НОД знакомство с избой
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности
с воспитанниками средней группы
по образовательной области «Коммуникация»
Тема: «Знакомство с русской избой »
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Программное содержание:
– пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;
– развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;
- воспитывать эстетическое чувство на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).
Словарная работа:
Обогащение словаря: пригожие, колышит, ухват, чугунок, расписной.
Активизация словаря: печь, сундук, изба.
Оборудование:
Демонстрационный материал: “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).
Раздаточный материал: платки, рубахи.
Подготовка образовательной деятельности: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
План проведения:
- Вводная часть (1 мин):
- сюрпризный момент;
- Основная часть (12 мин.)
- вопросы детям;
- физкультурная пауза (1,5 мин.);
- игра.
3) Заключительная часть (2 мин.):
- подведение итогов;
- вопросы воспитателя.
Форма проведения: подгрупповое
Этапы НОД, время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей ответы детей | Методические приёмы и указания |
Вводная часть (1мин)
Основная часть (12 мин.) Физминутка 1,5 мин. Заключительная часть (2 мин) |
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы). В роли тётушки выступает кукла би-ба-бо. - Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука). Прячет бабушка в нем вещи сапоги, кафтан, сюртук. Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут … - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он? - Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке? (Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей). - С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи? - Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть. Мы в лесок шагаем с мамой, Я как груздь надел панаму, А на маме как цветок Яркий ситцевый …. - Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка? - Что на голове у Маши? - Какой он? - Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке. Во что мы нарядим мальчиков?
Звучит мяуканье кошки. - Ой, а кто это к нам пришел? - Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток, котя беленький лобок. Этот котик очень любит спать там, где тепло. - Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Вы знаете, что это? - Правильно, печь. Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите? Хорошо сидит коток, Котя маленький роток Дремлет котик на печи, Ждет румяны калачи. - Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом. - Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу. - Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит К низу узок, верх широк, Не кастрюля … - Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить? (Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка). - Какие вы умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками? - А почему? Из русской печи Кашу тащи. Чугунок очень рад, Что схватил его.... (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию). - Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. - Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали, познакомились с новыми вещами в моей избе. С чем мы познакомились? - А кто из вас был в деревенской избе? - Из чего вы ели кашу в деревне? - Сундук видели у бабушки? - Что ваша бабушка в нём хранит? - Я очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята. | - Сундук - Большой, расписной, железный. - Платье, рубашка, платок, полотенце. - В шкафу, комоде. - Платок - « Маша и медведь». - Платок. - Красивый. Красный, в горошек. - В рубашки - Котик. - Мяу. - Печь. - Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком. - Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу. - Чугунок.
- С кастрюлей. В нём готовят.
- Нет. Ответы детей. - Ухват.
Дети вспоминают и рассказывают. -Кашу ели из чугунка. Ответы детей. |
Сюрпризный момент
Показ Показ. Художественное слово - загадка Вопросы Поисковый вопрос Художественное слово - загадка Подтверждение. Показ Сюрпризный момент Вопросы
Художественное слово – загадка Художественное слово. Указание Вопросы Похвала Показ Проблемный вопрос Похвала
Подведение итогов. Вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе "Знакомство с избой"
Конспект занятия в средней группе «Народная культура и традиции»«Знакомство и русской избой» Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры; познакомить детей ...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшей группы «Знакомство с избой и её обитателями»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшей группы «Знакомствос избой и её обитателями»Цель: Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно – ...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»...
Знакомство с избой» В старшей группе
Познакомить с русской избой с предметами русского быта.Воспитыватьть уважение к истории русского народа и его традициям. Развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр....
Знакомство с избой
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем кре...
Знакомство с избой
Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русског...