Развитие творческого потенциала дошкольника
статья на тему

Полякова Екатерина Александровна

В статье раскрываются основные подходы в работе по исследованию и формированию творческого потенциала дошкольников, как необходимого условия гармоничного развития личности. Рассматриваются взгляды современных практиков на изучение особенностей творческого начала у детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_doshkolnika.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ДОШКОЛЬНИКА

Воспитатель  Полякова Е. А.

Муниципальное  дошкольное  образовательное  

учреждение  №60  «Огонек».

Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри

В статье раскрываются основные подходы в работе по исследованию и формированию творческого потенциала дошкольников, как необходимого условия гармоничного развития личности. Рассматриваются взгляды современных практиков на изучение особенностей творческого начала у детей дошкольного возраста. Предложены такие способы развития творческого потенциала дошкольников, как: методы - игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия; и приемы -  игры драматизации, инсценировка и пр..

Ключевые слова: психология, творчество, способности, исследование, дошкольники, методы, приемы, развитие, формирование.

Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Становится заметно, как ребенок начинает мыслить цельными образами, понимает множество явлений и различных действий - это результат развития воображения. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным видом сюжетно ролевой игры является игра драматизация.

Как отмечает практикующий психолог И.В. Негнюрова: «ролевые перевоплощения помогают дошкольнику эмоционально раскрываться, способствуют коррекции внутренних страхов, возможно излишней активности. Театрализация сказки требует определенных усилий, и это развивает внимание ребенка к деталям, восприятие к образам, тренируется устойчивая память и конечно укрепляется воля характера» [3].

Создавая условия для развития и формирования творческого начала, творческого потенциала ребенка (что происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами культуры), перед детским садом стоит задача целостного развития его личности и обеспечение самореализации в дальнейшей жизнедеятельности.

Как отмечала в своих исследованиях В.С. Мухина: «способность мыслить творчески будет проявляться у дошкольников при условии систематического и целенаправленного развития у них творческого восприятия, мышления, так как этот процесс затрагивает все стороны личности - возникает желание проявлять инициативу и самостоятельность в решении простых познавательных задач» [2, с. 192].

Игра драматизация - это вид совместной игровой деятельности, театрализации, способствующий развитию социальных и коммуникативных отношений между детьми. Ребенок учится управлять своим поведением в игровых ситуациях, возникает необходимость удерживать внимание к сюжету истории или сказки - что способствует формированию концентрации внимания.

При организации взаимодействия между детьми в драматизации, воспитателю необходимо учитывать основные принципы воспитания: принцип адаптивности и возможности работать в индивидуальном режиме времени, принцип развития ребенка, принцип обеспечения эмоционального комфорта, принцип систематичности и последовательности изучения материала.

Игры драматизации разыгрываются по содержанию литературных текстов, стихотворений, рассказов или сказок. Исходя из интересов детей, очень важно правильно подобрать литературное произведение, чтобы оно заинтересовало ребят, вызвало сильные чувства, эмоции или переживания. Необходимо наличие в истории разнообразия диалогов и смена эпизодов.

В своей статье «Формирование сплоченного коллектива дошкольников» психолог Гришина Р. М. описывает психологические преобразования дошкольника: «когда ребенок примеряет на себя образ героя, самостоятельно изображает выбранную роль, у него формируется опыт социального поведения, умение придерживаться общественных правил, повышается способность соотносить собственные потребности и желания с желаниями других людей. Такое влияние на дошкольников оказывают как положительные, так и отрицательные образы, поскольку ребенок психологически сближается с образом героя сказки, переживает его счастье и беду, победы и поражения» [1].

Работа с театрализацией сказки имеет вариативный и развивающий характер. Процесс ведется педагогом в гибкой форме при тесном сотрудничестве с родителями и близкими ребенка. Решает ли дошкольник мыслительную задачу, разучивает слова, или это процесс изготовления костюмов и декораций вместе с детьми и родителями - во всех ситуациях поддержка и вера в успех маленького артиста придают ему сил к самовыражению, раскрытию своих внутренних талантов и особенностей. Ребенок приобретает навыки пантомимики, а также мимической и речевой выразительности, и это способствует развитию творческого потенциала детей, а также повышает уровень их социальной адаптации.

Дошкольное детство - это интенсивный период развития и становления личности, и современные дети активно включаются в процесс импровизации, у них создаются установки на творчество, развивается способность к длительному внутреннему побуждению к игровой деятельности.  

Содержание работы с детьми дошкольного возраста.

Важной задачей для педагога будет постепенное расширение и усложнение социального опыта ребенка, за счет освоения различных видов игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается постепенным усложнением игровых упражнений, методов и приемов, в которые включается ребенок. Как основной метод в работе с детьми является игротерапия, но игротерапия включает в себя разные приемы.

Выделим разновидности театрально-игровых ситуаций с постепенным усложнением задачи:

  1. Игра имитация отдельных действий человека, животных или птиц. Имитация основных эмоций человека, образов хорошо знакомых ребенку сказочных персонажей.
  2. Игра импровизация по текстам коротких сказок, рассказов или стихов, которые рассказывает воспитатель.
  3. Инсценировка фрагментов коротких сказок о животных, ролевой диалог героев сказок.
  4. Игра драматизация с несколькими героями по народным сказкам и авторским текстам, или по тексту волшебной сказки.
  5. Постановка спектакля по полноценному литературному произведению с изготовлением атрибутики, костюмов и декораций.

Средствами стимулирования интереса детей к творчеству и импровизации является придумывание содержания игрового сюжета, воплощения задуманного образа в реальность. На конкретном примере воспитатель помогает ребенку понять, что лучшая театральная постановка является подготовленной, требует знания содержания, текста, внутренних усилий самовыражения. Кроме этого, хочется отметить, что включаясь в интегрированную деятельность, большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются при взаимосвязи рисования, лепки и аппликации с игрой драматизацией.

Успешная работа воспитателя возможна при создании театрального уголка или уголка сказок в группе. Необходимо целенаправленно проводить специально организованные занятия, беседы по изучению произведений, литературные вечера с родителями.

Процесс развития творческого мышления посредством игр драматизаций долгий и требующий совместных усилий как педагога, так и дошкольника. Однако это способствует активной социализации ребенка, пробуждению у него добрых чувств по отношению к окружающим, приобретению у него положительного жизненного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гришина Р.М. Формирование сплоченного коллектива дошкольников. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 528 с.

3. Негнюрова И.В. Развитие творческих способностей у дошкольников средствами устного народного творчества (олонхо). // Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Педагогический опыт психологов Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/left-menu/Негнюрова%20Ия%20Васильевна.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""

Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".

Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....