ПРЕЗЕНТАЦИИ
презентация
В этом разделе размещаются детские презентации, которые можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях. Презентации, выполненные для дошкольников, отличаются особенностями подачи учебного материала: в таких разработках присутствую красочные иллюстрации, звуковое сопровождение, видеоряд. Такой подход позволяет эффективнее усвоить учебный материал, благодаря простоте и наглядности каждой презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - ТЕМА - ОСЕНЬ- ПОД. ГРУППА | 2.61 МБ |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - ТЕМА - ОСЕНЬ - ПОД. ГРУППА | 1.57 МБ |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - ТЕМА - ОСЕНЬ - ПОДГ. ГРУППА | 2.45 МБ |
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК ТРОИЦА | 2.21 МБ |
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - СОРОКИ | 2.09 МБ |
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - МАСЛЕНИЦА | 2.75 МБ |
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - ИВАНА - КУПАЛА | 2.47 МБ |
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КУЗЬМИНКИ | 1.65 МБ |
ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сидит белка» Хором. Сидит Белка на тележке, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... (Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.)
«Грибы» Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.) Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».) Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.) И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
«У Лариски - две редиски» У Лариски – Две редиски. У Алешки – Две картошки. У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева) Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте) А в лесу полно чудес! ( разводим руки в стороны, «удивляемся») Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук) Это очень хорошо. ( хлопаем в ладоши) Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону) И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку») Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка) На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички. ( делают манящие движения руками) «Подосиновик, груздок , (грозят указательным пальцем правой руки) Полезайте в кузовок ! (присесть, обнять себя руками) Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны) Украшай осенний бор!
«Осень» Ветер северный подул, (подуть на пальцы) все листочки с липы сдул с-с-с ( смахивать руками, будто сдувает листочки) Полетели, закружились и на землю опустились. ( ладони зигзагами плавно опустить на стол) Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу) Снег потом припорошил , (плавные движения вперед-назад кистями) Одеялом их накрыл. ( ладони прижать крепко к столу )
«Золотая осень» Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы) Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук) Если небо хмурится, если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх, вниз) Это время года осенью зовется. Дует, дует ветер, ( Дуют на кисти рук.) Дует, задувает, (Трясут кистями рук.) Желтые листочки С дерева срывает. (Руки медленно опускаются вниз.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вкусные овощи» У девочки Зиночки (Делают ладони корзинкой) Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок (Сгибают пальцы, начиная с с большого) Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина- молодец! ( Показывают большой палец)
«Фрукты» Будем мы варить компот, (Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.) Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики начиная с большого.) Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «помешивают».) Угостим честной народ. (Развести руки в стороны.)
«Осень» Осень, осень , ( трем ладошки друг о друга) Приходи! ( по очереди сжимаем кулачки) Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга) Погляди! (положить ладошки на щеки) Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз) Тихо на землю ложатся . ( поглаживаем коленки) Солнце нас уже не греет , (по очереди сжимаем кулачки) Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны) К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками) Дождик к нам в окно стучится . (стучим пальчиками по ладошкам) Шапки, куртки надеваем (делаем вид) И ботинки обуваем (постучать ногами) Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
«Осень» Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, (Загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (Спокойно укладываем ладони на стол) Ветер бросил на тропинку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. ( «Шагают» пальчики по столу).
«Осень» По дороге золоченой Осень в гости к нам пришла, И зверятам, и ребятам — Всем подарки принесла. (Поднять руки вверх, кисти опущены.) Яблоки на веточках висели и скучали. (Покачать опущенными кистями.) Девочки и мальчики ветки раскачали . (Покачать поднятыми вверх руками.) Яблочки о землю громко застучали. (Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.)
«Осень, осень к нам пришла…» Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. (Стучим пальцем левой руки по ладони правой) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождь и ветер принесла. Пожелтел зеленый сад, Листья кружатся, летят. (Трём ладонью о ладонь) Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Листья кружатся, летят. Песни птичек не слышны, Подождем их до весны. (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз) Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны.
