Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления"
консультация

Красникова Алёна Андреевна

Раскрываются нетрадиционные формы и методы оздоровления. Дано определение понятия "гиподинамия". Приведена таблица форм организации двигательной активности в режиме дня. Приведена модельдвигательной активности. Раскрыты 2 группы нетрадиционных методик позволяющих оздоровить воспитнников. Кратко представлены особенности ЛФК в детском возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления»

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.  Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Однако работу по использованию таких методов и приемов нельзя проводить не зная основ организации двигательной активности дошкольников в течение дня.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

Гиподинамия – что это такое? Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности (Таблица 1). По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Таблица 1

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

6-10 минут 2-4 раза в день

10-15 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

20 минут в месяц

30 минут в месяц

30 минут в месяц

40-50 минут в месяц

Спортивные праздники

30 минут 2 раза в год

40 минут 2 раза в год

50 минут 2 раза в год

60 минут 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

Развитие интереса к движениям формируются на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким, поэтому главное место в физическом воспитании занимают разные формы активного отдыха: спортивные праздники, досуги, соревнования, Дни здоровья, походы и пр.

В рациональном сочетании с другими видами работ по физическому воспитанию создается целесообразный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности, закаленности детей.

Слаженная деятельность взрослых (сотрудников детского сада и родителей) и детей позволяет добиваться активного эмоционального отдыха и является пропагандой здорового образа жизни, как среди ребят, так и среди взрослых. При любой форме организации активного отдыха главная забота коллектива о том, чтобы никто из детей не находился в рядах посторонних зрителей, болельщиков. Большое место отводится подвижным играм, разнообразным интересным показательным выступлениям детей, которые создают возможность активного участия всех детей сада.

В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.

При разработке данной модели учитывались следующие факторы:

- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;

- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных способностей;

- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет основу индивидуального подхода;

- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.

Модель двигательной активности

Формы организации

Особенности проведения

Младший возраст

Старший возраст

младшая

средняя

старшая

Подгото-вительная

1

2

3

4

5

6

Утренняя гимнастика

Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий

5-6 минут

6-8

минут

8-10 минут

10 - 12 минут

Гимнастика после сна

Ежедневно, после дневного сна

5-6 минут

5-8 минут

8-10 минут

10 – 12 минут

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке и в помещении

15 – 20 минут

25 -30 минут

30-35 минут

35 - 40 минут

Спортивные игры

не реже 1 раза в неделю

Целенаправленное обучение педагогом

Занятия физкультурой

Три раза в неделю

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Музыкальные занятия (часть занятия)

2 раза в неделю

3-5 минут

5 минут

7-10 минут

10 минут

Двигательные игры под музыку

1 раз в неделю

5-10 минут

10-15 минут

15-20 минут

25 минут

Спортивные развлечения

1 раз в месяц

20 минут

20 минут

30 минут

30-35 минут

Спортивные праздники

2 раза в год

20-25 минут

20-25 минут

50-60 минут

50-60 минут

День здоровья

1 раз в месяц

Неделя здоровья

2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно индивидуально и подгруппами

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

1 группа методов и средств: (различного рода терапии) - цветотерапия, изотерапия,  аромотерапия,  фитотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.

2 группа методов и средств: дыхательная гимнастика, динамические паузы, гимнастика пробуждения, самомассаж, пальчиковая гимнастика и т.д.

Одним из нетрадиционных методов и средств оздоровления и профилактики является лечебная физкультура (ЛФК).

Особенности ЛФК в детском возрасте

Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.

Основные преимущества лечебной гимнастики

• Возможность вернуть здоровье без медикаментов.

• Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.

• Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.

• Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).

• Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.

• Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).

• Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.

Цветотерапия

Изотерапия

Аромотерапия

Фитотерапия

Динамические паузы

Сказкотерапия

Музыкотерапия

Игротерапия

Гимнастика пробуждения

Дыхательная гимнастика

Самомассаж и массаж

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Песочная терапия

Аутотренинг

Оздоровительный бег


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления»

Слайд 2

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Однако работу по использованию таких методов и приемов нельзя проводить не зная основ организации двигательной активности дошкольников в течение дня.

