Познавательная игра "ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА, ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Штанько Ирина Вениаминовна

Представлена разработка познавательной игры, в которой дошкольники узнают о истории, традициях и жизни на руси в 19 веке, а также некоторых уже давно исчезнувших профессиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_igra_poo_muzeynoy_pedagogike.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА,

ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ

Штанько И.В., к.п.н., доцент кафедры

дополнительного образования и

сопровождения детства ГБОУ ВО МО

Академия социального управления г. Москва

Познавательная игра

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель:     Познакомить с портретной живописью художника Б. М.Кустодиева. Задачи: 

  • Через его картины уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси.
  • Развивать интерес к истории своей Родины
  • Учить  вести беседу, рассуждать и  четко излагать свою мысль, слушать товарища.

Словарная работа: Горожане, крестьяне, извоз, извозчик, сундучник, купец, купчиха, трактир, трактирщик, булочник.

Материал:    Подборка    иллюстраций   Кустодиева    «Портрет», грамзапись «Городские шумы»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами много говорили о нашей Родине, о ее богатствах, о реках и городах. Сегодня я хочу поговорить с вами о людях которые жили в городах и деревнях на Руси раньше.

  • Кто сможет нам напомнить, как называли, да и сейчас называют людей, живущих в деревнях? (крестьяне)
  •  городах? (горожане).

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие во времени.

  • Знаете ли вы, что такое время?  

 (Ответы детей могут быть самыми разнообразными. Подвести  их к пониманию того, что человек изменяется во времени.)

  • Вам хотелось бы оказаться в прошлом?
  • Интересно было бы узнать, кто там жил, как выглядели люди? (Да.)
  • Тогда я приглашаю вас отправиться в прошлое на «машине времени».

(Попадаем с детьми в комнату, где расположена выставка репродукций с картин художника Б.М. Кустодиева.)

Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимались крестьяне? А поможет это нам сделать игра «Волшебный круг» На доске  два круга.

Первый круг - деревня, второй круг - город. Давайте заполним первый (животноводство,  птицеводство, огороды, сады, выращивание зерновых).

Второй круг - город, мы заполним чуть позже, когда вспомним, чем же занимались горожане. А помогут нам в этом разобраться картины русского художника Бориса Михайловича Кустодиева,  

Перед нами портретная живопись художника Б. М. Кустодиева. В центре его портрет. Посмотрите на этого человека, каким он вам кажется? (добрый, смелый, сильный, жизнерадостный).

А если я вам скажу, что это не просто портрет, а автопортрет.

  • Как вы это объясните?
  • Что значит автопортрет?

Б. М. Кустодиев родился на берегу реки Волги. Мы с вами знаем,

что Волга - река труженица и, конечно,  люди, живущие на ее берегах, очень много трудились, В детстве когда Б. М. Кустодиева звали просто Боря, он очень любил наблюдать за людьми, всматриваясь в их лица., мальчик любил фантазировать. Какой человек? Как он делает свое дело? Как относится к другим людям?

Он очень любил людей и поэтому когда вырос, стал художником -портретистом.   Перед нами целая галерея портретов жителей русского города.

Давайте посмотрим на  портрет «Купец» и  вспомним чудесную сказку русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек.    

  • Как она начинается? (в случае необходимости:   «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был  купец»).
  • Вспомните, чем же купцы занимались?

На портрете изображен купец, торговый человек. Посмотрите на него внимательно, каким он вам кажется? ( строгий, сильный, умный, видно, что он в своей жизни много потрудился, теперь он богатый и довольный)

Обратите внимание на его одежду, добротные сапоги, часы на золотой цепочке и очень модный в то время жилет.

А это (портрет «Купчиха») его жена - купчиха. Посмотрите, какая она статная, красивая, нарядная, на ней яркий платок, сделанный русскими мастерами. Вот такими они были купец и купчиха - горожане.

А теперь посмотрим на другие портреты.  «Извозчик - лихач», «Извозчик за чаем»

  • Как вы думаете кто по профессии мужчины?  

Художник изобразил извозчиков, людей, которые перевозили пассажиров.

  • Каким вам кажется этот человек?
  • Как вы думаете, что он кричит?

Дети, портрет может рассказывать не только о том, кто изображен, но через портрет можно узнать о жизни людей того времени.  

  • Как извозчики одевались зимой? (меховой тулуп, подвязанный кушаком).

Из этих портретов мы узнаем, на чем горожане ездили. И, конечно   можно догадаться о том, что телеги и сани надо было смастерить, значит были специальные мастерские и мастера.

Посмотрите, какой интересный прием использует художник. Он нам показывает город через окно в чайной.

  • Что вы видите за окном? (городские конюшни, церкви, храмы вдали).

Все это надо было построить, значит в городе жили архитекторы, строители.

Взгляните-ка на наш сундук

  • Как вы думаете, откуда он взялся? (рассуждения, предположения детей).

 Смастерил его мастер, а называли этих мастеров - сундучники. Одного из них изобразил Борис Кустодиев на этом портрете.

  • Каким вам кажется мастер? (умным, грамотным, трудолюбивым, любознательным и т. д.).
  • О чем еще нам рассказывает портрет? (сундуки разной формы, величины, с разным рисунком. Детали рассказывают,  что люди были грамотные и печатали газеты).

Обратите внимание на одежду.  Жилетка, которую очень любили носить мужчины в давние времена на Руси. Вы видите ее и на   купце, и на сундучнике, и у   мужчин на других картинах. Давайте с ними познакомимся, Рассматривание  картин  «Булочник», «Трактирщик»  

  • Какой по характеру булочник на картине? (веселый неугомонный человек, труженик, поэтому его баранки, булки, калачи, пирожные самые вкусные)

А это трактирщик (трактир - столовая).

  • Какой, по вашему, у него характер? (Он серьезен, он уверен, что все самое вкусное у него, он этим гордиться и терпеливо ждет своих посетителей)

Из этих портретов мы узнаем не только о том, кто и где кормил людей, но и что они ели.

  • Посмотрите внимательно на картины, что ели ?  (Дети называют).

И, конечно же, овощи. Этот портрет так и называется «Торговка овощами»

  • Расскажите о торговке, какая она?  
  • Какие овощи  фрукты выращивали?

Еще нам Кустодиев своими картинами рассказывает   о широте и величие земли русской: река, судно, плывущее по ней, храмы, соборы.

Посмотрите еще раз на все эти портреты.

  • Какие краски использует художник?

Краски яркие, насыщенные. Чувствуется, что он писал эти портреты с любовью. Любовь художника делает картины живыми. Прислушайтесь и вы услышите  крики торговцев, зазывание извозчиков, звон бубенцов и пение церковных колоколов.  (Звучит грамзапись «Городские шумы», «Колокола»).

Портреты рассказали нам о том, что горожане - это добрые, трудолюбивые люди. Мы узнали о том, как они жили, чем   занимались, как одевались, что ели, как передвигались на дальние расстояния, что  строили.

 Давайте заполним наш второй   «волшебный круг».

  • Чем же занимались горожане, что они делали? (по ответам детей знаками заполняется второй круг)
  • А скажете, мог ли город прожить без всякой помощи деревни? Докажите, объясните,
  • А деревне нужна была помощь города? Какая?

Конечно, деревня и город всегда помогали друг другу (стрелочками соединяются  оба «волшебных круга»).

Все это наша Родина. Мы увидели,  с какой любовью нам передал Кустодиев жизнь людей.

  • А как вы понимаете слово Родина? (рассуждение детей). 
  • И, наверное, знаете стихотворения о Родине? Давайте вспомним

Дети читают стихи о Родине

Наше путешествие подошло к концу, Давайте на «машине времени» возвратимся обратно в детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"

Представляю презентацию работы  проводимой  с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование  по этой теме....

Знакомство с портретной живописью в детском саду.

Статья посвящена эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством знакомства их с жанром изобразительного искусства - портретной живописью. С  разновидностями портретной живописи д...

«Язык человеческих чувств. Ознакомление с портретной живописью».

Конспект данного занятия разработан для детей средней группы ДОУ. Целью занятие является ознакомление детей с жанром портретной живописи.  В ходе его реализуются  задачи по формированию у де...

Роль портретной живописи в эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для...

ознакомление дошкольников с портретной живописью

методика ознакомления дошкольников с портретной живописью...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...