Театральная деятельность а развитии речи
методическая разработка (средняя группа) на тему
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театральная деятельность в развитии речи | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план на 2017-2018 г.г. учебный год в средней группе.
Театральная деятельность в развитии речи
Введение:
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Цель программы — развитие речи детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать у детей интонационную выразительность речи.
- Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
- Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
- Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
- Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
- Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
- Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предполагаемые умения и навыки
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
№ | Месяц | Название | Цель |
1 | Сентябрь | Беседа «Здравствуй, театр!» Консультация для родителей «Волшебный мир театра» | Познакомить с волшебным миром театра. |
Игра – ситуация «Незаметно пролетело лето» | Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы. | ||
Театрализация по песне «Огородная – хороводная» Познакомить со сказкой «Фруктовый спор» | Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | ||
Решение проблемной ситуации творческого характера: как успокоить плачущую девочку. | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | ||
2 | Октябрь | Мимика – «Подбери маску»
| Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. |
Игра – викторина «Волшебный мешочек» - обыгрывание сценок по произведениям А. Барто «Игрушки». | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | ||
Игра – ситуация «Какая погода лучше?» | Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальные образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок. | ||
Игра – ситуация «Печем хлеб» | Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительных навыков (дикции, артикуляции) | ||
3 | Ноябрь | Инсценировка сказки «Три поросёнка» | Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности . |
Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом» | Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. | ||
Игра – ситуация «Скоро премьера!» | Приобщать детей к искусству театра, побуждать входить в творческие группы (актеров, режиссеров, декораторов, гримеров, музыкантов); вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка», учить вовремя отзываться на реплику и входить в роль. Взаимодействовать с партнерами по сцене. | ||
Творческое задание «Попросись в рукавичку от имени всех героев сказки поочередно» | Активизировать речь детей, развивать воображение. | ||
4 | Декабрь | Игры с разными видами театров «Придумай сказку». | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество |
Инсценировка сказки «Репка» | Продолжать совершенствовать приемы вождения кукол би-ба-бо, сопровождая речью движения. Упражнение на развитие выразительности речи. | ||
Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства | Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно. | ||
Игра – ситуация «Зимние игры» | Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы; придумывать сказки и показывать в настольном театре. | ||
5 | Январь | Развлечение «Новогоднее караоке» | Цель: вызвать радостные эмоции и воспоминания о празднике, упражнять в умении петь знакомые песни под музыку |
Драматизация сказки «Колобок» - новогодняя для ясельной группы. | Цель: развивать артистические способности у детей, желание доставить малышам радость | ||
Показ теневого театра «Колобок» (воспитателем). | Цель: познакомить детей с новым видом театра, развивать интерес к театрализованной деятельности. | ||
6 | Февраль | Театрализованные этюды «Зимушка, зима!» | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели). |
Вечер загадок. Загадки о зиме, снеге, льде и сосульках. | Вызвать интерес к отгадыванию загадок о знакомых природных явлениях, развивать воображение, мышление. | ||
Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков). | Продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев. | ||
Игра – ситуация «Защитим слабого» | Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках. | ||
7 | Март | Словесное творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (русская народная сказка «Колобок»). Варианты: «колобок перехитрил лису и убегает», «Колобок и лиса находят общий язык», «Колобку встречается Ёж, Красная Шапочка, Петушок». | Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. |
Игра – ситуация «Письмо маме» | Вызвать чувство любви к маме; учить инсценировать знакомый литературный материал; побуждать к выразительному воплощению в роли. | ||
Игра – ситуация «Огород на окне» | Активизировать слуховое внимание, художественное восприятие; будить творческую активность детей; учить пересказывать и инсценировать знакомый литературный материал. | ||
Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух» | Работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи. | ||
8 | Апрель | Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка». «Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.» | Работа над речевой выразительностью. |
«Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию) | Систематизация свойств предметов, развитие речи. | ||
Игра – ситуация «Весна стучится в окна» | Развивать интонационную выразительность голоса; активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие. | ||
Пальчиковый театр «Глупый мышонок» (воспитатель). | Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, обучение приемам вождения пальчиковых кукол | ||
9 | Май | Викторина «Узнай сказку по героям» | Вспоминание пройденного материала. |
Показ настольного театра «Репка» (совместно с детьми | Цель: закрепление речевых оборотов, обучение приемам вождения и озвучивания настольных кукол | ||
Игра – ситуация «Сады цветут» | Развивать творческое воображение детей; учить выбирать роль и выразительно в ней воплощатся. | ||
Консультация для родителей «Театр помогает говорить» |
Игры-драматизации
- «Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу, У-у-у-у!
Видим чьи-то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
- «Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем — вы должны сказать.
(Самолет, трамвай, автобус, велосипед.
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
3. Кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
4. «Мишка»
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает...
5. «Звонкий день»
(на мотив песни «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ежик-дед и Ежик-внук
Взяли балалайки...
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Скороговорки на развитие дикции.
- Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Везёт Санька Сеньку
С Сонькой на санках.
Вопрос: кто где находится?
Санька – скок!-
Сеньку с ног!
Почему? (Он шёл впереди.)
Саньку – в бок,
Соньку – в лоб,
Все в сугроб.
- Курочка по зёрнышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка - кря-кря-кря,
Индюшонок- фалды-балды,
Кисонька – мяу- мяу,
Собачка - гав-гав,
Поросёнок - хрюки-хрюки,
Коровёнка - муки-муки,
Лошадёнка – ноки-ноки.
- Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
- Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
- Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, кутушку, лягушек, -
Кто потерял столько игрушек?
Литература.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
- Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
- Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .
- Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
- http://kladraz.ru
- http://www.maam.ru
- http://doshkolnik.ru
- http://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение воспитателя старшей логопедической группы из личного опыта: "Роль театральной деятельности в развитии речи детей логопедической группы".
Из личного опыты....
Методическая разработка.Презентация "Виды театра и использование театральной деятельности в развитии речи в детском саду"
Презентация "Виды театра" в помощь молодым специалистам....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...
«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
Роль театральной деятельности в развитии детей....
Роль театральной деятельности в развитии речи детей
Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире....
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. Тема: Театральная деятельность в развитии речи детей
План самообразования воспитателя на межаттестационный период...