Методы экологического воспитания в ДОО. Структурные компоненты прогулок
статья (старшая группа) на тему

Саурская Елена Дмитриевна

Во время прогулок дошкольники становятся внимательнее к миру природы и ко всему, что в нем происходит , занимают позицию защитника и созидателя красоты в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_ekologicheskogo_vospitaniya_v_doo.odt26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методы экологического воспитания в ДОО. Структурные компоненты прогулки

Саурская Елена Дмитриевна

воспитатель, 1 кв. категория

ГБОУ Школа №2127, г.Москва

Особенностью методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) не имеет такого яркого впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования. Это может быть участок детского сада, полянка, лужок, парк.

С.Н. Николаева считает, что живые организмы могут быть рассмотрены с экологических позиций, в их взаимодействии со средой обитания. Поэтому первое экологическое понятие - это понятие «взаимосвязи живого организма со средой обитания». Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые удовлетворяются факторами внешней среды (питательные вещества, вода, кислород и т. д.).

Другой метод - главный экологического воспитания детей - совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОО.

Еще одним методом экологического воспитания детей является игра. По мнению доктора педагогических наук Н. Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.

Использование сюжетно - ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Педагоги давно и успешно используют на прогулках подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору» и многие другие.

Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными, практическими действиями, экологическими знаниями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений на прогулке используются: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых воспитателем.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками. Трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
1. Наблюдения. Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад)
2. Трудовая деятельность. Приобщать ребенка к труду в природе – одна из задач воспитания. Какими видами труда может заниматься маленький человечек во время прогулки? Главное помнить, что труд для ребенка должен быть посильным! Это может быть подметание веранды, уборка дорожек от снега, пополнение песочницы песком, полив и окучивание растений. Трудовую деятельность на прогулке можно разделить на индивидуальную или коллективную.
3. Подвижные игры и упражнения на прогулке. Ни что так не закаляет организм ребенка, как двигательная активность на открытом воздухе. Организовать детей на подвижную игру не составит большого труда – они с удовольствием будут играть все вместе и сами предлагать различные, уже знакомые и любимые игры.
4. Индивидуальная работа. Во время прогулки педагог проводит индивидуальную работу с детьми. В чем она заключается? Воспитатель знает, какие есть проблемы в развитии того или иного ребенка и постоянно пытается помочь ему в их решении. Можно подозвать ребенка к себе и вместе с ним, например, совершенствовать какое-либо физическое движение либо развивать счетную деятельность, которая не получалась у него ранее.
5. Самостоятельная деятельность детей. Это деятельность, где ребенок может подключить фантазию и свои интересы. Пообщаться с друзьями или побыть один. Как видим, прогулка у детишек насыщенная и интересная.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

Главное - каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

В течение всего года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную них тему, организовать индивидуальные игры, развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением и событием, которое заметили они сами. Главное - сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Наблюдения на прогулке, дают возможности раскрыть перед детьми, некоторые несложные связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта.

Итак, последовательные включения в содержание прогулки наблюдение разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определённой взаимосвязи, помогают сформировать у детей элементарные представления о единстве и целостности.

Список литературы

1. Куликова, Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста / Т.А. Куликова. - М.; Просвещение, 2005. - 178 с.

2. Мазурина,А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе / сост. А.Ф. Мазурина. - М.; Онега, 2006. - 334 с.

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ С.Н. Николаева – М; Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

4. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание.№9 — М.; 2005 - 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – ...

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе.

Методом экологического воспитания является сочинение экологических сказок, нацеленные на формирование у человека бережного отношения к природе....

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »

Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»    города Б...

Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...

Семинар для педагогов: "Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания".

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...