«Грибы» Мы сегодня рано встали, (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках) За грибами в лес пошли. (Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами) Грузди, рыжики, волнушки (Сложить пальцы обеих рук в щепоть) В кузовочке принесли. (Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами)
«Перелетные птицы» Снова осень наступает. (Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого) И до следующей весны (Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого) В птичьих стаях улетают (Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого) Ласточки, скворцы, грачи, Лебеди и журавли. (Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого )
«Осенняя одежда» Я одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим) И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим) Майка, брюки, а еще (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим) Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)
«Пальчики-братики» (движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик) Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал Этот пальчик всё – всё съел, От того и потолстел! (сжимать, разжимать кулачки)
«Засолка капусты» Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз) Мы морковку трем, (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, (Имитировать посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать пальцы).
«Осенний букет» Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки.) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.) Мы соберем Маме осенний Букет отнесем. ( Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хороши русские летние праздники! Лето на Руси — пора со множеством забот. Но есть в эту хлопотливую, трудовую пору праздничные дни. И каждый праздник хорош по-своему! Один из главных - праздник Святой Троицы. Говорят: "На Троицу земля – именинница". В этот день землю не пашут, не копают, отдыхает земля-матушка. Сычков Федор Васильевич . Танец.
На Троицу куда ни глянь – везде зелено, даже на полу скошенная трава лежит. Поэтому и пахнет в этот день в домах зеленью, будто в лесу или на лугу во время сенокоса. У людей в руках тоже березовые ветки. несут эти ветки домой, ставят их в Красный угол на целый год, до следующей Троицы . М.Абакумов «На Троицу»
Наступит следующая Троиц а – заменят их свежими, душистыми. Троицын день бывает в воскресенье, а перед этим – тоже праздник, Зеленые святки (Семик) называется. Особенно он по душе девушкам, красным девицам, так как в этот день на Руси проходили смотрины невест. В этот день собирались девушки и шли березку украшать да прославлять, венки завивать из березовых веток. ! Шли с песнями: Завьем веночки, завьем зеленые! Будь, мой веночек, всю недельку зелен, А я, молодешенька , весь год веселешенька
Украшали березку разноцветными ленточками, цветами. Веточки заплетали в венки, свив их кольцами, некоторые веточки, самые длинные, с травой сплетали. Это и называлось – «заламывать » березку: не ломать, а, пригнув к траве, сплести с ней березовые ветки, чтобы получились « Воротики ». Через такие « Воротики » или через веночек девушки целовали друг друга, обменивались платочками и обещались быть верными подружками, кумушками-голубушками. Назывался такой обряд «покумиться». Вставали они напротив друг друга и пели: Ты мне кумушка, Я тебе голубушка. Нам с тобою не браниться Вечно дружиться!
Потом поцелуются, чем-нибудь обменяются, местами поменяются, за руки возьмутся, засмеются – и дальше веселятся. Кто такой обряд проходил - тому больше ссориться нельзя. А возле березки и хороводы, и угощение праздничное, и песни звонкие. Так праздновали Зеленые святки (Семик ), четверг перед Троицей, а через три дня, в воскресенье, после обеда опять шли к березке развивать свои венки и опять веселиться до самого вечера: хороводы водили, в игры играли.
Троица Начало лета – Троица! Такая красота! И дышится, и молится, И в сердце чистота. Берёзки белоствольные В зелёных платьях все, Полынь степная, вольная В серебряной росе. Легко на сердце, благостно, Любовью всё живёт. На Троицу так радостно, И так душа поёт! (Т. Лаврова ) Троицын день Троицын день – это лета цветущего радость, Шелк свежих трав, опоенных прохладной росой, Свежего воздуха необычайная сладость, Ясное солнце и купол небес голубой, Колоколов перезвон над Москвой златоглавой, И обрамленный березою образ святой, Троицын день – это праздник Руси православной, Что отмечают веками в державе родной. (Е. Оленина ) Стихи о Троице
Бог любит Троицу. Без Троицы дом не строится. Троица перстов крест кладет. Троица три дня строится. Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят. Поговорки и приметы на Троицу На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок.
