Театральная деятельность а развитии речи
методическая разработка (средняя группа) на тему

Попова Олеся Константиновна

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план на 2017-2018 г.г. учебный год в средней группе.

Театральная деятельность в развитии речи

                                   

Введение:

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.    Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.  Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Цель программы — развитие речи детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. 

Задачи        

  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать у детей интонационную выразительность речи.
  • Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
  •  Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
  •  Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
  • Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
  • Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
  •  Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  
  •  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

       

Предполагаемые умения и навыки

Дети.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители. 

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

 

Месяц

Название

Цель

1

Сентябрь

Беседа «Здравствуй, театр!»

Консультация для родителей «Волшебный мир театра»

Познакомить с волшебным миром театра.

Игра – ситуация «Незаметно пролетело лето»

Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы.

Театрализация по песне «Огородная – хороводная»

 Познакомить со сказкой «Фруктовый спор»

Дать представление об урожае плодов в саду;

побуждать детей к самовыражению в

художественных образах; развивать

артистические способности и двигательную

активность детей.

 Учить отвечать на вопросы

по содержанию сказки.

Решение проблемной ситуации творческого характера: как успокоить  плачущую  девочку.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

2

Октябрь

Мимика – «Подбери маску»

 

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Игра – викторина «Волшебный мешочек» - обыгрывание сценок по произведениям А. Барто «Игрушки».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Игра – ситуация «Какая погода лучше?»

Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальные образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок.

Игра – ситуация «Печем хлеб»

Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительных навыков (дикции, артикуляции)

3

Ноябрь

Инсценировка сказки «Три поросёнка»

Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности .

Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»

Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Игра – ситуация «Скоро премьера!»

Приобщать детей к искусству театра, побуждать входить в творческие группы (актеров, режиссеров, декораторов, гримеров, музыкантов); вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка», учить вовремя отзываться на реплику и входить в роль. Взаимодействовать с партнерами по сцене.

Творческое задание «Попросись в рукавичку от имени всех героев сказки поочередно»        

Активизировать речь детей, развивать воображение.

4

Декабрь

Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

Инсценировка сказки «Репка»

Продолжать совершенствовать приемы вождения кукол би-ба-бо, сопровождая речью движения.

           Упражнение на развитие выразительности речи.

Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Игра – ситуация «Зимние игры»

Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы; придумывать сказки и показывать в настольном театре.

5

Январь

Развлечение «Новогоднее караоке»

Цель: вызвать радостные эмоции и воспоминания о празднике, упражнять в умении петь знакомые песни под музыку

Драматизация сказки «Колобок» - новогодняя для ясельной группы.

Цель: развивать артистические способности у детей, желание доставить малышам радость

Показ теневого театра «Колобок» (воспитателем).

Цель: познакомить детей с новым видом театра, развивать интерес к театрализованной деятельности.

6

Февраль

Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).

Вечер загадок. Загадки о зиме, снеге, льде и сосульках.

 Вызвать интерес к отгадыванию загадок о знакомых природных явлениях, развивать воображение, мышление.

Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков).

Продолжать учить передавать своё отношение к поступкам героев.

Игра – ситуация «Защитим слабого»

Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; предоставлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках.

7

Март

Словесное творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (русская народная сказка «Колобок»). Варианты: «колобок перехитрил лису и убегает», «Колобок и лиса находят общий язык», «Колобку встречается Ёж, Красная Шапочка, Петушок».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Игра – ситуация «Письмо маме»

Вызвать чувство любви к маме; учить инсценировать знакомый литературный материал; побуждать к выразительному воплощению в роли.

Игра – ситуация «Огород на окне»

Активизировать слуховое внимание, художественное восприятие; будить творческую активность детей; учить пересказывать и инсценировать знакомый литературный материал.

Пальчиковый театр «Лиса, Заяц и Петух»  

Работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи.

8

Апрель

Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка».

«Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.»

Работа над речевой выразительностью.

«Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)

Систематизация свойств предметов, развитие речи.

Игра – ситуация «Весна стучится в окна»

Развивать интонационную выразительность голоса; активизировать творческие проявления в импровизации, слуховое восприятие.

Пальчиковый театр «Глупый мышонок» (воспитатель).

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, обучение приемам вождения пальчиковых кукол

9

Май

Викторина «Узнай сказку по героям»

Вспоминание пройденного материала.

Показ настольного театра «Репка» (совместно с детьми

Цель: закрепление речевых оборотов, обучение приемам вождения и озвучивания настольных кукол

Игра – ситуация «Сады цветут»

Развивать творческое воображение детей; учить выбирать роль и выразительно в ней воплощатся.

Консультация для родителей «Театр помогает говорить»

Игры-драматизации

  1. «Самолет»

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

  1. «Умываемся»

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем — вы должны сказать.

(Самолет, трамвай, автобус, велосипед.

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

3.         Кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

4.    «Мишка»

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька-медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает...

5.      «Звонкий день»

(на мотив песни «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки...

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Скороговорки на развитие дикции.

  1. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

  1. Волки рыщут – пищу ищут.
  2. Везёт Санька Сеньку

С Сонькой на санках.

Вопрос: кто где находится?

Санька – скок!-

Сеньку с ног!

Почему? (Он шёл впереди.)

Саньку – в бок,

Соньку – в лоб,

Все в сугроб.

  1. Курочка по зёрнышкам

Кудах-тах-тах,

Уточка - кря-кря-кря,

Индюшонок- фалды-балды,

Кисонька – мяу- мяу,

Собачка -  гав-гав,

Поросёнок -  хрюки-хрюки,

Коровёнка - муки-муки,

Лошадёнка – ноки-ноки.

  1. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

  1. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

  1. Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кутушку, лягушек, -

Кто потерял столько игрушек?

Литература.

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
  2. Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
  3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
  4.  Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .
  5. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
  6. http://kladraz.ru
  7. http://www.maam.ru
  8. http://doshkolnik.ru 
  9. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...

«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

Роль театральной деятельности в развитии детей....

Роль театральной деятельности в развитии речи детей

Театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире....

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».

Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....