Консультация для педагогов "Игры на воздухе"
консультация на тему

Рьянова Ольга Михайловна

В наше время к уровню психофизического развития дошкольников, к их готовности к обучению в школе предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые способны не только совершенствовать их физические качества, но и развивать умственные и познавательные возможности. Игры на асфальте, являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно-сложными движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_vozduhe_-_seminar_praktikum.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда для организации двигательной активности детей на воздухе

        В наше время к уровню психофизического развития дошкольников, к их готовности к обучению в школе предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые способны не только совершенствовать их физические качества, но и развивать умственные и познавательные возможности. Однако предметно-развивающая среда, используемая ныне в ДОУ для организации двигательной активности детей на воздухе, не в полной мере обеспечивает их физическое развитие, что, в свою очередь, вызывает существенные трудности при разработке и реализации приемов и методов физического воспитания. Вместе с тем в условиях недостаточного финансирования для решения задач физического воспитания важно использовать все ресурсы детского сада. Предметно-развивающая среда должна  соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.

        Игры на асфальте, являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно-сложными движениями.

        Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада… Количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

        Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической подготовленности – игр, направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития.

        Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия. Более того, меняющаяся игровая ситуация позволяет закрепить знание правил игры и двигательные навыки. Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

        С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно классифицировать по следующим основаниям:

         по интенсивности движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);

         по типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание и др.);

         по сложности построения игры (индивидуальные, командные);

         с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2 – 7 лет;

         по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные);

         по развиваемым физическим качествам (игры, способствующие формированию выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств);

         по структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной частей занятия, утренней гимнастики, прогулки).

        Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные и воспитательные задачи.

        Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно использовать двигательные навыки и умения, что обеспечивает их совершенствование, а также естественное проявление физических качеств: быстроты реакции, ловкости, равновесия, координации движений, выносливости, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

        Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, о поведении животных, поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.

        Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта. Организуя соревновательную деятельность, педагог учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

        Игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера. Они основаны на продолжительном и многократном повторении достаточно однообразных двигательных действий; при этом возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

        Многие упражнения в играх на асфальте (в том числе и общеразвивающие) выполняются коллективно (под музыкальное сопровождение), что требует согласованности и синхронности действий, воспитывает положительные эмоции. У детей формируются представления об эстетике в физическом развитии, во внешнем виде человека: упражнения развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку.

        Кроме того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

        Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными.

  • Бег по прямой, извилистой дорожке.
  • Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, двух ногах.
  • Перешагивание через дорожку.
  • Прокатывание мяча по прямой дорожке.
  • Ходьба с мешочком на голове.
  • Ходьба с ведением мяча.
  • Еда на велосипеде, самокате.

        Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Условия и правила проведения подвижных игр

и игр на асфальте с дошкольниками от 2 до 7 лет

1. «Змейка»

        На асфальте чертят две дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов на ней. Змейка хороша для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений. Способ организации детей – поточный.

        «Быстрая команда» (5 – 7 лет) (эстафета). Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигнет финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

        Вариант № 1. Ведение баскетбольного (футбольного) мяча.

        Вариант № 2. Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку.

        Вариант № 3. Две команды одновременно начинают бег по дорожкам. Побеждает команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

        «Хоккейный слалом» (5 – 7 лет). Вести мяч (шайбу) клюшкой по дорожке.

        «Донеси – не урони!» (5 – 7 лет). Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке.

        «Полоса препятствий» (5 – 7 лет). На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

        «Пройди с мешочком на голове!» (5 – 7 лет). Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.

        «По извилистой дорожке» (2 – 7 лет). Разные виды ходьбы, бега и прыжков по дорожке с сохранением равновесия.

        «Лови, бросай – упасть не давай!» (5 – 7 лет). Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о пол. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле и броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой  дальней от ведущего части дорожки.

        «Попади в цель!» (4 – 7 лет). На разных участках дорожки размещают кольбросы, дети забрасывают на них кольца, все время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

        Вариант (4 -7 лет). На дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.

2. «Фрукты, овощи, ягоды»

        Для организации двигательной активности детей необходимо нарисовать овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу. Как вариант, на рисунках можно отразить и другие темы, например транспорт, геометрические фигуры, спорт, деревья, цветы и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей.

        «Успей занять дом!» (3 – 7 лет). Каждый ребенок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике.  Водящий стоит в центре – у него домика нет. По команде «Овощи!» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняться местами; по команде «Фрукты!» меняются местами дети из фруктовых домиков и т.д. Водящий должен успеть занять пустой домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем домиков, оставшиеся без них становятся водящими и пытаются занять пустое место.

