Познавательная игра "ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА, ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Представлена разработка познавательной игры, в которой дошкольники узнают о истории, традициях и жизни на руси в 19 веке, а также некоторых уже давно исчезнувших профессиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra_poo_muzeynoy_pedagogike.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА,
ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ
Штанько И.В., к.п.н., доцент кафедры
дополнительного образования и
сопровождения детства ГБОУ ВО МО
Академия социального управления г. Москва
Познавательная игра
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить с портретной живописью художника Б. М.Кустодиева. Задачи:
- Через его картины уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси.
- Развивать интерес к истории своей Родины
- Учить вести беседу, рассуждать и четко излагать свою мысль, слушать товарища.
Словарная работа: Горожане, крестьяне, извоз, извозчик, сундучник, купец, купчиха, трактир, трактирщик, булочник.
Материал: Подборка иллюстраций Кустодиева «Портрет», грамзапись «Городские шумы»
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы с вами много говорили о нашей Родине, о ее богатствах, о реках и городах. Сегодня я хочу поговорить с вами о людях которые жили в городах и деревнях на Руси раньше.
- Кто сможет нам напомнить, как называли, да и сейчас называют людей, живущих в деревнях? (крестьяне)
- городах? (горожане).
Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие во времени.
- Знаете ли вы, что такое время?
(Ответы детей могут быть самыми разнообразными. Подвести их к пониманию того, что человек изменяется во времени.)
- Вам хотелось бы оказаться в прошлом?
- Интересно было бы узнать, кто там жил, как выглядели люди? (Да.)
- Тогда я приглашаю вас отправиться в прошлое на «машине времени».
(Попадаем с детьми в комнату, где расположена выставка репродукций с картин художника Б.М. Кустодиева.)
Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимались крестьяне? А поможет это нам сделать игра «Волшебный круг» На доске два круга.
Первый круг - деревня, второй круг - город. Давайте заполним первый (животноводство, птицеводство, огороды, сады, выращивание зерновых).
Второй круг - город, мы заполним чуть позже, когда вспомним, чем же занимались горожане. А помогут нам в этом разобраться картины русского художника Бориса Михайловича Кустодиева,
Перед нами портретная живопись художника Б. М. Кустодиева. В центре его портрет. Посмотрите на этого человека, каким он вам кажется? (добрый, смелый, сильный, жизнерадостный).
А если я вам скажу, что это не просто портрет, а автопортрет.
- Как вы это объясните?
- Что значит автопортрет?
Б. М. Кустодиев родился на берегу реки Волги. Мы с вами знаем,
что Волга - река труженица и, конечно, люди, живущие на ее берегах, очень много трудились, В детстве когда Б. М. Кустодиева звали просто Боря, он очень любил наблюдать за людьми, всматриваясь в их лица., мальчик любил фантазировать. Какой человек? Как он делает свое дело? Как относится к другим людям?
Он очень любил людей и поэтому когда вырос, стал художником -портретистом. Перед нами целая галерея портретов жителей русского города.
Давайте посмотрим на портрет «Купец» и вспомним чудесную сказку русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек.
- Как она начинается? (в случае необходимости: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был купец»).
- Вспомните, чем же купцы занимались?
На портрете изображен купец, торговый человек. Посмотрите на него внимательно, каким он вам кажется? ( строгий, сильный, умный, видно, что он в своей жизни много потрудился, теперь он богатый и довольный)
Обратите внимание на его одежду, добротные сапоги, часы на золотой цепочке и очень модный в то время жилет.
А это (портрет «Купчиха») его жена - купчиха. Посмотрите, какая она статная, красивая, нарядная, на ней яркий платок, сделанный русскими мастерами. Вот такими они были купец и купчиха - горожане.
А теперь посмотрим на другие портреты. «Извозчик - лихач», «Извозчик за чаем»
- Как вы думаете кто по профессии мужчины?
Художник изобразил извозчиков, людей, которые перевозили пассажиров.
- Каким вам кажется этот человек?
- Как вы думаете, что он кричит?
Дети, портрет может рассказывать не только о том, кто изображен, но через портрет можно узнать о жизни людей того времени.
- Как извозчики одевались зимой? (меховой тулуп, подвязанный кушаком).
Из этих портретов мы узнаем, на чем горожане ездили. И, конечно можно догадаться о том, что телеги и сани надо было смастерить, значит были специальные мастерские и мастера.
Посмотрите, какой интересный прием использует художник. Он нам показывает город через окно в чайной.
- Что вы видите за окном? (городские конюшни, церкви, храмы вдали).
Все это надо было построить, значит в городе жили архитекторы, строители.
Взгляните-ка на наш сундук
- Как вы думаете, откуда он взялся? (рассуждения, предположения детей).
Смастерил его мастер, а называли этих мастеров - сундучники. Одного из них изобразил Борис Кустодиев на этом портрете.
- Каким вам кажется мастер? (умным, грамотным, трудолюбивым, любознательным и т. д.).
- О чем еще нам рассказывает портрет? (сундуки разной формы, величины, с разным рисунком. Детали рассказывают, что люди были грамотные и печатали газеты).
Обратите внимание на одежду. Жилетка, которую очень любили носить мужчины в давние времена на Руси. Вы видите ее и на купце, и на сундучнике, и у мужчин на других картинах. Давайте с ними познакомимся, Рассматривание картин «Булочник», «Трактирщик»
- Какой по характеру булочник на картине? (веселый неугомонный человек, труженик, поэтому его баранки, булки, калачи, пирожные самые вкусные)
А это трактирщик (трактир - столовая).
- Какой, по вашему, у него характер? (Он серьезен, он уверен, что все самое вкусное у него, он этим гордиться и терпеливо ждет своих посетителей)
Из этих портретов мы узнаем не только о том, кто и где кормил людей, но и что они ели.
- Посмотрите внимательно на картины, что ели ? (Дети называют).
И, конечно же, овощи. Этот портрет так и называется «Торговка овощами»
- Расскажите о торговке, какая она?
- Какие овощи фрукты выращивали?
Еще нам Кустодиев своими картинами рассказывает о широте и величие земли русской: река, судно, плывущее по ней, храмы, соборы.
Посмотрите еще раз на все эти портреты.
- Какие краски использует художник?
Краски яркие, насыщенные. Чувствуется, что он писал эти портреты с любовью. Любовь художника делает картины живыми. Прислушайтесь и вы услышите крики торговцев, зазывание извозчиков, звон бубенцов и пение церковных колоколов. (Звучит грамзапись «Городские шумы», «Колокола»).
Портреты рассказали нам о том, что горожане - это добрые, трудолюбивые люди. Мы узнали о том, как они жили, чем занимались, как одевались, что ели, как передвигались на дальние расстояния, что строили.
Давайте заполним наш второй «волшебный круг».
- Чем же занимались горожане, что они делали? (по ответам детей знаками заполняется второй круг)
- А скажете, мог ли город прожить без всякой помощи деревни? Докажите, объясните,
- А деревне нужна была помощь города? Какая?
Конечно, деревня и город всегда помогали друг другу (стрелочками соединяются оба «волшебных круга»).
Все это наша Родина. Мы увидели, с какой любовью нам передал Кустодиев жизнь людей.
- А как вы понимаете слово Родина? (рассуждение детей).
- И, наверное, знаете стихотворения о Родине? Давайте вспомним
Дети читают стихи о Родине
Наше путешествие подошло к концу, Давайте на «машине времени» возвратимся обратно в детский сад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с портретной живописью
В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...
Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"
Представляю презентацию работы проводимой с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование по этой теме....
Знакомство с портретной живописью в детском саду.
Статья посвящена эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством знакомства их с жанром изобразительного искусства - портретной живописью. С разновидностями портретной живописи д...
«Язык человеческих чувств. Ознакомление с портретной живописью».
Конспект данного занятия разработан для детей средней группы ДОУ. Целью занятие является ознакомление детей с жанром портретной живописи. В ходе его реализуются задачи по формированию у де...
Роль портретной живописи в эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для...
ознакомление дошкольников с портретной живописью
методика ознакомления дошкольников с портретной живописью...
Ознакомление дошкольников с портретной живописью
материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...