Родительское собрание Тема: «Детские конфликты»
консультация (младшая группа) на тему
Важно помнить, что детский коллектив это своеобразная модель взрослого общества и деструктивное решение может детонировать другие конфликты. Когда ребенок осознает древнюю мудрость о том, что отношение к другим должно быть таким же, как к себе, выход из конфликтной ситуации он будет искать более мягкий и созидательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_yolka_may.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Детские конфликты»
Воспитатель Сидорова А.В.
1. Вопрос к родителям:
Какие чувства возникают у вас при слове «конфликт»?
(записать на доске названия чувств)
2. Конфликт – это хорошо или плохо?
(записать на доске в две колонки: что хорошего и что плохого в конфликте)
Что плохого в конфликте?
(Обычно на этот вопрос легко ответить)
Что хорошего в конфликте?
1. У меня есть возможность кое-что узнать о себе.
2. Я могу больше развить свою личную силу.
3. Мы можем выяснить отношения.
4. Мы можем научиться слушать и слышать оппонента.
5. Мы можем распознать скрытые нужды и желания другого.
6. Мы можем высказать свои чувства.
7. Мы можем высказать желания, мечты относительно другого.
8. Мы можем договориться.
9. Мы можем научить ребёнка не бояться конфликтов и «правильно» конфликтовать.
3. Чем мы платим за невыясненные отношения? (вопрос родителям)
4. Откуда берутся конфликтные дети?
1) Ребёнку не хватает в семье внимания и заботы. И он стремится оказаться в центре внимания, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и показать своё превосходство над другими.
2) Конфликтность является следствием эгоистичности ребёнка. Если дома он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется. То, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты.
3) Ребёнок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре.
4) Ребёнок гиперактивный и не научился ещё управлять гневом.
5) Родители ребёнка «неумело» конфликтуют в его присутствии:
не контролируют собственное раздражение и страх в конфликтной ситуации;
не освобождаются от раздражения безопасно для себя и окружающих;
нарушают права другого человека (оскорбляют его, применяют физическую силу);
используют ребёнка в качестве третьей партии;
не умеют слушать и не слышат оппонента (правильно слушать – это значит: слушать с сочувствием, относиться к говорящему уважительно, не давать оценок, высказывать своё мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают (речь идёт о перефразировании сказанного партнёром и представлении своего восприятия чувств другого человека, отмечать то, чего не поняли или в чём не уверены, побуждать человека к дальнейшему разговору, использовать для поддержания разговора неречевые средства общения (улыбку, например);
попадают в ловушку ответственности;
не могут распознать скрытые нужды и желания оппонента, например, желание безопасности, независимости или причастности;
скрывают о партнёра истинные мысли, чувства и желания (проблема неясности);
не желают удовлетворять интересы друг друга;
никогда или редко отдают приоритет интересам партнёра;
не могут выбрать стиль поведения, соответствующий конфликтной ситуации;
не осознают двойных сигналов партнёра;
«застревают» между высшей и низшей мечтой;
не осознают собственных барьеров и стереотипов;
имеют негативные родительские послания
Поскольку родители являются для маленького ребёнка «значимыми другими», он подражает их поведению.
Важное замечание: во всём вышеперечисленном нет вины родителей. Это их проблема, которую они часто не осознают.
Почти всегда конфликтное поведение ребёнка является сигналом, что с родителями что-то не так.
5. Если мы всегда будем вмешиваться в конфликты ребёнка:
Будет ли он отвечать за свои отношения?
Будет ли он чувствовать себя уверенно?
Научится ли отстаивать свои права?
Надо ли вмешиваться в детские конфликты? Когда и как это делать?
1. Дать возможность детям самим выяснить отношения.
2. Вмешиваться в конфликт в том случае, если будут нарушены права любого ребёнка или взрослого или если кто-нибудь из детей обратится с просьбой о помощи.
3. Дать возможность детям безопасно для себя и окружающих разрядить свои чувства.
4. Наказать ребёнка, если он нарушает права другого (при этом следует помнить о том, что нельзя наказывать дважды за один и тот же проступок, нельзя наказывать физически и унижать личность ребёнка; наказывать надо с сожалением).
Быть посредником в конфликте (быть «над схваткой»; не принимать сторону одного из детей; помочь ребёнку услышать оппонента и распознать его скрытые нужды и желания).
Несколько советов, касающихся стиля поведения с конфликтными детьми.
- сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с детьми. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех взрослых бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей, и тогда чаще всего разражаются бури;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах её возникновения;
- после конфликта обсудите с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;
- не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться. Лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.
- учите детей не жаловаться, а обращаться за помощью.
Попробуем набросать общие рекомендации по разрешению детских конфликтов.
Во-первых, необходимо признать наличие конфликта, определить его участников. Сделать это не сложно, так как дети эмоциональны по своей природе и все процессы происходят «на поверхности».
Далее следует выявить круг вопросов, которые составляют предмет ссоры. Здесь главное вычленить действительную суть и отбросить те мелочи, которыми обрастают стычки. Если конфликт невозможно полностью решить «здесь и сейчас», лучше отложить его до более подходящего времени.
И самое главное – это разработать непосредственно пути выхода из кризиса. При этом желательно, чтобы деятельность взрослого не носила императивный характер, а методы были сформированы вместе с детьми.
Методы профилактики конфликтов
Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);
- интерактивные игры (игры на взаимодействие);
- социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
- психогимнастика;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- дискуссии.
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.
Важно помнить, что детский коллектив это своеобразная модель взрослого общества и деструктивное решение может детонировать другие конфликты. Когда ребенок осознает древнюю мудрость о том, что отношение к другим должно быть таким же, как к себе, выход из конфликтной ситуации он будет искать более мягкий и созидательный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: Детский сад наш хорош – лучше сада не найдешь!
Родительское собрание. Тема: Детский сад наш хорош – лучше сада не найдешь! ...
Родительское собрание в детском саду, тема собрания: «Игрушки наших детей?»
Родительское собрание в детском саду, тема собрания: «Игрушки наших детей?» Цель: Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка, о целесообразном педагогическом подборе игрушек. ...
Родительское собрание в детском саду, тема собрания: «Чем играют наши дети?»
Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек....
Презентация к родительскому собранию Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»
Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...
Родительское собрание: Тема: "Детские страхи"
Цель: профилактика возникновения детских страхов и тревожности. Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами; познакомить родителей...
Конспект родительского собрания . Тема "Детский сад и семья- единое пространство детства"
Конспект собрания для родителей 1 младшей группы...
Презентация Родительское собрание Тема: "Детский сад и семья - единое пространство детства" Средняя группа 2021 - 2022 учебный год.
В содержании презентации раскрываются задачи образовательной работы в группе и годовые задачи ДОУ, которые решались на протяжении учебного года. А также предлагается фотоотчёт о пров...