Формирование культуры поведения у детей в возрасте от одного года до трех лет.
консультация на тему
Косультация для воспитателей группы ГКП (от 1 -3 лет). Поэтапное формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Примерные показатели овладения навыком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_povedeniya_u_detey_v_vozraste_ot_odnogo_goda_do_treh_let.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ГКП для детей от1 до 3 лет.
Тема: Формирование культуры поведения у детей в возрасте от одного года до трех лет.
Примерные показатели формирования культурно-гигиенических навыков детей в возрасте от одного года до трех лет
Возраст ребенка — 1 год.
Навыки в быту:
1. Самостоятельно пьет из чашки: берет ее двумя руками, поднимает, подносит к губам; пьет, наклоняя и запрокидывая голову, ставит на стол.
2. Начинает усваивать приемы мытья рук, выполняя по просьбе взрослого последовательную цепь движений (вытягивает ладошки под струю воды, трет ладони одну о другую
и т.д.).
3. Подает вещи (носок, платок и пр.) при одевании.
Возраст ребенка — 1 год 6 месяцев.
Навыки в быту:
1. Держит ложку в кулачке, придерживая ее четырьмя пальцами посередине черенка.
2. Самостоятельно ест густую пищу.
3. Хорошо берет со стола чашку, пьет, самостоятельно фиксируя ее наклон, и ставит на стол.
4. Хорошо ест полужидкую пищу, самостоятельно пользуясь ложкой.
5. Пытается самостоятельно есть первые блюда (жидкую пищу).
6. Отрицательно относится к неопрятности в одежде (мокрый нагрудник, грязные штанишки, замоченные рукава и др.).
7. Сообщает о физиологических потребностях.
8. При соответствующем воспитании обходится без памперсов.
9. При умывании проявляет активность и желание быть самостоятельным.
10. «Отражает» освоенные собственные навыки в сюжетно-отобразительных действиях с куклой.
Возраст ребенка — 2 года.
Навыки в быту:
1. Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.
2. При приеме пищи садится за стол. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка — для первого и второго блюд; маленькая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).
3. Может обходиться без нагрудничка.
4. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.
5. В 2–2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).
6. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем «каждый пальчик» (с помощью взрослого).
7. Проявляет некоторую самостоятельность при раздевании и одевании.
8. Самостоятельно натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого).
9. Пользуется носовым платком (при напоминании).
10. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
11. Убирает игрушки на место (при напоминании).
12. Контролирует свои физиологические потребности.
13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантики и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.
14. Дает себе положительную оценку: «хороший», «красивый», «большой» и т.п.
Возраст ребенка — 2 года 6 месяцев.
Навыки в быту:
1. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
2. Пользуется носовым платком (при напоминании).
3. Умеет пользоваться расческой.
4. В присутствии взрослого чистит зубы.
5. Замечает неопрятность в одежде, старается исправить внешний вид (попросить взрослого заменить рубашку, носовой платок и пр.).
6. Самостоятельно моет лицо и руки (с небольшой помощью взрослого).
7. Кладет свои вещи на место, убирает игрушки, следит за порядком своего игрушечного хозяйства (с помощью взрослого).
8. Контролирует свои физиологические потребности. Соблюдает навыки опрятности при пользовании туалетом (с помощью взрослого).
9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми.
Возраст ребенка — 3 года.
Навыки в быту:
1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.
2. Умеет правильно обуваться, соответственно выбирая левый или правый ботинок. В случае ошибки замечает неудобство и самостоятельно исправляет.
3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.
4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.
5. Умеет правильно, последовательно (начиная с первой) застегнуть несколько пуговиц. Если ошибается, замечает перекос в одежде — пробует самостоятельно исправить.
6. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь.
7. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.
8. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения. Убирает на место игрушки по просьбе взрослого. Выполняет поручения из 2–3 действий.
9. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.
10. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфетками. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит, говорит «спасибо».
11. Умеет обходиться без памперсов. Полностью контролирует физиологические потребности.
12. Владеет правилами культуры поведения в обществе, проявляет доброжелательность к взрослым и детям.
Теоретическая часть. Формирование первых гигиенических навыков и культуры поведения у детей раннего возраста связано с социализацией: взрослые передают ребенку умение жить по законам, принятым в обществе, прививают необходимые навыки и привычки, культуру поведения.
Воспитатели, принимающие малышей впервые в группу детского сада, отмечают: многие дети, пришедшие из семьи, не имеют самых элементарных навыков. Например, не умеют держать ложку, аккуратно есть, мыть руки, пользоваться туалетом, не говоря уже о выполнении некоторых необходимых правил пребывания в детском сообществе.
Как показывает практика, обычно такие малыши с раннего младенчества лишены активной жизненной позиции в семейном воспитании. Гипертрофированная любовь родителей сводится к тому, что ребенок не удовлетворяет свою потребность в элементарной самостоятельности. Родители не учитывают, что активность малыша является первостепенным условием его психофизического благополучия и развития.
