Возможно ли воспитание без наказания?
статья на тему
Разговор пойдет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще. Как работает наказание? Основные принципы воспитания без наказания. Виды ответственности родителей (законнных представителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhno_li_vospitanie_bez_nakazaniya.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможно ли воспитание без наказания?
Когда слово не бьет, то и палка не поможет
( Сократ)
«Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное,
и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.
( А.С.Макаренко)
Идеального ребенка не существует. Малыш-это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание. Как бы сильно родители не любили своих детей, им приходится прибегать к наказаниям. И здесь главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей?
В Законе РФ «Об образовании» говорится:» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…».
В ст. 44 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» сказано, «…. образовательные организации оказывают помощь родителям, (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании детей, охране и укреплении их физического, психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Согласно ст. 63 СК РФ и ст. 64 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
Права ребенка установлены в:
-Конституции РФ;
-Декларации прав ребенка;
-Конвенции о Правах Ребенка (принятая ООН в 1989 году);
-Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-Законе РФ «Об образовании»;
-Семейном, гражданском, административном и уголовном кодексе РФ»;
Согласно исследованиям в России родительская жестокость имеет место быть приблизительно в 45% семей.
Стоит разграничивать жестокость и легкое физическое воздействие на ребенка с целью прекратить нежелательное поведение.
Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребенка соблюдать некоторые правила:
1. Не прониматься за воспитание в плохом настроении.
2. Наказание не должно наносить вред здоровью ребёнка (ни физическому, ни психологическому).
3. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказывают.
4. Оценивать поступок, а не личность.
5. Не угрожать!
6. Не вымогать обещаний, для ребёнка они ничего не значат.
7. Сразу дать оценку поступку, ошибке и сделать паузу.
В реакции родителей на поступок ребенка не должно быть:
Ярости-ярость приводит к чрезмерности наказания.
Истеричности-на истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же.
Безнаказанности-если любовь родителей слепа и безответственна.
Наказание –один из методов воспитания, который применяется во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно.
7 правил психотерапевта В.Леви
- Наказание не должно вредить здоровью
- Если сомневаетесь: наказывать или не наказывать- не наказывайте
- За один проступок одно наказание
- Недопустимо запоздалое наказание
- Ребенок не должен боятся наказания
- Не унижайте ребенка
- Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.
Знание, как правильно наказывать ребенка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определенные табу, а именно:
- Если с ребенком подолгу не разговаривали;
- Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу;
- Если родители ограничивали свободу ребенка;
- Если ребенка лишали любимого занятия;
- Если родители подолгу читали нотации;
- Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью;
- Если ребенка ставили в угол;
- Нанесли вред здоровью. Речь идет не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания как приседания, обливания холодной водой, принуждение к голоданию.
Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.
Что же подразумевается под жестоким обращением с детьми-
это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (физическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка, сексуальное насилие, эмоциональное насилие (отсутствие любви и внимания к ребёнку)
Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей ( законных представителей).
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
-Административная ответственность
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 5.35 КРФобАП).
-Уголовная ответственность
Предусмотрена за жестокое обращение с ребенком либо оставление его в опасности (ст. 156 УК РФ). За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность
В соответствии с семейным законодательством: лишение родительских прав( ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. (ст. 77 СК РФ).
Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане должны обратиться и поставить в известность :
-органы МВД
-органы опеки и попечительства
-органы социальной защиты населения
-органы прокуратуры
-КДН и ЗП
-Уполномоченного по правам ребенка
Важно знать, что наказание бывает не только физическим. Наказание –это любой искусственный «кнут». Но более естественный. Полез слишком высоко-упал, ушибся. И все наши меры должны быть именно такими: логичными, естественными, безличными. Это касается и поощрения.
Не менее важна и атмосфера в семье. Без взаимоуважения и любви на этом пути ничего не получится. Поэтому осознанное родительство представляет собой не просто систему воспитания, а стиль жизни.
Список литературы
1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц «Манифест счастливого детства».
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012 г.
3. К. Кволс «Радость воспитания.
4. Административный, семейный, уголовный кодекс
Как воспитывать детей без наказания».
5.http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_141_1.shtml - афаризмы и высказывания о воспитании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье
В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея...
Консультация-тренинг для педагогов «Возможности экологического воспитания в расширении лексики детей».
Расширяя представление о природе на различных занятиях , в бытовой экологической деятельности мы воспитываем гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с...
Методическая разработка «Мультимедийные возможности в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Особенность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги, а также и необходимость системного охвата большего чи...
Возможности трудового воспитания в условиях ДОУ
Данная презентация показывает формы работы по трудовому воспитанию детей. Трудовому воспитанию детей, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, о...
Возможно ли воспитание без наказания?
Вопросы для обсуждения:Как Вы наказываете своего ребёнка?В чём смысл наказания?В чем причины плохого поведения?...
Родительское собрание на тему: «Возможно ли воспитание, без наказания?»
Родительское собрание на тему: «Возможно ли воспитание, без наказания?» в нетрадиционной форме «званого ужина».Цель: обогащение знаний и обмен мнениями между родителями.За...
Особенности и возможности экологического воспитания в условиях пандемии.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастав в условиях пандемии....