ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
консультация на тему
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания. Мы ставим перед собой задачи, которые развивают у детей (с учетом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, желание трудиться; воспитываем навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбие. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренными «Основной общеобразовательной программой ДОУ» трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда.
В работе педагоги ДОУ используют демонстрационный материал: Плакаты:
- «Профессии» (тракторист, плотник, каменщик, милиционер, маляр, почтальон, доярка, птичница, швея, шофер, закройщица, художник, машинист, учитель, библиотекарь, летчик, врач, парикмахер, чабан, повар, строитель); «Мы дежурим», «Наш уголок природы», «Семья», «Мы занимаемся», «Дежурство в столовой», «Самообслуживание», «Коллективная работа», «Сюжетно-ролевая игра», «Наш огород», «Наш цветник», «Кормление птиц».
Трудовые навыки, также дети получают, играя в сюжетно-ролевые игры созданные в нашем ДОУ: «Салон красоты», «Поликлиника», «Супермаркет», «Пасека», «Космостанция», «Почта» и в дидактические игры: «Мозаика», «Конструктор «Лего»», «Модули», «Пазлы», «Профессии».
В ДОУ организуются следующие виды труда, которые соответствуют задачам и требованиям трудового воспитания:
- самообслуживание (использование фартуков, щеток);
- хозяйственный труд (лейки, совочек, фартуки, доски для стирки белья, тазы, ветошь);
- труд в природе (лейки, лопатки, грабли, ведра);
- ручной труд (изготовление муляжей, наглядных пособий, изготовление игрушек).
Трудовое воспитание ведется через все виды деятельности и идет параллельно со всем учебно-воспитательным процессом. Организуемые воспитателем разнообразные подвижные игры, музыкальные произведения, рисование, конструирование, организованное наблюдение и целевые прогулки, наблюдения в природе, экспериментирование помогают детям обрести уверенность в своих силах, способствуют формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности и самостоятельности. В ДОУ проводились музыкальные занятия: «Цирк», «На бабушкином дворе», «Каргатуй», «Сомболя», где дети знакомятся с трудом взрослых. Трудовое воспитание тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста культуры межличностных отношений. В группах систематически проводятся акции помощи младшим детям, организуются дежурства.
Направляя трудовую деятельность детей, мы основное внимание уделяем развитию у них организаторских навыков, стараемся больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Часто предлагаем научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряем возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей у нас введено правило: «Научился работать, научи приятеля». Это оказывало положительное влияние как на «учителей», так и на «обучающихся».
Убедившись, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитание, мы решили дать им новое, ответственное задание: шефство над малышами. Обычно заранее мы беседовали о том, чем и как занять малыша на прогулке, как помочь маленьким друзьям, какую игрушку им лучше сделать. В постоянном общении старших детей с младшими воспитывались такие ценные нравственные качества, как заботливость, чувство ответственности.
Однако некоторые дети, будучи дисциплинированными, дружески расположенными ко вcем, трудиться могут только в одиночку. Одни любят ухаживать за комнатными растениями, другие — трудиться на участке, третьи — заниматься ручным трудом. Работать коллективно они не отказываются, но не умеют из-за несформированности навыков. Это, как правило, новички или часто отсутствовавшие по болезни, не уверенные в себе дети, в семье у которых нет постоянных трудовых обязанностей. Им нужно помочь найти свое место в коллективе детей.
Для наших воспитанников привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Дети ждут этого времени, заранее обсуждают, какими видами труда будут заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.
Мы стали практиковать систематическое проведение бесед о результатах коллективного труда, о том, как дети дежурили в течение недели. Это способствовало формированию у них общественного мнения, установлению правильных взаимоотношений. Одновременно, мы усилили работу с родителями по трудовому воспитанию в семье. Многие подчеркивали важность трудовой деятельности детей для воспитания, высказывали свое мнение о том, какие виды труда для дошкольника наиболее приемлемы в семейных условиях.
Нами постоянно проводятся обследования трудовых навыков дошкольников. Из полученных данных видно, что работа в детском саду ведется на достаточном уровне. Заведующая, старший воспитатель проводят наблюдения за трудовым воспитанием, развитием трудовых качеств через игру, через повседневную жизнь дошкольников ДОУ.
Мы убеждены, что индивидуальный подход в трудовом воспитании необходим в отношении всех детей, в том числе и тех, которые уже хорошо владеют трудовыми навыками и умениями! Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется тесный контакт детского сада с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 175 Орджоникидзевского района городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
С УЧЕТОМ ИХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Подготовила:
Старший воспитатель МБДОУ № 175 Р.В. Насырова
г.Уфа - 2017
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания. Мы ставим перед собой задачи, которые развивают у детей (с учетом возрастных особенностей) интерес к труду взрослых, желание трудиться; воспитываем навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбие. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренными «Основной общеобразовательной программой ДОУ» трудовыми навыками и умениями, с интересом занимаются любыми видами труда.
