Статья"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ."
статья по теме
В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mezhd._forum.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Барская С. Н.,
МБДОУ д/с комбинированного вида № 399, г.о. Самара (Россия)
Barskaia S .N.
MBDOU d/s combined type № 399 g.o.Samara (Russia)
Аннотация: В настоящее время актуальным является вопрос о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. Процесс вышивания комплексно решает основные задачи данного направления.
Ключевые слова: художественно-нравственное развитие, общее недоразвитие речи.
Annotation: At present, the important question is about the artistic and aesthetic development of preschool children with the general underdevelopment of speech in a kindergarten. The embroidery process complex solves the main problem of this area.
Keywords: artistic and moral development, general underdevelopment of speech.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЫШИВАНИЯ.
(ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN 5-6 YERS WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPECH IN THEEMBROIDERY PROCESS)
В настоящее время в России происходят значительные изменения в области дошкольного образования. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования необходимо проведение комплексной психолого-педагогической работы по развитию детей дошкольного возраста. Проблема художественно-эстетического развития детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальной. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В нашей группе находятся дети с клиническими заключениями: дизартрия - 5 человек, моторная алалия - 7 человек. Всего в группе 12 человек, из них 3 девочки и 9 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет. С детьми, имеющими общее недоразвитие речи я работаю третий год, хотя общий стаж моей работы в дошкольном образовании составляет 30 лет.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности : первые слова проявляются к 3-4 годам или ещё позже.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные конструкции, отдельные элементы и последовательность при выполнении задания.
Вместе с общим соматическим ослаблением организма им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, это выражено в плохой координации движений, неуверенности при выполнении дозированных заданий, снижении скорости и ловкости, у некоторых детей наблюдается гиперактивное поведение, неусидчивость, трудность выполнения заданий по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении заданий в большом и малом пространстве. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его на небольшое расстояние, удары об пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация кистей и пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается и замедленность и остановка на одной позе или движении при выполнении заданий, предложенных педагогом.
Чтобы начать разрабатывать индивидуальную коррекционно – развивающую программу, необходимо тщательное изучение анамнеза и анализа речевых навыков ребёнка. Очень важны беседы с родителями, для выяснения в каком возрасте появились первые слова, предложения, не прерывалось ли речевое развитие по каким либо причинам, какова речевая активность ребёнка («нравится ли ему владеть своим языком»?), его общительность, стремление установить контакт с окружающими, его интересы.
Ребёнку предлагаются вопросы, помогающие выявить его кругозор, знания о предметах и явлениях окружающей действительности, ориентирование в пространстве и времени и т.д.
В процессе взаимодействия с детьми я пришла к выводу, что детям с ОНР необходимо прививать художественный вкус, развивать навыки мелкой моторики в процессе вышивания.
Почему меня заинтересовал процесс вышивки, а не другая творческая деятельность? Первой мыслью было детям показать и рассказать как много в мире прекрасного, и мы сами можем творить чудеса. Поэтому и решила направить свою работу в русло художественно – эстетического развития, обучая своих воспитанников вышивке.
Начав свою работу с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи, мною было замечено, что многие из них страдают гиперактивностью и расторможенностью мелкой и крупной моторики.
Так, идея увлечь детей таким творческим процессом, как вышивание, помогла целенаправленно поставить и планомерно реализовывать сразу несколько задач. Комплексность решения задач осуществляется в рамках работы кружка, «Волшебные ниточки». Данный кружок начал свое существование под моим руководством в сентябре 2014 года.
В работе кружка «Волшебные ниточки» мы осуществляем художественно-эстетическое развитие детей с общим недоразвитием речи и последовательно решаем следующие задачи:
- эстетическое восприятие мира природы ( развитие интереса, желания наблюдать за живой и неживой природой; воспитание эмоционального отклика на красоту природы);
- эстетическое восприятие социального мира ( знакомим и учим детей любоваться красотой окружающих предметов, воспитываем предметное отношение к предметам рукотворного мира);
- художественное восприятие произведений искусства ( формируем чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы);
- художественно-изобразительная деятельность( развиваем эстетические чувства, учим отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать; развиваем художественно-творческую деятельность).
Навыки вышивания для детей не только увлекательны, но и полезны для развития мелкой моторики рук. Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
* развитие речи;
* координацию в пространстве;
* воображение;
* зрительную и двигательную память.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, ориентировка в пространстве, воля, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся воспитаннику в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
Все вышеперечисленные показатели приобретают особенно актуальное значение для детей с общим недоразвитием речи.
Древневосточные мудрецы считали, что руки прочно связаны с чувствами, сердцем. Мы полностью разделяем данную точку зрения. Мы планируем художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет в процессе вышивания. Для реализации поставленных задач мы приступили к практической деятельности.
На начало работы в кружке мои воспитанники не умели вдевать нитку в иголку, не имели представлений о самых «простейших» швах:
- Шов "Вперёд иголку"; - Шов "вперёд иголку в два приёма";
- Шов "Перелив’’("Змейка”); - Шов "Через край".
На занятиях с детьми развивается интерес к вышивке, которой могут быть украшены самые различные изделия, а так же желание ребёнка самому научиться вышивать.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя детей, поэтому на своих занятиях я использую изображения сказочных персонажей: Марьи - искусницы, Золотошвейки, художественное слово, дидактические игры, игровые приёмы. Много занятий мы посвящаем наблюдениям за природой, рассматриваем растения, анализируем изменения, происходящие в природе. Размышляем в процессе работы, как цвета в природе сочетаются, как влияют изменения в природе на настроение человека. Учимся выбирать и сочетать цвета.
В декабре мы приступили к выполнению новогоднего сапожка, дети не только упражняются в вышивании и сшивании деталей швом "Вперёд иголку в два приёма", но и расширяют свои знания об этом празднике. Используя в вышивке различных аксессуаров, сделает поделку более красочной и позволит координировать объём вышивки для детей, работающих в разном темпе. С начала работы прошло три месяца, но уже есть первые результаты. Некоторые дети стали проявлять к вышиванию неподдельный интерес. Все дети овладели выше перечисленными швами. В дальнейших планах - вышивание салфеток. Работая с нитками и тканью, дети лучше усваивают цвета и фактуру. Начиная с копирования различных узоров переходя к созданию собственных, ребенок открывает свое творческое начало, учится творить своими руками.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет с общими нарушениями речи в процессе вышивания является актуальным. Нами пока не решены все поставленные задачи, но это лишь вопрос времени.
Список литературы:
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. «Логопедия» - Центр Владос, Москва, 2009.
2. Новикова И.В. «Обучение вышивке в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2010.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. . [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
4. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - издательство Лань, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи на тему «Радостные встречи»
Занятие направленно на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка...
Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 1.
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучен...
Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 2.
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучен...
Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет С общим недоразвитием речи. Тетрадь 3
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и задания, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексическим темам, изучение...
по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Доказано, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность ...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....