Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"
статья (подготовительная группа) на тему
Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey2.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревянченко Е.В., воспитатель
ГБДОУ начальная школа - детский сад №682
Приморского района Санкт-Петербурга
Всероссийская научно-практическая КОНФЕРЕНЦИЯ
«Актуальные вопросы ведения и реализации ФГОС дошкольного образования»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Социализация детей дошкольного возраста
в контексте требований ФГОС ДО
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.
Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.
Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Для чего это нужно?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.
В чем заключается социализация дошкольников?
Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:
- Как интеграция детей с социальной группой.
- Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.
Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.
Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.
Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.
Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.
Влияние семьи на процесс социализации
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.
Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.
Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.
На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.
Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.
Игры и социализация дошкольников
Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.
Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.
Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.
Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.
Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.
К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.
Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.
Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).
Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.
Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.
Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.
Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.
Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.
Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.
Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.
Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.
Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.
Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.
Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.
С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.
Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.
Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!
Литература: Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212 с; Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с; Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. № 1155)
Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Социализация и социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 63-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО".
Консультация "Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошколного возраста согласно требованиям ФГОС ДО" предназначена для воспитателей ДОУ. Данная консультация поможет ...
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
«Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»
laquo;Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО»...
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО...
"Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласнотребованиям ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)»...
Реализация задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.
Основные принципы дошкольного образования согласно ФГОС....