План-конспект комплексного занятия Тема: «Моя любимая мама» в средней группе
Программное содержание: ∙ Знакомить детей с произведениями русских классиков – В.А. Сухомлинского «Седьмая дочь», учить детей отвечать на вопросы по тексту. ∙ Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней. ∙ Учить отображать в рисунке свои впечатления, закреплять умение рисовать карандашом, аккуратно закрашивать рисунок, накладывая штрихи в одном направлении. ∙ Активизация словарного запаса детей: ласковая, заботливая, нежная, добрая, красивая, любящая, любимая. Предшествующая работа. Чтение и заучивание наизусть стихов и песен о маме, беседа о маме. Материал: карандаши, листы бумаги (1/2 альбомного листа). Ход 1. Чтение стихотворения «Отгадайте поскорей!» Кто всегда со всеми ладит, Шьет, пирог печет и гладит, Время даром не теряет, Ни о чем не забывает, Поцелует, приласкает, За плохое поругает, А потом сто раз простит, Когда болен ты – не спит, Кто за нас всегда боится, Кто семьей своей гордится? Отгадайте поскорей! Кто на свете всех важней? (О маме) Как вы догадались, что в стихотворении говорится о маме? Что делают мамы для своих детей? Вспомните и расскажите случаи из своей жизни, когда мама помогла вам в трудной ситуации. 2. Чтение и обсуждение сказки Сухомлинского «Седьмая дочь». Седьмая дочь. Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери. - Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, - сказала первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - промолвила вторая дочь. - Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… - ворковала третья дочь. - Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, - сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза. - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - щебетала пятая дочь. - Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, - прощебетала шестая дочь. А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги. Кто из дочерей по-настоящему позаботился о Матери? Кто из дочерей больше всех соскучился и любит Мать? Почему? Как нужно заботиться о маме, чтобы она никогда не огорчалась и всегда знала, что вы ее любите? 3. Динамическая пауза «Наша мама». Дети встают у своих мест. Педагог читает стихотворение, сопровождая его движениями. Дети повторяют движения. Кто обед готовит, шьет? Кто нам песенку поет? Кто целует нас, ласкает? А за шалости ругает? Кто печет пирог с вареньем Рано утром в воскресенье? Кто подарки нам вручает? Это мама, каждый знает. 4. Самостоятельный рассказ детей «Какая моя мама». Спросить 5-6 человек рассказать, какая у него мама. Побуждать детей в своем рассказе употреблять слова «любимая, заботливая, красивая, умная, любящая, нежная, ласковая», описывать характер и внешность мамы. - Как зовут твою маму? - Какая твоя мама? - Как она тебя ласково называет? - Что вы любите делать с мамой больше всего? - Как ты помогаешь маме? - Как она заботится о тебе? - Как ты заботишься о маме? Итог: Наша мама самая красивая, добрая, умная, заботливая, ласковая, нежная. Она заботится о нас и мы должны заботится о ней, помогать и никогда не огорчать ее. А теперь давайте нарисуем портрет мамы, но сначала потренируем пальчики. 5. Пальчиковая гимнастика "Не плачь, куколка моя” "Не плачь, куколка моя” Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени). 6. Рисование «Моя любимая мама». - Напомнить правила расположения рисунка на листе бумаги, правила пользования карандашом, наложения штрихов при закрашивании. - Напомнить правила прорисовки частей тела человека – голова, руки, тело, платье, ноги. В конце устроить выставку работ детей. Похвалить каждую, полюбоваться портретами мам. 7. Подведение итогов занятия. Мы сегодня говорили о наших мамах. Какие красивые портреты мы нарисовали для них. Подарите, пожалуйста, свои рисунки мамам.
|