Между тем уже в начале второго года жизни у ребенка возникает стимул «Я сам!». Он хочет самостоятельно выполнять многое из того, что делает за него взрослый. Если такая возможность отсутствует, то к трем годам стимул
«Я сам!» у малыша угасает, и он, привыкший к гиперопеке взрослых, в более широком социуме становится беспомощным и инертным или необузданным и своевольным. Кроме того, малышам свойственен эгоцентризм, поэтому им трудно находиться среди детей, которые тоже желают быть в центре внимания взрослых.
В условиях детского сада воспитатели уже в первые месяцы сталкиваются с необходимостью прежде всего привить такому малышу хотя бы самые элементарные навыки посильной самостоятельности, а родителей убедить в том, что это является первостепенным условием не только привыкания малыша к детскому саду, но и его психического развития.
Родителям необходимо рассказывать и объяснять, что уже к концу первого года жизни у малышей возникают так называемые «разученные» действия, своеобразные сочетательно- двигательные рефлексы на словесные указания взрослого, имеющие значения для формирования культуры поведения. Эти действия малыш может выполнять сам, без помощи взрослого, а только с его участием. Так дети овладевают некоторыми простейшими двигательными умениями: играют в «ладушки» по просьбе взрослого, прощаются (машут ручкой), здороваются (подают ручку), желают спокойной ночи (складывают ладошки под щечку).
Ребенок в возрасте одного года или полутора лет уже должен понимать слово «нельзя» и прекращать нежелательные действия, т.е. правильно на них реагировать.
Дети второго года жизни, овладев ходьбой, постоянно находятся в движении. Они очень подвижны, любопытны. Им хочется дойти до каждого предмета, взять в руки, рассмотреть и испробовать его скрытые свойства, понять, что с ним можно делать.
При этом быстро образующиеся условные рефлексы угасают и вновь восстанавливаются, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Малышам второго года жизни трудно сдерживать себя, они не умеют сознательно управлять своим поведением.
Специалисты подчеркивают, что динамические стереотипы поведения образуются в строго определенном порядке. Это значит, что любой навык формируется постепенно, изо дня в день, в определенной ситуации, будь то прием пищи, мытье рук или укладывание спать. Для маленького ребенка характерно наглядно-действенное мышление, поэтому требования взрослых он связывает с конкретной ситуацией, в которой эти требования предъявляются, и с личностью того, кто их предъявляет.
Следить за чистотой лица — значит, приучать малыша к опрятности. На первом году жизни, конечно, салфеточкой пользуется взрослый, вытирая рот и щечки малютки. Но на втором году жизни взрослый привлекает к этому ребенка. Здесь можно использовать метод «пассивных движений»: вложить салфетку в ручку ребенка и действовать его рукой. Если эта ситуация повторяется постоянно, то очень скоро малыш уже сможет действовать по слову взрослого, на третьем году жизни — лишь по напоминанию, а затем — самостоятельно, по мере надобности в любой обстановке. Что произошло? Вначале был непрочный навык, но он закрепился и перешел в умение, автоматизировался до возникновения привычки красиво и опрятно вести себя за столом. Такой «путь» проходит любой навык, который взрослый пытается привить маленькому ребенку.
Вот почему для ребенка недостаточно только наблюдать действия взрослых. Последние должны «разучить» с крохой все необходимые действия, позволяющие маленькому ребенку жить с комфортом, удобством и предельным удовольствием.
На третьем году происходит дальнейшее усложнение психической жизни ребенка.
В этот период уже формируются элементарные привычки управления своим поведением, возрастает подражательность, понимание установки на слова: не только на «можно» или «нельзя», но и на слово «надо».
Освоение речи имеет значение не только для умственного развития, оно играет важную роль в освоении правил поведения, в формировании элементарных нравственных понятий.
В этом возрасте малыши очень чувствительны к оценкам взрослых в свой адрес. Постепенно дети начинают понимать значение слов «хороший», «молодец», «умница», в которые они вкладывают такие нравственные понятия, как «плохо», «опасно», «некрасиво».
Воспитателям, работающим с маленькими детьми, полезно познакомиться с возрастными показателями формирования культурно-гигиенических навыков.
Воспитатель для формирования аккуратности и опрятности, кроме организации режимных моментов в группе и объяснения малышам необходимых действий, может использовать и показы-инсценировки: «Кукла Катя моет руки и садится обедать», «Наденем кукле чистое платье», «Купание куклы Тани» и т.п.
Но без помощи родителей сформировать у детей нужные навыки очень сложно.
Воспитателю необходимо ознакомить родителей с порядком и способами формирования культурно-гигиенических навыков ребенка и объяснить, что этим обязательно нужно заниматься и в условиях семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для ...
Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач.
Культора поведения детей на основе программных задач....
"Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Cколько написано в мире статейИ сколько прочитано лекций умныхО том, как воспитывать наших детей,Пытливых, добрых, смешных и шумных.Советы несутся со всех сторонПишут ученые и писателиИ методисты и во...
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста
Материал направлен на воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения....