Директивы в воспитании детей
презентация на тему
Часто взрослые не придают значения форме общения с ребенком, опираясь на личный опыт и невольно черпая приемы воспитательных воздействий от своих родителей. Поведение взрослых бессознательно выдает их воспитательные установки. В частности, их можно наблюдать в директивах воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему "Директивы в воспитании детей" | 2.65 МБ |
Конспект занятия для педагогов "Директивы в воспитании детей" | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Директивы в воспитании детей
«Как тебе не стыдно бояться…» «Как ты смеешь злиться на…» «Не хнычь, не сахарный…» НЕ ЧУВСТВУЙ
«Делай, как все» «Не высовывайся» «Не правильно» НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ
«Не умничай» «Не рассуждай» «Делай, как тебе говорят» НЕ ДУМАЙ
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ Унижение Запреты Ответная агрессия Внимание зрителей Нравоучение Ярлыки Угрозы Уговоры, заискивание Акцент на личности Полное игнорирование Констатирующие вопросы Я высказывание Акцент на поведении Просьбы, переключение Альтернативы Снятие напряжения Тактильный контакт Выражение понимания Апелляция к правилам Выражение сути обращения
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ Тревожные послания Подрыв авторитета взрослых Невыполнимые угрозы Упреки, одергивание Обсуждение неудач ребенка в его присутствии Сравнение с другими Завышенные и противоречивые требования Призыв к смелости Гиперопека Ссоры в присутствии ребенка Поторапливание с ответом Щадящий оценочный режим Похвала в присутствии других Предупреждение о событии Положительные послания Обеспечение успеха Частое обращение по имени Случай из детства Совместное сочинение историй Постепенное включение в новую деятельность Минимум заданий на скорость Постановка и достижение целей
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ Запрет на проявление активности Ярлыки Сравнение с другими Многолюдные места Физические наказания Раздражение, крик Электронные устройства Осуждение Критика Переутомление Ясное изложение просьбы Мелкие поручения и благодарность Внешняя систематизация Возложение ответственности Снижение отвлекающих факторов Физминутки, свобода движения Неожиданная реакция Эмоциональная разрядка Строгое соблюдение правил
Будем примером!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
ДИРЕКТИВЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- Приветствие.
Часто взрослые не придают значения форме общения с ребенком, опираясь на личный опыт и невольно черпая приемы воспитательных воздействий от своих родителей. Убедимся в этом на примере инсценировки рассказа Драгунского «Если бы я был взрослым».
Просмотр видеоролика «Если бы я был взрослым» по мотивам рассказа Виктора Драгунского.
- Директивы в воспитании детей.
Поведение родителей бессознательно выдает их воспитательные установки. В частности, их можно наблюдать в директивах воспитания детей.
- Не живи: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «За что мне такое наказание?»
- Не будь ребенком: «Что ты ведешь себя как маленький?», «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребенок, чтобы…»
- Не расти: «Ты еще мал, чтобы…», «Не торопись взрослеть»
- Не думай: «Не рассуждай, а делай то, что говорю», «Не умничай».
- Не чувствуй: «Как тебе не стыдно бояться», «Как ты смеешь злиться на…», «Не сахарный, не стеклянный и пр.»
- Не достигай успеха: «Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится»
- Не будь лидером: «Будь как все», «Не высовывайся, не выделяйся»
- Не доверяй: «Кроме меня ты все равно никому не нужен»
- Не делай сам: «Это опасно, за тебя буду делать я», «Не делай сам, подожди меня».
- Не будь самим собой: «Смотри, как делает …», «Почему Саша может, а ты нет?», «Будь похожим на …»
- Не чувствуй себя хорошо: «Хоть он у меня и слабенький, а сам…»
Осознание скрытого родительского послания в потоке обыденной жизни и понимание сути этого программирования может помочь родителям и педагогам скорректировать процесс воспитания и развития ребенка и сделать его более гармоничным.
- Роль педагога в регуляции детско-родительских взаимоотношений.
Взаимодействие с родителями – неотъемлемая составляющая работы воспитателя. Неизбежность вопросов от родителей. Необходимость поддержать советом, оказать посильную помощь.
Наиболее частые обращения от родителей детей с особенностями поведения (агрессивные, застенчивые, гиперактивные). Проблема нежелательного поведения ребенка часто усугубляется использованием родителями директив и деструктивных методов в воспитании ребенка (либо потому, что их так воспитывали, либо потому, что по-другому они не умеют управляться со своим ребенком).
Родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, часто просят именно педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей. Будем примером конструктивного поведения в различного рода проблемных ситуациях перед детьми и их родителями.
Рассмотрим способы поведения взрослого с ребенком, имеющим свои особенности поведения и в выражения эмоций.
Приглашается 9 участников, по желанию. Участники вытягивают цветные корточки и разбиваются на 3 группы (агрессивные, тревожные, гиперактивные). Внутри каждой группы происходит распределение по ролям (ребенок, мама, воспитатель). Мама и ребенок участвуют в проигрывании заданной ситуации. Воспитатель, как специалист со стажем, выступает в роли наблюдателя.
Примеры ситуаций:
- Ребенок эмоционально и агрессивно реагирует на просьбу родителей собрать игрушки и одеться для прогулки. Рушит башню, сделанную из конструктора, отталкивает от себя одежду. Действия родителей.
- На детской площадке двое незнакомых детей делят игровое пространство: детскую горку, лесенку, качели. При этом один ребенок с жаждой общения и интересом ходит по следам другого. На что тот, в свою очередь, реагирует возмущенно и агрессивно: толкается, ворчит. Как следует отреагировать маме ребенка, проявляющего недовольство?
После проигрывания проблемной ситуации психолог предлагает каждому из участников ответить на вопросы:
Мама (Добилась ли желаемого результата?)
Ребенок (Какие чувства испытывал в общении с мамой, остался ли доволен, в итоге?)
Воспитатель (Какие способы взаимодействия с ребенком использовала мама?)
Вопрос для всех (Насколько они были эффективны?)
Также выслушиваются предложения всех 9 участников о дополнительных методах воздействия на ребенка в момент проявления агрессии. Проговариваются неэффективные формы взаимодействия с детьми.
На слайд выводится таблица с правилами поведения с агрессивными детьми. Участникам тренинга раздается распечатанные памятки.
Психологом проводится анализ предыдущей ситуации с опорой на правила. Также отмечается использование директив, если они имеются.
Далее происходит проигрывание ситуации с учетом правил. Участник в роли воспитателя отмечает на бланке, сколько раз родителем было использовано то или иное правило.
Правила поведения с агрессивными детьми (в ответ на проявление агрессии)
Нежелательное поведение | Желательное поведение |
Унижение Вот, опять! А ну убери свои корявые руки! Вечно лезешь, куда не надо! Все портишь! | Объективное описание поведения Ты ведешь себя агрессивно |
Вопросы констатирующего характера Ты злишься? | |
Запреты Нельзя ломать игрушки! Нельзя так громко кричать! Не смей так говорить! | |
Я высказывание Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит | |
Ответное агрессивное поведение А ну закрой свой рот! Ты еще будешь на меня голос повышать? | |
Раскрытие мотивов поведения Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать свою силу? | |
Советы агрессивной направленности (побуждение к проявлению агрессии) Иди и дай сдачу! | Апелляция к правилам Сегодня утром мы с тобой договаривались…. |
Нерефлексивное слушание (внимательно молчать) | |
Привлечение внимания зрителей Вы только послушайте, что он говорит! Посмотрите, какой невоспитанный ребенок! | Акцентирование внимания на поступках, а не на личности Ты мне нравишься, но вот то, что ты говоришь, мне не нравится |
Длительное нравоучение Опять плохо себя ведешь? Почему ты постоянно все ломаешь? Да сколько это будет продолжаться? Ты знаешь, что это некрасиво, мне стыдно за тебя перед другими людьми! Мне это уже надоело. Сколько раз я тебе говорила…. | Вопросы уточняющего характера Что ты сейчас чувствуешь? |
Снятие общего состояния напряжения Посмотри на меня. Сделай глубокий вдох, выдох, сосчитай до 10 | |
Просьбы Помоги мне, пожалуйста, достать…я не могу дотянуться… | |
Навешивание ярлыков (Обсуждение в присутствии ребенка его агрессивного поведения) Вы только посмотрите на него! Опять подрался сегодня! И откуда в нем столько злости? Дети только и жалуются на него! Это ребенок неисправим. | |
Выражение понимания Конечно, тебе обидно…Ты злишься, потому что ты устал… | |
Переключение внимания Мы же с тобой совсем забыли! Нужно доделать подарок бабушке | |
Мягкое физическое манипулирование (взять за руку, обнять) | |
Наказание Опять дерешься! Гулять сегодня не пойдешь! | Предложение альтернатив поведения А давай лучше ласково попросим у Тани игрушку… |
Приказы Пошел быстро в свою комнату! Без разрешения не выходить! | |
Выражение основной сути обращения Я расстроилась из-за того, что ты сейчас ударил Петю. Ему больно. А теперь иди и извинись. Ты только порвала книжку. Я огорчена твоим поступком. Рвать можно только бумагу. | |