        «Найди свою грядку!» (3 – 7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Яблоки!» бег вокруг рисунка начинают дети из яблочных домиков; по сигналу «Морковь!» к ним присоединяются игроки из морковных домиков; по сигналу «Вишня!» в игру включаются дети из вишневых домиков. По команде «В огород!» все игроки стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры следует менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей больше, чем домиков, то в одном домике могут находиться два игрока. 

        Вариант (5 – 7 лет). Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой.

        «Пройди и перешагни!» (2 – 4 года). Ходьба с перешагиванием через «фрукты», «овощи», «ягоды».

        «Не задень!» (3 – 4 года). Ходьба и бег змейкой между фруктовыми, овощными и ягодными домиками.

        Вариант (4 – 7 лет). Ходьба змейкой с мешочком на голове.

        Вариант (5 – 7 лет). Ведение мяча змейкой между рисунками.

3. «Божья коровка» («Бабочка»)

        На крыльях божьей коровки нарисованы следы (цифры). Аналогичный вариант игры – бабочка с геометрическими фигурами или цифрами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания можно выполнять индивидуально и подгруппой, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

        «Кто быстрей с мячом между колен?» (6 – 7 лет). Дети делятся на две команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки около её крыла. По сигналу первые участники начинают прыгать с мячом между колен по порядку номеров. Выполнив задание, обегают божью коровку с одного боку и, передав мяч следующему участнику своей команды, встают в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все дети выполнят задание.

        «Донеси – не урони!» (5 – 7 лет). Дети передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

        «По круглой дорожке» (2 – 3 года). Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки).

        «Не задень!» (4 – 4 года). Бег между фигурами.

        «Не наступи!» (2 – 4 года). Перешагивание и перепрыгивание через фигуры.

        «Найди свою цифру» (3 – 7 лет). Дети двигаются вокруг божьей коровки (бабочки), выполняя задания педагога: он называет цифры – дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные цифры.

        «По местам!» (3 – 7 лет). Дети встаю на любую цифру. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом.

        Вариант (5 – 7 лет). Каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

        «Баскетболисты» (5 – 7 лет). Дети, передвигаясь по следам, ведут мяч.

        Вариант (5 – 7 лет). Дети ведут мяч змейкой между фигурами.

        «Снайпер» (3 – 7 лет). Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

        Вариант (4 – 7 лет). Дети набрасывают кольца на кольцебросы.

        Вариант (3 – 7 лет). Прокатывая мячи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

4. «Дубовый листок»

        На асфальте рисуют большой лист (дубовый, кленовый), украшенный изображениями разных насекомых. Контуры листа представляют собой извилистую дорожку. Рисунок наиболее эффективен для поточного способа организации детей.

        «По извилистой дорожке» (2 – 7 лет). Ходьба и бег по контуру листа.

        «Не задень!» (2 – 7 года). Ходьба, бег, прыжки змейкой между насекомыми.

        «Баскетболисты» (5 – 7 лет). Ведение мяча змейкой между насекомыми, по контуру листа.

        «Не наступи!» (2 – 4 года). Ходьба с перешагиванием через божьих коровок и гусениц.

        «Перепрыгни!» (2 – 7 лет). Прыжки через насекомых на одной, двух ногах, с мячом между колен.

5. «Паровозик»

        Два – три одинаковые паровозика подходят для соревнования двух-трех команд. Рациональнее использовать поточный способ организации детей.

        «Кто быстрей?» (5 – 7 лет). Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые участники каждой начинают прыжки по стрелкам вагончиков и остаются на его противоположной стороне. Задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.

        Вариант (5 – 7 лет). Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между колен.

        «Баскетболисты» (5 – 7 лет). Ведение мяча змейкой между вагонами.

        «Не задень!» (3 – 7 года). Ходьба и бег змейкой между вагонами.

        Пройди и перешагни!» (2 – 7 лет). Ходьба с перешагиванием через вагоны с мешочками на голове.

        «Попади в каждый вагон!» (3 – 7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

6. «Цветок»

        Данный рисунок интересен для организации индивидуальной и коллективной соревновательной деятельности детей. Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

        «Кто быстрей?» (6 – 7 лет). Дети делятся на команды. По сигналу первый участник каждой команды начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигнет цифры 15, стартует следующий игрок. Игра заканчивается, когда вся команда доберется до последней цифры.

        Вариант (5 – 7 лет). Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

        Вариант (6 – 7 лет). Задание выполняется с мешочком (мячом) между колен.

        «Попади в цель!»(3 – 7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель.

        «Прокати и сбей!» (3 – 7 лет). Две команды выстраиваются около своих цветков. На каждом их лепестке размещают кегли. По сигналу первый участник каждой команды добегает до цифры 1 и, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встает в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда все кегли на цветке будут сбиты. Побеждает самая меткая команда.

7. «Солнышко»

(«Цветик-семицветик»)

        Для «Солнышка» и «Цветика-семицветика» потребуется много места: они предназначены для организации фронтальных мероприятий с большим количеством участников. Контуры рисунков представляют собой круглую и извилистую дорожки. Лепестки цветика-семицветика, а также лучи солнышка могут служить домиками, поэтому их количество должно соответствовать числу играющих детей. На рисунках также удобно организовывать игры «Удочка», «Воробышки и кот», «Береги предмет». В этом случае разметки на асфальте помогут детям лучше ориентироваться в пространстве.

        «Успей занять дом!» (3 – 7 лет). Каждый ребенок находится в домике. Водящий стоит в центре – у него нет домика. По сигналу «Зеленые!» дети, стоящие в этих домиках, начинают меняться местами. По команде «Синие!» меняются местами дети из синих домиков и т.д. Водящий должен успеть занять пустое место. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим.

        «Найди свое место!» (3 – 7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Желтые!» бег по площадке начинают дети из домиков желтого цвета; по сигналу «Синие!» к ним присоединяются дети из домиков синего цвета; по сигналу «Белые!» в игру включаются дети из домиков белого цвета. По команде «Домой!» все стараются занять свое место. При повторении игры целесообразно менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы, прыжков, ведение мяча). Если детей больше, чем домиков, то каждый из них занимают двое детей.

        «По дорожке» (2- 7 лет). Разные виды ходьбы и бега по кругу, извилистой линии.

        «Меткий стрелок» (3 – 7 лет). Дети располагаются на лепестках, в центре рисунка – корзина. По сигналу взрослого они одновременно начинают забрасывать в корзину набивные мешочки.

        Вариант (4 – 7 лет). В центре рисунка находится кольцеброс; дети по очереди забрасывают на него кольца.

8. «Солнышко с косичками»

        «Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность детей. Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

        «Поменяйтесь местами!» (2 – 7 лет). Каждый ребенок становиться на бантик, водящий в центре. По сигналу  «Зеленые!» дети, стоящие на бантиках зеленого цвета, начинают меняться местами между собой; по команде «Синие!» меняются местами дети только с синими бантиками и т.д. Водящий должен успеть занять пустой бант. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим.

        «Кто быстрее до флажка?» (4 – 7 лет). Дети выстраиваются в команды на бантиках, по два ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру солнышка. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и прыжками возвращается на свой бантик. В это время вторые участники отслеживают правильность задания своими товарищами по команде. Победитель – тот,  кто быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, дети в командах меняются местами.

        Вариант (5 – 7 лет). Прыжки на одной ноге, на двух ногах с мячом (мешочком) между колен.

        «Найти свой бантик!» (2 – 7 лет). Дети располагаются на бантиках. По сигналу «Зеленые!» бег вокруг солнышка начинают дети, стоящие на зеленых бантиках; по сигналу «Синие!» к ним присоединяются дети, стоящие на бантиках синего цвета, и т.д. По сигналу «По местам!» все дети стараются занять бантик своего цвета. Повторяя игру, ведущий меняет способ передвижения детей (разные виды бега, ходьбы, прыжков).

        Вариант (5 – 7 лет). Дети ведут мяч (одной, двумя руками, попеременно правой и левой).

        «Попади в цель!» (3 – 7 лет). В центре солнышка находится кольцеброс, дети располагаются на бантиках. У каждого несколько колец, которые все одновременно начинают набрасывать на кольцеброс.

9. «Дорожки»

        На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 м. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2 – 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

Данная консультация знакомит  родителей с видами закаливания....

Консультация на тему «Солнце, воздух и вода»

Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий...

Консультация для родителей "Закаливание воздухом. Воздушные ванны"

В Консультации описаны положительные стороны закаливания воздухом и приведены примеры воздушных процедур....

Консультация для родителей "Закаливание воздухом. Воздушные ванны"

В консультации описана актуальность проблемы закаливания и польза закаливания на примере закаливания воздухом, так же даны практические рекомендации по закаливанию....

Консультация для родителей "Закаливание воздухом. Воздушные ванны"

В Консультации описаны положительные стороны закаливания воздухом и приведены примеры воздушных процедур....

Консультация для родителей "Солнце, воздух и вода"

Автором представлен материал о закаливании детей....

Консультация для родителей "Солнце,воздух и вода - наши лучшие друзья!"

Консультация для родителей "Солнце,воздух и друзья - наши лучшие друзья!"...