Троица – граница между весной и летом. На Троицу дождь – много грибов. На Троицу дождь – к теплой погоде. Если на Троицын день идет дождь, то в продолжение лета будет много. От Троицы до Успения хороводов не водят. Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом. Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой. Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии. Поговорки и приметы на Троицу
Мастер-класс по созданию куклы «Кубышка-Травница» Наполните дородную Травницу любимыми ароматами, и Душа ваша возрадуется, когда будет улавливать их в том местечке, где поселится ваша куколка. Если вы хотите тишины и умиротворения, то наполните куколку сухим укропчиком; если хотите, чтобы кровь бурлила, то положите в неё мятных листиков; хотите здоровье укрепить, положите малиновый да смородиновый лист. Кладите ту травку, тот листик, свойство которой хотите укрепить в своём теле и своей Душе. Моя куколка с ароматной лавандой, которая оказывает восстанавливающее и равновешивающее воздействие.
Нитки льняные или х /б натурального и красного цветов. Например, «ирис». Игла швейная. Ножницы. Лоскут льняной или плотной х /б ткани — прямоугольник размером 17х5 см для формирования тела куколки. Лоскут льняно й или плотной х /б ткани — квадрат размером 16х16 см для формирования головы и рук куколки. Очёс льняной (от сантехнического льна) для формирования головы Пряжа, шерсть или вата для набивки груди и мешочков. Сушёные травки , для набивки юбочки (у меня лаванда около 60 гр.). Четыре лоскута х /б ткани квадраты размером 9х9 см для груди и мешочков. Для создания куколки Кубышки-Травницы (ростом около 13-14 см) понадобятся следующие инструменты и материалы:
1. Возьмите прямоугольный лоскут ткани для создания тела куколки, сложите его вдоль в 4 раза краями внутрь.
2. Затем сложите эту заготовку пополам, зафиксируйте несколькими оборотами нити на уровне шеи, отступив около 2,5 см от сгиба и завяжите на чётное количество узлов сзади, со стороны спины. Намотайте очёс, формируя голову (вместо очёса можно использовать шерсть, пряжу, вату).
3. Возьмите квадратный лоскут льняной ткани и оберните им голову сформированную из очёса.
4. Зафиксируйте лоскут на уровне шеи и завяжите на чётное количество узлов сзади, со стороны спины. Чуть-чуть вытяните два уголка лоскута, расположенные по бокам — это будут ручки.
5. Сформируйте ручки: подверните кончик лоскута внутрь, затем подверните продольные края лоскута внутрь и сложите пополам, зафиксируйте нитью на уровне запястья. Перевяжите тело куколки на уровне талии и завяжите на чётное количество узлов сзади, со стороны спины.
7. Приложите грудь к телу куколки и привяжите оставшимися концами нитей обмотав вокруг талии и шеи куколки(таким же образом, как делается обережный крест). Зафиксируйте узлом со стороны спины. Сделайте красной нитью обережный крест на груди куколки. Как сделать обережный крест, смотрите в мастер-классе по Радунице >>
8. Возьмите квадратный лоскут для юбки, сложите в 4 раза и вырежьте из него круг, диаметром 25 см. Возьмите лоскут мягкой ткани и вырежьте лоскут диаметром около 23 см. Вместо мягкой ткани можно использовать шерсть или вату, чтобы юбочка снаружи была мягкой и округлой.
9. На расстоянии 0,5 см от верхнего края соберите края большого лоскута на длинную нить (около 1 метра). Внутрь положите лоскут из мягкой ткани. Стяните нить, формируя мешочек. Оставьте длнными концы нитей — около 50 см. Насыпьте внутрь юбочки-мешочка сухие травки и ещё стяните, оставив небольшое отверстие.
10. Вставьте тело куколки в наполненную юбочку, стяните нить и крепко привяжите юбочку к телу несколькими оборотами нити чуть выше талии... Чтобы юбка не сползала, сделайте несколько оборотов вокруг шеи этой же нитью. Концы нитей завяжите сзади, на уровне талии.
11. Возьмите прямоугольный лоскут для жилетки, сложите его пополам поперек и еще раз пополам вдоль и вырежьте отверстие для головы. Затем разрежьте переднюю часть пополам вдоль, сформировав полочки. Оденьте жилетку на куколку, обогнув полочками грудь и примотайте к телу на уровне талии.