Позволение оскорблять других Миша обзывается? Так скажи ему в ответ, что ты о нем думаешь | |
Позволение провоцировать других на агрессию | |
Повышение голоса, крик, негодование | Выход отрицательных эмоций через физическую нагрузку (в игровой форме) Потопали, как медведи, поскакали, как зайчики. Кто быстрее добежит до…? Кто может попрыгать на одной ноге вокруг стула? |
Демонстрация власти Будет так, как я скажу. Главный здесь я. | |
Угрозы Будешь кусаться, сдам тебя в приют для бездомных детей | |
Снятие агрессивного состояния через пение, крик Давай споем песню про… Где наш мешочек для крика? Как дует ветер? Как шумит море? Как гремит гром? | |
Полное отсутствие реакции на агрессивное поведение ребенка | |
Уговоры и заискивание Ванечка, ну зачем ты щипаешь котика, не надо, ему же больно, хочешь мультик посмотреть? Отпусти котика, у меня для тебя конфетка есть | |
Выражение гнева через рисунок Пойдем со мной, держи лист, карандаши, нарисуй, что ты сейчас чувствуешь | |
Перенос отношения к нежелательному поведению ребенка на отношение к его личности Я не люблю тебя, когда ты такой злой. Нам такая плохая девочка не нужна | Снятие психо-эмоционального напряжения (рожицы перед зеркалом) Пойдем со мной. Видишь, какое лицо у тебя в зеркале? А давай сделаем печальное лицо, веселое… А у меня какое лицо? |
Правила поведения с тревожными детьми
Нежелательное поведение | Желательное поведение |
Трансляция негативного представления об окружающем Незнакомые люди опасны. Воспитательница заругает. Милиционер заберет. | Частое обращение по имени Дима, помоги мне, пожалуйста, полить цветы, у тебя это очень аккуратно получается. |
Тревожные послания У тебя не получится. Ты неловкий. У тебя всегда так. Какое сложное задание тебя ждет. Ты не боишься упасть? | Щадящий оценочный режим У тебя такой интересный домик получился. А если дорисовать окошко, будет еще лучше. Молодец. Может быть, стоит еще травку нарисовать вокруг? Чего здесь еще не хватает? Конечно, трубы! |
Упрёки Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова. Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся. | |
Похвала в присутствии других Ребята, посмотрите, как у Вали хорошо получается держать спинку во время упражнения. Постарайтесь сделать также. | |
Авторитарный стиль воспитания Кто тебе разрешил влезать в чужой разговор?! Марш в свою комнату! | |
Выражение сочувствия, понимания Да, это неприятно, обидно, я понимаю. Ничего страшного, все будет хорошо… | |
Подрыв авторитета значимых взрослых Бабушку лучше не слушай. Много ваши учителя понимают… | |
Обеспечение реального успеха в каком-либо деле Катя, у тебя так хорошо получается рисовать деревья, научишь меня? Запишем тебя в художественную школу. Там очень интересно. | |
Невыполнимые угрозы Замолчи, а то рот заклею. Уйду от тебя! | |
Стремление все сделать все за ребенка Давай я тебе помогу, так быстрее будет. Не получается? Сейчас я сделаю. С моей помощью у тебя лучше получится. | |
Совместное сочинение историй Я знаю историю про одного птенчика, который жил в гнезде с другими птенцами. Все подросли, и пришло время учиться летать. Все птенцы с легкостью полетели, а он боялся. Как ты думаешь, почему? Что было дальше? | |
Обсуждение неудач ребенка в его присутствии Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию, постоянно витает в облаках. Наш сын закончил рисунок последним, он очень медлительный. | |
Сравнение с другими людьми Смотри, как Саша громко рассказывает стихотворение, а к тебе приходится прислушиваться. | Теплые эмоциональные отношения Ты у меня самый лучший. Я очень дорожу тобой. |
Случай из детства …сначала мне было тревожно от…,но потом…и мне удалось… | |
Завышенные требования Тебе уже через год в школу. К 6 годам ты обязательно должен научиться читать. Пока не научишься считать до ста, на рисование не пойдешь. | |
Заблаговременное информирование о предстоящем событии Через неделю в садике будет праздник. Ты будешь выступать в роли зайчика. Каждый вечер мы с тобой будем репетировать, чтобы хорошо подготовиться. | |
Поторапливание с ответом Ну давай, скорей отвечай. Что уснул? Сколько можно думать, так мы точно никуда не успеем. | |
Противоречивые требования Все дети в 9 часов должны лежать в кровати. Ладно, можешь досмотреть мультик, а потом быстро спать. Мама: «Сначала выполни задание, потом пойдем не прогулку». Папа: «Посмотри, она же совсем устала, пусть потом доделает. Собирайтесь гулять!» | Отметка положительной динамики в какой-либо деятельности ребенка Артем! Какой ты молодец! У тебя с каждым разом получается аппликация все лучше и лучше. |
Положительное послание относительно возможностей ребенка В садике тебе дали домашнее задание: выучить новое упражнение. У тебя обязательно получится, потому что ты сильный и умеешь хорошо держать равновесие. | |
Симбиотическое воспитание Ну что, на танцы сегодня пойдешь или отдохнешь? Даже не знаю, куда сегодня пойти погулять? Скоро папа придет с работы, что бы приготовить на ужин? | |
Постепенное включение в новые виды деятельности Сегодня мы будем учиться выражению эмоций. Посмотрим, как умеют угадывать эмоции дети. А потом тоже попробуем. | |
Призыв к смелости Все дети выступают на утренниках. Это совсем не страшно. Нужно просто выйти на сцену и с выражением прочитать стихотворение. Будь смелей! | |
Минимизация состязаний на скорость Давай сделаем поделку из бумаги. Нужно сосредоточиться, быть внимательным. Работай спокойно, не спеши. | |
Запреты и ограничения Не трогай мой телефон! Нельзя так высоко забираться на горку, можно упасть! Отойди от окна, простудишься! Не целуйся с собакой! | |
Совместное планирование дел Сейчас ты поиграешь в конструктор, потом мы попьем чай и будем собираться в бассейн. | |
Одергивание Куда в таком виде собрался! Опять у тебя все пуговицы наперекосяк! Стой! Ты руки помыл перед едой? | |
Визуальный контакт Посмотри на меня. Я в тебя верю. У тебя обязательно все получится. | |
Чрезмерная забота и контроль Будь осторожен, ступеньки очень скользкие, держись крепко и смотри под ноги, я помогу спуститься. Сейчас будем лепить из пластилина. Нужно скатать шарик. Нет, не так, посмотри как на картинке. Получилось? Мы забыли сделать ушки. Теперь обязательно сделаем хвостик | |
Постановка и достижение целей Ты хочешь знать, как пишется твое имя? Тогда необходимо научиться правильно писать буквы. Сегодня мы разучим первую букву, вечером вторую, завтра третью и четвертую. И ты сможешь сам написать свое имя. | |
Побуждение ребенка к оценке своей деятельности Во что ты сейчас играешь? Тебе нравится складывать пазлы? У тебя всё получается?...Здесь неправильно? Попробуем по-другому… | |
Ссоры в присутствии ребенка | |
Правила поведения с гиперактивными детьми
Нежелательное поведение | Желательное поведение |
Запрет на проявление активности Сядь ровно! Что ты ерзаешь на стуле, как уж? Здесь нельзя бегать! Веди себя прилично! | Ясное изложение просьбы Подойди к окну, сделай 10 приседаний, возьми конструктор в ящике и поиграй. |
Осуждение, критика Опять весь в грязи испачкался? Как можно быть таким неаккуратным? Вся куртка грязная! | Мелкие поручения (не более 10 слов) и благодарность Скоро мы пойдем на улицу. Собери игрушки. Помой руки. Садись за стол. Доставай одежду для прогулки и переодевайся. Бери с собой ледянки. Молодец, быстро собрался. |
Присвоение ярлыков Вечно суешь свои руки куда не надо, все ломаешь, портишь! Только ты можешь быть таким несобранным! | Внешняя систематизация поведения Напоминание, повторение, определение границ поведения, предварение. |
Сравнение с другими детьми Посмотри, как Дима внимательно слушает, тихо и спокойно сидит, никому не мешает. А ты? Все крутишься! Положи машинку, когда я с тобой разговариваю! | Возложение ответственности Мне нужно сегодня закончить макет. Помоги мне, пожалуйста, разрезать бумагу. Набери, пожалуйста, воды в тазик. Проследи, чтобы вода не вытекла. |
Частое посещение многолюдных мест | Снижение отвлекающих факторов Обеспечьте порядок игрового/учебного пространства ребенка. |
Злоупотребление техническими устройствами | Свобода движения Регулярные физминутки, |
Раздражение, крик | Неожиданная реакция Шутка, повтор |
Физические наказания | Возможность эмоциональной разрядки Свободное движение, дурачество, смех. |
Переутомление | Строгое соблюдение правил |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия." Консультация для родителей на тему "Молитва матери в деле воспитания детей в семье". Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
Консультация для родителей детей, посещающих кружок по ОПК....
Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.
Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Опасные слова или родительские директивы в воспитании детей
Очень полезная информация для родителей в воспитательном процессе...