В работе педагоги ДОУ используют демонстрационный материал: Плакаты:
- «Профессии» (тракторист, плотник, каменщик, милиционер, маляр, почтальон, доярка, птичница, швея, шофер, закройщица, художник, машинист, учитель, библиотекарь, летчик, врач, парикмахер, чабан, повар, строитель); «Мы дежурим», «Наш уголок природы», «Семья», «Мы занимаемся», «Дежурство в столовой», «Самообслуживание», «Коллективная работа», «Сюжетно-ролевая игра», «Наш огород», «Наш цветник», «Кормление птиц».
Трудовые навыки, также дети получают, играя в сюжетно-ролевые игры созданные в нашем ДОУ: «Салон красоты», «Поликлиника», «Супермаркет», «Пасека», «Космостанция», «Почта» и в дидактические игры: «Мозаика», «Конструктор «Лего»», «Модули», «Пазлы», «Профессии».
В ДОУ организуются следующие виды труда, которые соответствуют задачам и требованиям трудового воспитания:
- самообслуживание (использование фартуков, щеток);
- хозяйственный труд (лейки, совочек, фартуки, доски для стирки белья, тазы, ветошь);
- труд в природе (лейки, лопатки, грабли, ведра);
- ручной труд (изготовление муляжей, наглядных пособий, изготовление игрушек).
Трудовое воспитание ведется через все виды деятельности и идет параллельно со всем учебно-воспитательным процессом. Организуемые воспитателем разнообразные подвижные игры, музыкальные произведения, рисование, конструирование, организованное наблюдение и целевые прогулки, наблюдения в природе, экспериментирование помогают детям обрести уверенность в своих силах, способствуют формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности и самостоятельности. В ДОУ проводились музыкальные занятия: «Цирк», «На бабушкином дворе», «Каргатуй», «Сомболя», где дети знакомятся с трудом взрослых. Трудовое воспитание тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста культуры межличностных отношений. В группах систематически проводятся акции помощи младшим детям, организуются дежурства.
Направляя трудовую деятельность детей, мы основное внимание уделяем развитию у них организаторских навыков, стараемся больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Часто предлагаем научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, поощряем возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей у нас введено правило: «Научился работать, научи приятеля». Это оказывало положительное влияние как на «учителей», так и на «обучающихся».
Убедившись, что предъявление к детям повышенных требований положительно влияет на их воспитание, мы решили дать им новое, ответственное задание: шефство над малышами. Обычно заранее мы беседовали о том, чем и как занять малыша на прогулке, как помочь маленьким друзьям, какую игрушку им лучше сделать. В постоянном общении старших детей с младшими воспитывались такие ценные нравственные качества, как заботливость, чувство ответственности.
Однако некоторые дети, будучи дисциплинированными, дружески расположенными ко вcем, трудиться могут только в одиночку. Одни любят ухаживать за комнатными растениями, другие — трудиться на участке, третьи — заниматься ручным трудом. Работать коллективно они не отказываются, но не умеют из-за несформированности навыков. Это, как правило, новички или часто отсутствовавшие по болезни, не уверенные в себе дети, в семье у которых нет постоянных трудовых обязанностей. Им нужно помочь найти свое место в коллективе детей.
Для наших воспитанников привычен еженедельный коллективный труд по уборке групповой комнаты. Дети ждут этого времени, заранее обсуждают, какими видами труда будут заниматься, как лучше распределить обязанности между подгруппами.
Мы стали практиковать систематическое проведение бесед о результатах коллективного труда, о том, как дети дежурили в течение недели. Это способствовало формированию у них общественного мнения, установлению правильных взаимоотношений. Одновременно, мы усилили работу с родителями по трудовому воспитанию в семье. Многие подчеркивали важность трудовой деятельности детей для воспитания, высказывали свое мнение о том, какие виды труда для дошкольника наиболее приемлемы в семейных условиях.
Нами постоянно проводятся обследования трудовых навыков дошкольников. Из полученных данных видно, что работа в детском саду ведется на достаточном уровне. Заведующая, старший воспитатель проводят наблюдения за трудовым воспитанием, развитием трудовых качеств через игру, через повседневную жизнь дошкольников ДОУ.
Диаграмма по обследованию трудовых навыков
2015-2016 уч.г. 2016-2017уч.г.
Мы убеждены, что индивидуальный подход в трудовом воспитании необходим в отношении всех детей, в том числе и тех, которые уже хорошо владеют трудовыми навыками и умениями! Воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, когда используется продуманная система индивидуального подхода, когда осуществляется тесный контакт детского сада с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация трудовой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей (консультация для воспитателей).
Материал содержит информацию об организации трудовой деятельности дошкольников. Показываются варианты, которые помогут вам организовать ее с детьми вашей группы, учитывая особенности каждого из воспит...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
«Современные подходы к проектированию и организации коммуникативной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»
Коммуникативная деятельность в детском саду предполагает работу по развитию речи и обучению родному языку детей, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения л...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО
Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Формы и приемы организации образовательной деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ
https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-logoped/2017/logoped-8-2017 ссылка на публикацию...
Памятка для педагогов по организации образовательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ
Организация образовательной деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ...