досуг " Дружная семейка"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для работы с детьми 4-5 лет«Дружная семейка»

воспитатель Ступакова И И.

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет воспитания и обучения.
Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социальной активной, самостоятельной, интеллектуальной - развитой творческой личности. Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Знания прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Мы считаем, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу. игры песни, рисунки, доступные пониманию ребенка.

Актуальность прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинства, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования современного человека. Для меня, как педагога, это вопрос является актуальным по нескольким причинам:

Во-первых, наше дошкольное учреждение с 2009г. работает по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», одной из основных задач ДОУ на 2010-2011 учебный год является совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания детей через социально-правовую защищенность.

Во-вторых, результаты тестирования, проведенного с родителями дошкольников, с целью выявления уровня знаний о правах детей показали, что большинство родителей не могут назвать права ребенка – 80%, применяют физическое наказание – 65%, используют в общении с ребенком недопустимые выражения – 21%, авторитарный стиль общения присутствует в 79% семей. Семья ответственна за соблюдение его прав.

Поэтому я считаю, что одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомлением родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ. Привлекая родителей к правовому воспитанию, я формирую у них понимание того, что именно они являются гарантом прав своего ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие своих детей перед обществом и государством.

В-третьих, младший дошкольный возраст (4-5 лет) является уникальным периодом, когда закладываются основы будущей личности ребенка. Дети начинают активно усваивать ценности того общества в котором живут, формируются предпосылки их умственного и нравственного развития, накапливается новый опыт в построении отношений с другими людьми. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в младшей дошкольном детстве является первой ступенью в социализации его личности, в его становлении как гражданина.

Вашему вниманию предлагается проект совместной патриотической деятельности детей средней группы и воспитателя «Дружная семейка».

С учетом возрастных особенностей детей я поставила перед собой следующие задачи:


  1. Закрепить знания детей о семье.

  2. Формировать основанные правовые знания о семье.

  3. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, любовь и заботливое отношение.


Исходя из постановленных задач, была проведена предварительная работа с детьми и родителями: составлен фотоколлаж «Дружная семейка», с детьми заучены стихотворения о разных членах семьи, пальчиковые игры, подготовлены мини-высказывания: «Мой папа…», «Мой дедушка…», прослушивание и заучивание песни «Моя семья» Е. Гомановой.

В совместной деятельности мной будут использованы следующие методы и приемы:


  1. Наглядный (весь наглядный и раздаточный материал;

  2. Словесные (на протяжении всего занятия) – стимулирование интереса, пояснении, указания, объяснения, вопросы;

  3. Наглядно-слуховые: слушание музыки, совместное пение, пальчиковые игры;

  4. Практические методы: тактические обследование, одевание шапочек на силуэт руки, рисование кистью руки;

  5. Метод активизации высказываний детьми;

  6. Учет психологических особенностей, дифференцированная помощь детям, игровые методы.



^ Содержание данного проекта, по моему мнению, представляет прекрасные возможности для постановки и осуществления целей развития собственно образовательного процесса: педагогических и познавательных. Структура совместной деятельности: вводная часть – 2 мин., основная часть – 15 мин., заключительная – 3 мин., итого – 20 – 23 минуты.

^ Объектом проектирования выступает совместная партнерская деятельность с детьми «Дружная семейка».

Предмет проектирования нравственно-правовое воспитания и развитие детей средней группы.

Название, объект и предмет проектирования определили цели совместной партнерской деятельности с детьми.


  • Цели педагогические:

    1. Учет особенностей развития познавательных процессов ребенка; побуждение к высказыванию собственного мнения; творческие задания; учет жизненного опыта ребенка;

    2. Развитие ряда важных психологических характеристик личности ребенка через преодоление неуверенности в себе, повышение уровня самооценки;

    3. Психологических свойств, таких как сочувствие, симпатия, коммуникабельность, воображение, ясность речи, произвольное внимание, память (вербальная и образная).

    4. Цели познавательные:

  1. Продолжить работу по расширению представлений детей о семь, дать первоначальные представления о родственных отношениях в семье;

  2. Заложить основу системных знаний о правах и обязанностях каждого члена семьи;

    • Цели профессионального и личностного саморазвития педагога:


Я как автор этого проекта, вижу главной целью, прежде всего совершенствование опыта своей работы.


  1. Профессиональная цель состоит в обработке средств, приемов, методов, техник планирования совместной партнерской деятельности с детьми. Предусматривающих личностный аспект и реальную возможность каждого ребенка быть соавтором разворачивающегося сценария. 

  2. Личная цель. Мне бы хотелось «с режиссировать» ход наше партнерство так, чтобы доставить как можно больше деятельности положительных эмоций детям, чтобы наша деятельность с детьми была наиболее продуктивной. Пережить вместе с детьми обретение познавательного и нравственного опыта.



В рамках заявленной темы и выбранного типа совместной деятельности я попытаюсь связать между собой задачи обучения, воспитания и психологического развития детей в ходе реализации проекта. 

^

 

 

 

 

Конспект совместной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для работы с детьми 4-5 лет

«Дружная семейка»

Программное содержание:


Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг - другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.
^

Словарная работа:


Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, папочка, папулечка, мамулечка.
^

Предварительная работа:


Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

Материалы и оборудование:


Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка; гуашь, силуэты перчаток на каждого ребенка.
^

Ход занятия:


Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам немного поиграть с пальчиками.

(Воспитатель изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю).

Воспитатель:

«Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать».

Дети:

Пальчики.

Воспитатель:

А как вы догадались, что это пальчики?

^ Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Что же за теплушки, в которые они прячутся?

Дети:

Перчатки, варежки, карманы.

Воспитатель:

Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?

Дети:

Да.

Воспитатель:

(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья».

Дети подражают воспитателю.

Воспитатель:

О чем же эта игра?

Дети:

О семье.

Воспитатель:

У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец.
Дети показывают.

Воспитатель:

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?

^ Дети:

Дети высказываются.

Воспитатель:

Давайте отыщем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинчик ладошки-силуэта.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»

Воспитатель:

О ком я вам прочитала?

^ Дети:

О маме.

Воспитатель:

Почему девочке было хорошо с мамой?

Дети:

Им было хорошо, потому что они были вместе.

Воспитатель:

Расскажите, какая у вас мама?

Дети высказываются.

Воспитатель:

А как вы помогаете маме?

^ Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий - безымянный пальчик.

^ Дети:

(Дети надевают шапочку).

Воспитатель:

Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель:

Что можно сказать про такого папу?

^ Дети:

Он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.

Воспитатель:

Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

^ Дети:

(Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).

Воспитатель:

Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).

«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони)

Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Что же умеет делать бабушка?

Дети:

Печь пироги, вязать, шить, петь и т.д.

Воспитатель:

Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?

^ Дети:

(Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»

Дети:

(Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта).

Воспитатель:

Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это?

Дети:

Дедушка.

Воспитатель:

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

«У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!»

Воспитатель:

Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?
Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.

Воспитатель:

Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно. Давайте мы с вами тоже нарисуем и разукрасим дом для своей семьи. Перед вами лежат цветные карандаши и бумага. Начнем работу!

^ Дети:

(Дети выполняют работу).

Воспитатель:

Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и домики получились нарядные!

Самоанализ 
Удалось ли мне справиться с поставленными задачами НОД? 

Я думаю, что с помощью различных методов и приемов удалось реализовать поставленные цели. Дети с удовольствием называли имена своих родных, подбирали уменьшительно-ласкательную форму. Выразительно рассказывали стихи, эмоционально пели, с желанием играли, активно действовали с разнообразным раздаточным материалом, с интересом участвовали в совместной художественной деятельности, свободно высказывали свое собственное мнение.

Выбранная мною структура НОД, выстроенная с учетом рационального сочетания разных видов деятельности, позволила сохранить адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных, и двигательных нагрузок, сохранить интерес детей на протяжении всего занятия. 
Форма организации детей (фронтальная) была выбрана правильно: 

Дети имели возможность взаимодействовать друг с другом, при этом решались нравственные задачи: развивались такие качества, как коммуникабельность, проявление доброжелательности, желание взаимодействовать друг с другом в процессе занятия, симпатии, чувство гордости за своих родных.

Наряду с фронтальной формой я применяла дифференцированные виды помощи детям с учетом их возможностей и интересов такие как:
1) Зрительная опора (вся наглядность);

2) Невербальные приемы (с детьми – ладонями, действие с шапочками, печатанье ладонями, у педагога – жест, взгляд, прикосновение);

3) Вербальные (вопросы, указания, пояснения, объяснения, поощрения и другое).
Все эти методы приемы применялись мною для сосредоточения внимание детей, регулирования их поведения на занятии.

Психологический настрой детей на протяжении занятия был положительный.

С помощью организационных моментов, моей позиции «вместе», на мой взгляд удалось сохранить равное соотношение общения между мной и детьми (общение как равноправных партнеров образовательного процесса). В процессе занятия детей усвоили ключевое понятие «право».




Игра с пальчиками.


Дети надевают шапочку с силуэтом ребенка.



 Дети Надевают шапочку с силуэтом мамочки.

Игра.

Дети надевают шапочку с силуэтом бабушки.


 Получилась большая дружная семья на нашей ладошке.

 Рисуем дом для своей семьи.


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дружная семейка" газета для родителей

Здесь представлена газета для родителей, выпускается 1 раз в месяц. Необычно и интересно....

Досуг "Наша дружная семейка"

Развлекательная и познавательная программа для детей и родителей. Попробуйте провести, всем понравится, будет очень весело. Отличное развлечение для укрепления детско-родительских отношений....

Совместный досуг детей и родителей в средней группе «Дружная семейка»

Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у детей поняимя "семья"....

Досуг для детей и родителей младшей группы "Дружная семейка"

Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения - это реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье. Целенаправленная деятельность родителей ...

Досуг "Дружная семейка -1"

Привлечение родителей к развитию физических качеств детей; Закрепление двигательных умений дошкольников; Пропаганда здорового образа жизни; Приобщение семьи к физкультуре и спорту; Создание эм...

Отчет по проведению развлекательного досуга « День именинника» вместе с родителями в средней группе №4 « Дружная семейка».

Цель-создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость;создать  условия  предметно-развивающей среды  для развития  внимания, памяти  и логического мышл...