Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».
презентация на тему

Пурясова Марина Владимировна

Рассмотрены причины, типы и виды нарушений поведения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puryasova_mv_rabota.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с.Новоникольск Автор: воспитатель Пурясова Марина Владимировна

Слайд 2

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны , однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную . Причины нарушения поведения у детей Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом , различными интоксикациями и т.д.), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др.). Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы : семью, группы сверстников, микросоциум .

Слайд 3

Выделяют следующие типичные нарушения поведения: гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), демонстративное , протестное, инфантильное , агрессивное, конформное и симптоматическое (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания). Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Слайд 4

Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности . Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста

Слайд 5

При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым. Демонстративное поведение

Слайд 6

Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство . Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни. Протестное поведение

Слайд 7

Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб. Агрессивное поведение

Слайд 8

У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций. Инфантильное поведение

Слайд 9

Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей». Конформное поведение

Слайд 10

Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье ). Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками : нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю; нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей. Симптоматическое поведение

Слайд 11

Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения. В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения. К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание . Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы: Методы изменения деятельности детей; Методы изменения отношений; Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы. Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности. Пути коррекции поведения детей дошкольного возраста

Слайд 12

Использование музыки в коррекционной работе Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения. Целесообразно использовать в музыкотерапии запись звуков природы. Использование библиотерапии Специально подобранные литературные произведения (сказки, рассказы, былины, басни) воспринимаются малышом не как вымысел, а как особая существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Получают представление о различных возможных способах поведения, усиливается способность малыша анализировать и контролировать свое поведение.

Слайд 13

Рисование Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. Совместное творчество ребенка со взрослым дает ощущение дружеского участия и понимания. Полнота эмоционального общения вызывает ряд изменений во внутренней жизни малыша. Игра В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме. В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях. У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.

Слайд 14

Не менее важными в исправлении поведения детей, являются методы изменения отношений : Личный пример взрослого. Игнорирование нежелательного поведения ребенка (капризы). Изменение статуса малыша в коллективе. Взрослым следует отказаться от негативной и критической оценки поведения ребенка, его неуспешных действий. Следует активно поощрять инициативу, желание соблюдать правила и нормы поведения, сопереживают неудачам малыша.

Слайд 15

Все перечисленные группы методов коррекционной работы могут быть использованы в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в своем психическом и интеллектуальном развитии.

Слайд 16

- анализ научной и учебно-методической литературы; - наблюдение; - тестирование; - опрос; - педагогический эксперимент; - математическая обработка и интерпретация результатов Коррекция нарушений поведения детей даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы:

Слайд 17

Социальный статус семей по оценке педагогом семьи и анкетам родителей. Результаты наблюдения выведены в Таблице 1 «Психологические характеристики детей» № Ф.И.О. Характеристика Статус семьи 1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный средний 2 Никита П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный средний 3 Алина Б. спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается высокий 4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. низкий 5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный средний

Слайд 18

Таким образом, можно сделать вывод, что, социальный статус семей не отражается на нарушении поведения детей . Поэтому статус ребенка не является основным фактором нарушений поведения

Слайд 19

1. Часто ли возникают конфликты среди детей? 2. Общение между сверстниками проходит только в д /саду? 3. Имеются ли в группе обособленные дети, с которыми остальные общаются не охотно? 4. Есть ли в группе «заводилы», лидеры? 5. Имеет место среди детей разделение на группы? 6. Проводите ли Вы профилактические мероприятия по предупреждению нарушений в поведении детей? Анкета по выявлению факторов и причин нарушений поведения детей

Слайд 20

По результатам опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является малообщительность , а из-за отсутствия методик по развитию и формированию коммуникативных способностей детей не развиты коммуникативные навыки

Слайд 21

Следующее измерение – диагностирование коммуникативных способностей детей . Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: 1. понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие (приложение 1) 2. коммуникации со сверстникам (определены методом наблюдения)

Слайд 22

Приложение1. Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в общественных местах (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Инструкция к проведению: Педагог: Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно. Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок. Оценка 3 балла – ребенок правильно отметил обе картинки. 2 балла – ребенок правильно отметил одну картинку. 1 балл – ребенок неправильно отметил обе картинки.

Слайд 23

В ходе наблюдений выявлено - коммуникативные способности детей дошкольного возраста очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.

Слайд 24

Проделанная работа позволила нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения поведения детей в виде непослушания и непокорности является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения является низкий уровень коммуникативных способностей, который проявляется в неумении детей оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения. Выявленные причины и факторы, а также особенности детей позволят построить программу коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".

В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения  детей....

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Способы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...

«Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».

laquo;Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».

Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений  у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности»....

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...