12. Возьмите прямоугольные лоскуты для передника. Наложите лоскуты друг на друга, выровняв верхние края. Нижний лоскут самый большой, затем средний, и сверху самый маленький.
3. Приложите лоскуты к телу куколки на уровне талии изнаночной стороной и привяжите несколькими оборотами нити. Зафиксируйте узлами по центру спереди. Отогните передник на лицевую сторону.
14. Лоскуты, приготовленные для очелья сложите вдоль пополам, при необходимости прогладьте, наложите друг на друга, оберните им голову и привяжите несколькими оборотами нити на уровне шеи. Лишние концы лоскутов отрежьте.
15. Возьмите лоскут для платка, подогните верхний край платка около 1 см и повяжите на голову.
16. Возьмите 2 квадратных лоскута, положите на середину клубочки из пряжи, очёса или щепотки сухих травок. Соберите края лоскута и стяните нитью, сформировав мешочки-узелки в виде шарика. Оставьте длинными концы нитей: около 20 см. Примотайте мешочки к ручкам на уровне запястий .
17. Сделайте пояс из тесьмы или пряжи. Обмотайте 2 раза вокруг талии и завяжите с левого бока на 2 узла.
18. Кубышка-Травница готова!
https://www.livemaster.ru/topic/1853471-master-klass-po-sozdaniyu-kukly-kubyshka-travnitsa Мастер-класс по созданию куклы «Кубышка-Травница» Интернет – ресурсы: https://www.liveinternet.ru/users/5023615/post416005668
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Праздник «Сороки» «Жаворонки» Цель: познакомить детей с православным обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны;
Много сказок, песен, легенд и преданий на Руси связано с птицами. Птица- это образ духа и души. Он связан с небесами, светлым раем. Народный костюм по силуэту напоминает птицу: широкие рукава – крылья, головной убор- птичий хохолок, яркие украшения и вышивки- оперение птицы. В праздник «Сороки» говорят: «на Сороки день с ночью меряются». Славяне верили, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, первая из них жаворонок.
Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля птичку. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки и тулупы. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпочек и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева. В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится. С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик . Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых , а в честь сорока мучеников севастийских . Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Жаворонки, прилетите. Весну-красну принесите. Принесите весну на своем хвосту, На сохе. На бороне. На овсяном снопе. Заклички Жавороночек на приталинке Распевает, распевает, Он зовет себе, он зовет себе Весну красную, весну красную. Не лежать снежкам во чистом поле Растопиться, растопиться, Во синё море, во синё море Укатиться, укатиться. Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявыим , С ячменем усатыим , Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С грушами, с яблочками, Со всякой садовинкой , С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой
Поговорки - Сколько проталинок, столько жаворонков. - Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху. - Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. - Жаворонок является к теплу (к траве, зяблик — к стуже, к морозу. - Ранний прилёт журавлей — к ранней весне. - На «Сороки» день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
Приметы Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая). С Сороками в народе связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Народные игры Игра «Летят, летят» Педагог. Ребята, давайте немножко поиграем. Я вам буду петь прибаутки о летящих птицах и насекомых, а вы должны говорить: «Летят, летят», – и поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и ошибется, поднимет руки по ошибке, – в игре больше не участвует. Скворцы летят, На всю Русь кричат: – Это мы! Это мы! Возвращаемся в домы ! (Педагог поднимает руки вверх, показывая, как летят скворцы. Далее по ходу игры можно называть других птиц и животных, например: вороны, страусы, голуби, жуки, котята, черепахи летят)
Русская народная игра «Жаворонок» Дети становятся в круг и поют: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется. Подвижная игра «Птицы в гнезда летят» Дети изображают птиц. Если они слышат названия птиц, то изображают полет, если названия не птиц – стоят на месте, если слышат слова «Жаворонки в гнезда летят» - бегут на ковер и занимают гнезда (обручи). Вороны в гнезда летят. Журавли в гнезда летят. Щуки в гнезда летят. Сороки в гнезда летят. Жаворонки в гнезда летят. Скворцы в гнезда летят. Аисты в гнезда летят. Мыши в гнезда летят. Жаворонки в гнезда летят