Слайд 3

Организация двигательной активности Столярчук Елена Александровна в оспитатель, без квалификационной категории

Слайд 4

Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Слайд 5

Факторы: удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности; рациональное содержание двигательной активности; двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма ; оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.

Слайд 6

Модель двигательной активности Формы организации Особенности проведения Младший возраст Старший возраст младшая средняя старшая Подгото-вительная 1 2 3 4 5 6 Утренняя гимнастика Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий 5-6 минут 6-8 минут 8-10 минут 10 - 12 минут Гимнастика после сна Ежедневно, после дневного сна 5-6 минут 5-8 минут 8-10 минут 10 – 12 минут Подвижные игры Ежедневно на прогулке и в помещении 15 – 20 минут 25 -30 минут 30-35 минут 35 - 40 минут Спортивные игры не реже 1 раза в неделю Целенаправленное обучение педагогом Занятия физкультурой Три раза в неделю 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут Музыкальные занятия (часть занятия) 2 раза в неделю 3-5 минут 5 минут 7-10 минут 10 минут Двигательные игры под музыку 1 раз в неделю 5-10 минут 10-15 минут 15-20 минут 25 минут Спортивные развлечения 1 раз в месяц 20 минут 20 минут 30 минут 30-35 минут Спортивные праздники 2 раза в год 20-25 минут 20-25 минут 50-60 минут 50-60 минут День здоровья 1 раз в месяц Неделя здоровья 2 раза в год Самостоятельная двигательная активность Ежедневно индивидуально и подгруппами

Слайд 7

Группы методов и средств 1 группа методов и средств : (различного рода терапии) - цветотерапия , изотерапия , аромотерапия , фитотерапия , игротерапия , сказкотерапия , музыкотерапия. 2 группа методов и средств : дыхательная гимнастика, динамические паузы, гимнастика пробуждения, самомассаж , пальчиковая гимнастика и т.д.

Слайд 8

ЛФК в дошкольном учреждении Умилина Елена Александровна в оспитатель, высшей квалификационной категории

Слайд 9

Лечебная физкультура в ДОУ Основными направлениями системы ЛФК в работе с детьми являются следующие задачи: знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем; удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении; осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата; формирование правильной осанки; укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы; развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

Слайд 10

Основные преимущества лечебной гимнастики Возможность вернуть здоровье без медикаментов. Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни. Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект. Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.). Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза. Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте). Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.



Предварительный просмотр:

Модель двигательной активности

Формы организации

Особенности проведения

Младший возраст

Старший возраст

младшая

средняя

старшая

Подгото-вительная

1

2

3

4

5

6

Утренняя гимнастика

Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий

5-6 минут

6-8

минут

8-10 минут

10 - 12 минут

Гимнастика после сна

Ежедневно, после дневного сна

5-6 минут

5-8 минут

8-10 минут

10 – 12 минут

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке и в помещении

15 – 20 минут

25 -30 минут

30-35 минут

35 - 40 минут

Спортивные игры

не реже 1 раза в неделю

Целенаправленное обучение педагогом

Занятия физкультурой

Три раза в неделю

15 минут

20 минут

25 минут

30 минут

Музыкальные занятия (часть занятия)

2 раза в неделю

3-5 минут

5 минут

7-10 минут

10 минут

Двигательные игры под музыку

1 раз в неделю

5-10 минут

10-15 минут

15-20 минут

25 минут

Спортивные развлечения

1 раз в месяц

20 минут

20 минут

30 минут

30-35 минут

Спортивные праздники

2 раза в год

20-25 минут

20-25 минут

50-60 минут

50-60 минут

День здоровья

1 раз в месяц

Неделя здоровья

2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно индивидуально и подгруппами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)

Проект«Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)...

Презентация Проекта: «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)

Презентация Проекта: «Су-Джок терапия как  один из методов профилактики и оздоровления дошкольников» (старший дошкольный возраст)...

Презентация "Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников".

Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников...

Презентация.Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников.

Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников....

«Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников»

laquo;Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников»...

Презентация на тему " Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников".

Су-Джок терапия как один изметодов профилактики иоздоровления дошкольников...