Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления"
консультация
Раскрываются нетрадиционные формы и методы оздоровления. Дано определение понятия "гиподинамия". Приведена таблица форм организации двигательной активности в режиме дня. Приведена модельдвигательной активности. Раскрыты 2 группы нетрадиционных методик позволяющих оздоровить воспитнников. Кратко представлены особенности ЛФК в детском возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_netraditsionnye_metody_profilaktiki_i_ozdorovleniya.docx | 28.31 КБ |
netraditsionnye_metody_profilaktiki_i_ozdorovleniya.pptx | 829.36 КБ |
model_dvigatelnoy_aktivnosti.docx | 13.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления»
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Однако работу по использованию таких методов и приемов нельзя проводить не зная основ организации двигательной активности дошкольников в течение дня.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Гиподинамия – что это такое? Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1). По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.
Таблица 1
Форма организации двигательной активности в режиме дня | Младшие группы | Средние группы | Старшие группы | Подготовительные группы |
Зарядка, утренняя гимнастика | 6-8 минут | 6-8 минут | 8-10 минут | 10-12 минут |
Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна | 5-10 минут | 5-10 минут | 5-10 минут | 5-10 минут |
Подвижные игры | 6-10 минут 2-4 раза в день | 10-15 минут 2-4 раза в день | 15-20 минут 2-4 раза в день | 15-20 минут 2-4 раза в день |
Спортивные игры | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Спортивные упражнения | Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю | |||
Физкультурные упражнения на прогулке | 10-12 минут | 10-15 минут | 10-15 минут | 10-15 минут |
Спортивные развлечения | 20 минут в месяц | 30 минут в месяц | 30 минут в месяц | 40-50 минут в месяц |
Спортивные праздники | 30 минут 2 раза в год | 40 минут 2 раза в год | 50 минут 2 раза в год | 60 минут 2 раза в год |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно |
Развитие интереса к движениям формируются на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким, поэтому главное место в физическом воспитании занимают разные формы активного отдыха: спортивные праздники, досуги, соревнования, Дни здоровья, походы и пр.
В рациональном сочетании с другими видами работ по физическому воспитанию создается целесообразный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности, закаленности детей.
Слаженная деятельность взрослых (сотрудников детского сада и родителей) и детей позволяет добиваться активного эмоционального отдыха и является пропагандой здорового образа жизни, как среди ребят, так и среди взрослых. При любой форме организации активного отдыха главная забота коллектива о том, чтобы никто из детей не находился в рядах посторонних зрителей, болельщиков. Большое место отводится подвижным играм, разнообразным интересным показательным выступлениям детей, которые создают возможность активного участия всех детей сада.
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.
При разработке данной модели учитывались следующие факторы:
- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет основу индивидуального подхода;
- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
Модель двигательной активности
Формы организации | Особенности проведения | Младший возраст | Старший возраст | ||
младшая | средняя | старшая | Подгото-вительная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий | 5-6 минут | 6-8 минут | 8-10 минут | 10 - 12 минут |
Гимнастика после сна | Ежедневно, после дневного сна | 5-6 минут | 5-8 минут | 8-10 минут | 10 – 12 минут |
Подвижные игры | Ежедневно на прогулке и в помещении | 15 – 20 минут | 25 -30 минут | 30-35 минут | 35 - 40 минут |
Спортивные игры | не реже 1 раза в неделю | Целенаправленное обучение педагогом | |||
Занятия физкультурой | Три раза в неделю | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Музыкальные занятия (часть занятия) | 2 раза в неделю | 3-5 минут | 5 минут | 7-10 минут | 10 минут |
Двигательные игры под музыку | 1 раз в неделю | 5-10 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 25 минут |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц | 20 минут | 20 минут | 30 минут | 30-35 минут |
Спортивные праздники | 2 раза в год | 20-25 минут | 20-25 минут | 50-60 минут | 50-60 минут |
День здоровья | 1 раз в месяц | ||||
Неделя здоровья | 2 раза в год | ||||
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно индивидуально и подгруппами |
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
1 группа методов и средств: (различного рода терапии) - цветотерапия, изотерапия, аромотерапия, фитотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
2 группа методов и средств: дыхательная гимнастика, динамические паузы, гимнастика пробуждения, самомассаж, пальчиковая гимнастика и т.д.
Одним из нетрадиционных методов и средств оздоровления и профилактики является лечебная физкультура (ЛФК).
Особенности ЛФК в детском возрасте
Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.
Основные преимущества лечебной гимнастики
• Возможность вернуть здоровье без медикаментов.
• Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.
• Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.
• Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).
• Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.
• Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).
• Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.
Цветотерапия | Изотерапия |
Аромотерапия | Фитотерапия |
Динамические паузы | Сказкотерапия |
Музыкотерапия | Игротерапия |
Гимнастика пробуждения | Дыхательная гимнастика |
Самомассаж и массаж | Пальчиковая гимнастика |
Гимнастика для глаз | Песочная терапия |
Аутотренинг | Оздоровительный бег |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Однако работу по использованию таких методов и приемов нельзя проводить не зная основ организации двигательной активности дошкольников в течение дня.
Организация двигательной активности Столярчук Елена Александровна в оспитатель, без квалификационной категории
Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Факторы: удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности; рациональное содержание двигательной активности; двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма ; оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
Модель двигательной активности Формы организации Особенности проведения Младший возраст Старший возраст младшая средняя старшая Подгото-вительная 1 2 3 4 5 6 Утренняя гимнастика Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий 5-6 минут 6-8 минут 8-10 минут 10 - 12 минут Гимнастика после сна Ежедневно, после дневного сна 5-6 минут 5-8 минут 8-10 минут 10 – 12 минут Подвижные игры Ежедневно на прогулке и в помещении 15 – 20 минут 25 -30 минут 30-35 минут 35 - 40 минут Спортивные игры не реже 1 раза в неделю Целенаправленное обучение педагогом Занятия физкультурой Три раза в неделю 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут Музыкальные занятия (часть занятия) 2 раза в неделю 3-5 минут 5 минут 7-10 минут 10 минут Двигательные игры под музыку 1 раз в неделю 5-10 минут 10-15 минут 15-20 минут 25 минут Спортивные развлечения 1 раз в месяц 20 минут 20 минут 30 минут 30-35 минут Спортивные праздники 2 раза в год 20-25 минут 20-25 минут 50-60 минут 50-60 минут День здоровья 1 раз в месяц Неделя здоровья 2 раза в год Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и подгруппами
Группы методов и средств 1 группа методов и средств : (различного рода терапии) - цветотерапия , изотерапия , аромотерапия , фитотерапия , игротерапия , сказкотерапия , музыкотерапия. 2 группа методов и средств : дыхательная гимнастика, динамические паузы, гимнастика пробуждения, самомассаж , пальчиковая гимнастика и т.д.
ЛФК в дошкольном учреждении Умилина Елена Александровна в оспитатель, высшей квалификационной категории
Лечебная физкультура в ДОУ Основными направлениями системы ЛФК в работе с детьми являются следующие задачи: знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем; удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении; осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата; формирование правильной осанки; укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы; развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
Основные преимущества лечебной гимнастики Возможность вернуть здоровье без медикаментов. Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни. Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект. Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.). Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза. Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте). Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.
Предварительный просмотр:
Модель двигательной активности
Формы организации | Особенности проведения | Младший возраст | Старший возраст | ||
младшая | средняя | старшая | Подгото-вительная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий | 5-6 минут | 6-8 минут | 8-10 минут | 10 - 12 минут |
Гимнастика после сна | Ежедневно, после дневного сна | 5-6 минут | 5-8 минут | 8-10 минут | 10 – 12 минут |
Подвижные игры | Ежедневно на прогулке и в помещении | 15 – 20 минут | 25 -30 минут | 30-35 минут | 35 - 40 минут |
Спортивные игры | не реже 1 раза в неделю | Целенаправленное обучение педагогом | |||
Занятия физкультурой | Три раза в неделю | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Музыкальные занятия (часть занятия) | 2 раза в неделю | 3-5 минут | 5 минут | 7-10 минут | 10 минут |
Двигательные игры под музыку | 1 раз в неделю | 5-10 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 25 минут |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц | 20 минут | 20 минут | 30 минут | 30-35 минут |
Спортивные праздники | 2 раза в год | 20-25 минут | 20-25 минут | 50-60 минут | 50-60 минут |
День здоровья | 1 раз в месяц | ||||
Неделя здоровья | 2 раза в год | ||||
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно индивидуально и подгруппами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников в условиях группы оздоровительной направленности.
Для общего укрепления организма детей...
Проект «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)
Проект«Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)...
Презентация Проекта: «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)
Презентация Проекта: «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)...
Презентация "Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников".
Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников...
Презентация.Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников.
Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников....
«Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников»
laquo;Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников»...
Презентация на тему " Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников".
Су-Джок терапия как один изметодов профилактики иоздоровления дошкольников...