На шесте – дворец. Во дворе-певец , А зовут его …(скворец). Всех перелетных птиц черней, Враг лечинок , друг полей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица…(грач). С виду, скажем, неприметна, Оперение не ярко, Шелушить же любит зерна И зовется…(коноплянка) Загадки
Мастер - класс «Птица радости»
Возьмем квадратный лоскут размером 10*10см, сложим треугольником. (ф.1) Положим его острым углом вниз, края загнем – получим ромб. (ф.2)
Согнем фигурку пополам - получим треугольник. Нитками перемотаем острый конец треугольника - получим клюв птички. Расправим ткань. Вложим внутрь кусочек ветоши, формируя головку птички. Опять обмотаем и закрепим петлей, нить не обрываем. (ф.3) Распрямляем уголки ткани наружу - получаем голову птички и расправленные крылья. Снова внутрь вкладываем немного ветоши и закрепляем нитью - получим тело птички. (ф. 4; ф.5)
Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик. После проводим нить наискосок к голове птички. Проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик нитью, с другой стороны проходим к шее и назад к хвосту - получаем крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Той же нитью ведем от хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. (ф.6)
Желаем творческих успехов! Интернет – ресурсы: https://урок.рф/library/master__klassa_«ptitca_radost»_173346.html Мастер – класс: «Птица Радости»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу! А вы знаете, почему именно блины, а не пирожки, ватрушки, тортики ? Да потому, что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает! А вы знаете, что такое Масленица?
Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям». Дети, готовят к Масленице ледяные горки, поливают их водой, приговаривая: Душа ли ты, моя Масленица, Перепелиные косточки, Бумажное твое тельце, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости На широкий двор, На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, Красная краса, Русая коса, Тридцати братьев сестра, Ты ж моя перепёлочка ! Приезжай ко мне в гости В тесовый дом, Душою потешиться, Умом повеселиться, Речью насладиться!
Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках крича «Приехала Масленица!». Еще ребятня часто лепила снежную бабу прямо на санях, называли ее Масленицей, и спускали с самой крутой горки, приговаривая: «Здравствуй, Масленица широкая!».
Всю Масленичную неделю пекут блины. Даже поговорка такая пошла в народе: «Не житье, а масленица». Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу. Каждый день женщины пекли блины. На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие. Кушать блины было принято со сметаной, маслом, вареньем, медом, особенно вкусны были блины с красной или черной икрой.
Главная участница празднования - большая кукла сделанная из соломы по имени Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Рядом вприпрыжку скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. На сани с куклой Масленицы садили молодого парня, наряжали его в разные колокольчики, бубенцы, погремушки. Ставили перед ним сундук с пирогами, блинами, рыбой. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в концовке праздника проводили обряд прощания с Масленицей - сжигали куклу, символизирующую Масленицу.
Понедельник - «Встреча» (с этого дня начинали печь блин ы) На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название и были свои развлечения и обряды .
Вторник – « Заигрыш » Взрослые и дети ходили по домам, поздравляли с Масленицей и просили блины. Все ходили в гости, пели песни, веселились.
Среда – «Лакомка» В этот день было принято ходить в гости по родственникам всей семьей. На лакомку народ кушал в изобилии разные масленичные вкусности.
Четверг – «Разгуляй» В разгуляй было больше всего игрищ. Ряженые как могли веселили народ. Гуляли с утра до ночи, водили хороводы, плясали, пели частушки.
Пятница – «Тещины вечерки» В этот день недели зятья угощали блинами своих тещ. Девушки в полдень выносили в миске блины и шли к горке. Парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать ее блины, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из нее получится .
Суббота – « Золовкины посиделки» На посиделки молодые семьи приглашали к себе родных. Вели разговоры о жизни, если кто был в ссоре – обязательно было принято мириться.
Воскресенье – «Прощенный день» В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы. В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.
П ословицы и поговорки о Масленице. Не житье, а Масленица. Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Масленица семь дней гуляет. Масленица объедуха , деньгами приберуха . Это Масленица идет, блин да мед несет. Без блинов -не Масленица. Блинцы , блинчики, блины, как колеса у весны. Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков. На Масленой повеселись, да блинком угостись. Блины – солнцу родственники.
