Агрессивные дети
консультация на тему

Гладышева Надежда Александровна

Явление агрессивности понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Агрессивные дети16.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин», г. Тамбов

Воспитатель: Гладышева Н.А.

Агрессивные дети

Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место нормальным социальным формам поведения.

Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.


Явление
агрессивности понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

 
Вербальная агрессия:


1. Обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:

- жалобы («А Вова меня стукнул», «А Иванов постель не убрал» и пр.);

- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

- агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

2. Оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:

- дразнилки («ябеда - корябеда», «поросенок», «жора - обжора»;

- оскорбления («жир - трест», «урод», «дебил»).

Физическая агрессия:


1. Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому ребенку через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:

  • разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
  • уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

2. Нападение на другого ребенка и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать две формы:

  • символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);
  • прямая агрессия — непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

Причины, провоцирующие агрессивность детей:

  • привлечение к себе внимания сверстников (ребенок разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинства другого ребенка, с целью подчеркнуть свое превосходство над ним. («Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
  • защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
  • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности,
  • сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику.

Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций.

Работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на формирование способности видеть и понимать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев....

Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

Как играть с агрессивными детьми.На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнени...