Возможно ли воспитание без наказания?
статья на тему

Лядова Елена

Разговор пойдет вовсе не о ремне и порке,  а о наказаниях вообще. Как работает наказание? Основные принципы воспитания без наказания. Виды ответственности родителей (законнных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhno_li_vospitanie_bez_nakazaniya.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Возможно ли  воспитание без наказания?

Когда слово не бьет, то и палка не поможет

                                                                                                                ( Сократ)

«Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное,  

и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.        

                                                                                               (   А.С.Макаренко)

      Идеального ребенка не существует. Малыш-это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание. Как бы сильно родители не любили своих детей, им приходится прибегать к наказаниям. И здесь главное,  не перегнуть палку и не навредить детской психике. Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей?

      В Законе РФ «Об образовании» говорится:» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…».

      В ст. 44 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» сказано, «…. образовательные организации оказывают помощь родителям, (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании детей,  охране и укреплении  их физического, психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Согласно ст. 63 СК РФ  и ст. 64 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Права ребенка установлены в:

-Конституции РФ;

-Декларации прав ребенка;

-Конвенции о Правах Ребенка (принятая ООН в 1989 году);

-Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-Законе РФ «Об образовании»;

-Семейном, гражданском, административном и уголовном кодексе РФ»;

Согласно исследованиям в России  родительская жестокость имеет место быть приблизительно в 45% семей.

Стоит разграничивать жестокость и легкое физическое воздействие на ребенка с целью прекратить нежелательное поведение.

Чтобы «возмездие»  оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребенка соблюдать некоторые правила:

1. Не прониматься за воспитание в плохом настроении.

 2. Наказание не должно наносить вред здоровью ребёнка (ни физическому, ни психологическому).

3. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказывают.

4. Оценивать поступок, а не личность.

5. Не угрожать!

6. Не вымогать обещаний, для ребёнка они ничего не значат.

7. Сразу дать оценку поступку, ошибке и сделать паузу. 

В реакции родителей на поступок ребенка не должно быть:

Ярости-ярость  приводит к чрезмерности наказания.

Истеричности-на истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций  ребенок неизбежно ответит тем же.

Безнаказанности-если любовь родителей слепа и безответственна.

Наказание –один из методов воспитания, который применяется во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно.

7 правил психотерапевта В.Леви

  1. Наказание не должно вредить здоровью
  2. Если сомневаетесь: наказывать или не наказывать- не наказывайте
  3. За один проступок одно наказание
  4. Недопустимо запоздалое наказание
  5. Ребенок не должен боятся наказания
  6. Не унижайте ребенка
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.

      Знание, как правильно наказывать ребенка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определенные табу, а именно:

  1. Если с ребенком подолгу не разговаривали;
  2. Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу; 
  3. Если родители ограничивали свободу ребенка; 
  4. Если ребенка лишали любимого занятия; 
  5. Если родители подолгу читали нотации; 
  6. Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью; 
  7. Если ребенка ставили в угол; 
  8. Нанесли вред здоровью. Речь идет не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания как приседания, обливания холодной водой, принуждение к голоданию.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

        Что же  подразумевается под  жестоким обращением с детьми-

это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка  (физическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка, сексуальное насилие, эмоциональное насилие (отсутствие любви и внимания к ребёнку)

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей ( законных представителей).

           В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

 -Административная ответственность

  За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 5.35 КРФобАП).

-Уголовная ответственность   

Предусмотрена за жестокое  обращение с ребенком либо оставление  его в опасности (ст. 156 УК РФ). За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии с семейным законодательством: лишение родительских прав( ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка  при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. (ст. 77 СК РФ).

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные  граждане должны обратиться и  поставить в известность :

-органы МВД

-органы опеки и попечительства

-органы социальной защиты населения

-органы прокуратуры

-КДН и ЗП

-Уполномоченного по правам ребенка

Важно знать, что наказание бывает не только физическим. Наказание –это любой искусственный «кнут». Но более естественный. Полез слишком высоко-упал, ушибся.  И все наши меры должны быть именно такими: логичными, естественными, безличными. Это касается и поощрения.

Не менее важна и атмосфера в семье. Без взаимоуважения и любви на этом пути ничего не получится. Поэтому осознанное родительство представляет собой не просто систему воспитания, а стиль жизни.

Список литературы

1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц «Манифест счастливого детства».

2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

    от 29.12.2012 г.

3. К. Кволс «Радость воспитания.

4. Административный, семейный, уголовный  кодекс

Как воспитывать детей без наказания».

5.http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_141_1.shtml - афаризмы и высказывания о воспитании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье

В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея...

Консультация-тренинг для педагогов «Возможности экологического воспитания в расширении лексики детей».

Расширяя представление о природе на различных занятиях , в бытовой экологической деятельности мы   воспитываем  гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с...

Методическая разработка «Мультимедийные возможности в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Особенность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги, а также и необходимость системного охвата большего чи...

Возможности трудового воспитания в условиях ДОУ

Данная презентация показывает формы работы по трудовому воспитанию детей. Трудовому воспитанию детей, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, о...

Возможно ли воспитание без наказания?

Вопросы для обсуждения:Как Вы наказываете своего ребёнка?В чём смысл наказания?В чем причины плохого поведения?...

Родительское собрание на тему: «Возможно ли воспитание, без наказания?»

Родительское собрание на тему: «Возможно ли воспитание, без наказания?» в нетрадиционной форме «званого ужина».Цель: обогащение знаний и обмен мнениями между родителями.За...

Особенности и возможности экологического воспитания в условиях пандемии.

                         Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастав в условиях пандемии....