Масленичные колядки. А мы Масленицу провожали, Тяжко-важно по ней вздыхали; Ой ты, Масленица, воротись, За белую берёзу зацепись, До красного лета протянись. А мы Масленицу прокатали, Дорогую потеряли, Думали, будет она — семь годков, А она погостила — семь деньков. Ой, Масленица, воротись! В новый год покажись! Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, На саночках расписных, Чтобы слуги были молодые, Нам подарки везли дорогие, И блины, и калачи К нам в окошко мечи! Вот приехала Масленица! Сударыня-боярыня Масленица! С сыром, маслом, и блином, И румяным пирогом!
Интернет – ресурсы: https://www.liveinternet.ru/users/liza-l/post409062084
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. В дореволюционной России этот день принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название « Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю — с 6 на 7 июля. По поверьям крестьян в купальскую — самую короткую — ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Обряды праздника Массовое купание на Ивана Купалу — обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество. Вода
С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. А еще на Ивана Купалу обязательно парились в банях , при этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах ( ивановскими называли травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению здоровья.
Утром, на рассвете, было принято умываться росой, для этого использовали чистую скатерть, с которой надо было рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали ее в приготовленную емкость, и росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса очищала кожу, делала ее гладкой и нежной, сохраняла женскую красоту. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили жилье от всяческой нечистой силы, кропли кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игры солнца. Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня, который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Солнце
Огонь Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье.
Травы На Руси день Ивана Купалы всегда считался главным для сбора трав, когда они имеют особую целебную и даже магическую силу. Лекарственные растения заготавливали на рассвете. После купания все отправлялись за травами, ходили босиком по целебной росе подальше от поселений и дорог, обязательно с хорошим настроением и молитвой Травы затем освящали в церкви, окуривали ими больных людей и использовали, как обереги . Многие женщины сохраняли эту магическую частичку на случай болезни или беды.
Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.
Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику . Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать. В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".
Все празднество происходило только у костра . Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту. Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.
Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.
На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева , парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одной ветке, которая считалось приносит плодородие. Д альше дерево пускали по реке.
Приметы на Ивана Купала Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой. А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей. В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери. После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба. Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.
Мастер – класс обрядовой куклы «Купавка»
На праздник Купала делали куклу Купавку. Это кукла одного дня, бытовавшая в центральных областях - Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской. В одних областях она олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, тесемочки, привязанные к ее рукам, забирали все людские болезни и невзгоды. Это первый вариант куклы Второй вариант. В других областях Купавку делали незамужние девушки, по ней гадали о суженом, о своей будущей судьбе. Разноцветные тесемочки - это желания девушек. Украшали Купавку яркими цветами и зеленой травой. Шумною гурьбой девицы-красавицы шли на берег реки, бросали куклу в воду и смотрели: пристанет к берегу - девушка замуж не выйдет в этом году, прибьется к берегу - быть беде. Значит, совсем невесомой нужно делать куколку, чтобы несли ее воды легко по течению, добрую весть приносили, чтобы не кручинилась девушка, а ждала сватов от суженого.
Технология изготовления 1. Подготовьте две палочки разной длины. 2. Свяжите их крест-накрест. 3. На верхней части креста укрепите голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтяните руки куклы. Зафиксируйте ткань на шее, руках и поясе куклы. 4. Привяжите лямки сарафана из яркой ткани. 5. Наденьте на куклу юбку, платок, повяжите пояс, на руки привяжите тесемки из ткани. Так как кукла летняя, ее принято украшать травой, живыми цветами, зелеными веточками. Для куклы нам нужно: один квадрат белой ткани 25х25 см, косынка из половины квадрата 20х20 см, цветная ткань на юбку 10х20 см, цветные нитки, немного ваты или синтепона , две палочки: одна с ладонь, другая 2/3 длины ладони для рук. Размер куклы, примерно, длина взрослой ладони.
Оформляем пояс и привязываем к рукам нитки, ленты или полоски ткани. Важный момент: подумайте, от чего Вы хотите избавиться. Так как вода уникальный носитель информации, можно помечтать и о желаемом, но, на мой взгляд, так как это уходит в общее пространство, то и мысли уместны об общем благе, о благополучии для всех. Думайте о своей жизни - как мыслим, так и живём.
Так как кукла летняя, её принято украшать травами и живыми цветами.
Мастер класс куклы Купавка - http://bastiliya.com/topic3715.html Интернет – ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Осенние кузьминки» Цель: приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русскими народными праздниками.
14 ноября на Руси праздновали народный праздник «Кузьминки». Кузьминки – по осени поминки. Кузьма и Демьян были святыми. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян куют лед на земле и на водах. Закует Кузьма – Демьян так, что до весны не расковать!
Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки. А женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше.
Почитали Кузьму и Демьяна на Руси так же, как покровителей кузнецов, и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.
Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть.
По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех.
Праздничный день «Кузьминки» всегда проходил с шутками, песнями, играми и забавами. На юге Нижегородской области девушки наряжались во все красное – цвет супружества, солнца, жизни. В селе – сумерки, рядились кто молодкой, кто парнем, старухой, барыней или еще кем.
Делали куклу маленькую и с пляской заходили в каждый дом, собирая яйца и «кто что даст» для маленького, приговаривая: «его кормить надо». И, конечно же, парни ухаживали за девушками, а те им спуску не давали. А перед парнями красовались и частушки пели все вместе.
Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.
Обычаи и приметы на Кузьминки осенние: В этот день нужно обязательно помолиться святым бессребрениками за здоровье всех членов семьи и мир в доме. Девушки перед свадьбой просили святых о крепкой и счастливой семейной жизни. Тем, кто держит кур, в этот день нужно обязательно отведать мясо домашней птицы. Тогда курочки всегда будут в доме водиться. Чтобы поправить здоровье 14 ноября нужно съесть куриное сердце. Если в ночь на 14 ноября в доме замяукает кошка, то произойдёт радостное событие. Неожиданные идеи, возникшие 14 ноября, сулят перемены жизни в лучшую сторону.
Народные приметы погоды на Кузьминки осенние Если день теплый, то и зима не буде лютой. Если ещё не все деревья сбросили листву, то зима будет затяжной, а следующий год неурожайным. Если выпало много снега, то готовьтесь к весеннему половодью. Если реки и озера покрылись льдом, то потепления ждать не стоит. Если в этот день небольшой мороз, то похолодает нескоро. Если на дорогах грязь, то до середины зимы продержится теплая погода .
Мастер – класс обрядовой куклы «Кузьма и Демьян» 1. Необходимые материалы на одну куклу ( т.е. все материалы кроме рук по две заготовки): палочка для рук толщиной 1 см длиной 28 см; лоскут для палочки такого же цвета, как и рубашка 8х28 см; белый лоскут для головы 20х20 см; лоскут для тела (любой) 12х16 см; лоскут для брюк 10х20 см; лоскут для рубашки 8х18 см; воротничок для рубалки 1,3 х 9 см; полоска из мешковины для волос 4х9 см; лоскут из мягкого драпа, фетра или подходящий для шапки ткани 10х12 см; лоскут мягкой кожи или подходящей плотной ткани для фартука 11 cм высотой, 14 см снизу и 10 см сверху (ромб); сапоги (мой вариант пальцы кожаных перчаток); лямки для фартука 0,5 см х 12 см, карман на фартук 4х4 см, карман на фартуке обязателен! пояс из мягкой кожи 1 см Х 24 см, узенькая полоска на шапку; немного синтепона.
Атрибуты: молот, щипцы кузнечные, подковы обязательно, кольца, или их имитация - как оберег брачных уз и для этого же закрытый замок с ключами.
3 Оформляем голову обычным способом, углы ткани соединяем по диагонали. 4 Приклеиваем волосы.
5 Руки (палочку) заворачиваем в рубашечную ткань. 6 Лоскут для тела сворачиваем по длине до ширины 2 см по принципу «лифта».
8 Оформляем тело, соединяя голову, руки и ноги . 7 Оформляем ноги.
