли ребенок, устав от запретов родителей, бьет свою куклу потому, что не в состоянии сделать то же самое с родителями.
- То ли причина кроется в зависимости, за которой стоит стремление самоутвердиться (ребенок завидует, злится на товарища, который может построить башню, и успокаивает себя тем, что крушит ее).
- То ли он предпочитает сломать игрушку, чем отдать ее другому ребенку. (Не хочу ни с кем делиться: она моя или ничья.)
Как надо вести себя в данной ситуации с ребенком? (Высказывания родителей)
- Подбирать прочные и крепкие игрушки, которые тяжело сломать.
- Предлагать для игр разборные игрушки, с помощью которых ребенок может удовлетворять свое любопытство.
- Не давать новые игрушки.
- Не убирать сразу сломанную игрушку, чтобы наглядно были
видны последствия погрома, учиненного ребенком.
Мы не должны полностью исключать агрессивность из характера детей, наша задача - ограничивать и контролировать ее, одновременно поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
Что может сделать взрослый, чтобы облегчить агрессивные переживания ребенка? (Высказывания родителей)
Следует помнить, что в агрессивном состоянии человек страдает и переживает, поэтому можно перенести гнев на какой-либо предмет,, которому не причинишь ущерба (Ребенок ударился о стол - виноват стол.) Психологи советуют использовать боксерскую грушу - тогда ярость быстро улетучивается.
Необходимо помнить и о ритуале примирения, который приносит очищение.
Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинять боли, не должно унижать ребенка.
Профилактика агрессивности.
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод — беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова и одерживает над ними власть. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.
"Как ты себя сегодня чувствуешь?" — вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок испытывает тревогу, про- говаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии. Давать чувствам название - своего рода часть "психотерапевтической" работы. Снимать агрессивную энергию можно с помощью прорисовки картины гнева, впоследствии ее уничтожая, тем самым снимая часть конфликтов, которые могли бы возникнуть в дальнейшем.
Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства.
Принимать большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным.
Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Решение родительского собрания
- Поддерживать работу детского сада по профилактике детской агрессивности.
- Не торопитесь вмешиваться в детские разборки и ссоры. Давать детям возможность самим разобраться, пусть они учатся общаться друг с другом.
- Не обвинять другого ребенка, защищая своего. Предлагать разобраться, почему возник конфликт.
- Не обсуждать в присутствии ребенка его агрессивное поведение. Навешенный ярлык драчуна и забияки может стать руководством к действию — решать конфликты силой.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
(К родительскому собранию: "Детская агрессивность")
- Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
- Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
- Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения.
Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора
или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, Приласкать и.похвалить ребенка.
- Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
- Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
- "Воздушный шарик". — Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен - вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
- "Брыкание". — Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
- Прыгать, как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
- Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
- Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха...
- Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил...
Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Родительское собрание на тему: "Детский дизайн.Творческая мастерская – учимся творить вместе с детьми»"
1. Познакомить родителей с одни из видов детского творчества - детский дизайн.2. Способствовать развитию творческих способностей у детей, развивать мелкую моторику, фантазию, мышлению.3. Стимулировать...
Родительское собрание на тему «Детская агрессивность».
Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике....
Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...
Родительское собрание на тему "Детское "хочу" и родительская снисходительность"
Информация для проведения родительского собрания на тему "Детское "хочу" и родительская снисходительность"...
Родительское собрание на тему: "ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11533788","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».
Родительское собрание....
- Мне нравится (1)