9 На рубашке делаем разрез от центра на 4 стороны так, чтобы прошла голова. 10 Тело закрепляем на руках от самой головы. Крепко перевязываем.
11 Наносим обережный крест. 12 Надеваем вокруг шеи воротник, можно как шарфик, закрепив чуть клеем на груди.
13 Надеваем рубашку и воротник заправляем под рубашку. 14 Надеваем сапоги. Стопу, если нет мягких пластинок, можно легко оформить с помощью разогнутой канцелярской скрепки. Если сапоги широки, можно также зафиксировать клеем или обмотать их ниткой, как лапти. Т.к. у меня была жёсткая ткань на брюках, пришлось слегка скрепить ноги.
15 Примеряем фартук, приклеиваем лямки, пояс, пришиваем карман. 16 Лямки сзади приклеиваем так, чтобы голова свободно проходила и затем при надевании фартука к какой-либо стороне также прикрепляем клеем, чтобы лямки не спадали.
17 Надеваем фартук, шапку и атрибуты. Аналогично делаем вторую куклу. Вот такие умелые, мудрые, надежные помощники Вам в Дом и в помощь.
https://ochumelkino.ucoz.ru/load/nashi_raboty/narodnye_oberegovye_kukly/kozma_i_demjan/66-1-0-558 Мастер – класс : Интернет – ресурсы: https://dailyhoro.ru/article/kuzminki-14-noyabrya-2019-goda-primetyi-traditsii-i-obryadyi / Кузьминки 14 ноября : приметы, традиции и обряды
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика «Прикус кончика языка» «Шинкование» «Прикус языка» «Щёточка» «Иголочка» Массаж лица «Сморщенный нос» «Обезьянка»
Упражнение «Согласные звуки». или «Злая кошка» Задача: совершенствовать элементарные навыки управления голосовым аппаратом, способствующие его укреплению и оздоровлению. Дети активно произносят согласные звуки в определенной последовательности. Каждый звук произносится четыре раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти рук: сжимают и разжимают кулачки. При выполнении данного упражнения происходит осознанное восприятие смены направления движения воздуха (перехода выдоха на вдох).
«ЗЛАЯ КОШКА» Ш Ш Ш Ш С С С С Ф Ф Ф Ф К К К К Т Т Т Т П П П П Б Б Б Б Д Д Д Д Г Г Г Г В В В В З З З З Ж Ж Ж Ж
Упражнение «Страшная сказка » Задачи : совершенствовать навык осознанного восприятия грудного режима работы гортани. Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.
у о А э ы Упражнение «Страшная сказка»
Ы Э А О У Упражнение «Страшная сказка»
Упражнение «Вопрос-ответ (горки)» ( гласные звуки). В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.
У У У У У О У О
А А А Э А Э О О
Ы Ы Ы Ы Ы Ы Э Э
Упражнение « Вопрос-ответ (горки )» (слоги). У-ШУ У-ШУ У-ШУ У-ШУ
У-ШО У-ШО У-ШО У-ШО
У-ШЭ У-ШЭ У-ШЭ У-ШЭ
У-СУ У-СУ У-СО У-СО
У-СО У-СО У-СУ У-СУ
У-СЭ У-СЭ У-СЭ У-СЭ
У-СЫ У-СЫ У-СЫ У-СЫ
Упражнение «Капризничаем» или «Мотоцикл» ( штро -бас). Задача: совершенствовать навык произвольного колебания голосовых связок Извлечение «скрипящего-рокочущего» звука ( в немецкой терминологии « штро -бас»), не имеющего фиксированной звуковысотности . Происходит поиск режима работы гортани, осознание специфических вокально-телесных ощущений.
ххх ххх ххх А АОУ АО ххх АОУ у Упражнение «Капризничаем» или «Мотоцикл» ( штро -бас).
ххх ххх ххх А АЭЫ АЭ ххх АЭЫ Ы Упражнение «Капризничаем» или «Мотоцикл» ( штро -бас).
Упражнение « Бронтозаврик » В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном . В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро -бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев. Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков ( «мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.
о э ы у у ххх а у о а э ы ы « Бронтозаврик »
Успехов вам друзья! Минулина Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...