Опыт работы воспитателя 2-ой младшей группы «Развитие речи у детей»
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Призентация предназначена для педагогов и родителей, где предлогается ряд игр для развития у детей связой речи, воображения, высших форм мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по развитию речи во 2 младшей группе | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гильязова Гульнара Ганиевна педагогический стаж 30 лет. Закончила НГПУ « Набережночелнинский государственный педагогический университет»
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский
Актуальность. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и плохая дикция.
Поэтому мы решили обратить особое внимание на развитие речи у детей и поставили ряд задач перед собой: 1. Провести обследование детей, по итогам обследования, запланировать ряд работ по развитию речи с детьми 2-ой младшей группы; 2. Усилить работу по взаимодействию с родителями детей по развитию речи; 3. Ежедневно проводить индивидуальные игры и упражнения в режимных моментах, в образовательной деятельности по развитию речи и навыкам культурного общения; 4. Ввести кружковую работу «Театральный мир». Познакомить детей с различными видами театра. Развивать в речи у детей интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, вырабатывать дикцию. 5. Использовать пальчиковые игры. 6. Развивать интерес к чтению художественных произведений, продолжать знакомить детей с народным творчеством. 7. Использовать в работе мнемотехнику, облегчить детям овладение связной речи .
«Деловая игра» Теоретические основы развития связной речи у дошкольников. Обучение этому типу монологической речи начинается с начала года во 2-ой младшей группе. Особенно широко используем для этой цели игры-загадки "Угадай, что за зверь", "Угадай, кто (что) это?", "Угадай, что мы задумали", "Когда это бывает?". Вопрос: О чём идёт речь? рассказывание по восприятию рассуждение рассказывание по памяти беседа пересказ рассказывание по воображению
Каждое утро проводятся индивидуальные беседы, игры упражнения, такие как; « Кто в гости к нам пришёл?»- в любом уголке комнаты посадить яркую красивую, т.е. притягивающую взгляд ребёнка мягкую игрушку. -Кто в гости к нам пришёл?(Собачка)- ребёнок берёт её в руки. -А хочешь послушать как она лает?( Воспитатель нажимает на кнопочку, собачка лает : - Г аф-гаф ). -Как собачка лает?( Гаф-гаф ) - Молодец, ты как настоящая собачка лаешь! - Смотри, какая она красивая. (Ребёнок гладит её) -Какая она?(Мягкая, пушистая, серенькая) Игровое упражнение: «Маленькие собачки»- дети ползают на четвереньках, имитируют маленьких собачек. Таким образом, можно вести любую другую игрушку (зайчика, петушка, лягушонка, куклу, машину) Развиваем у детей доверие, интерес к общению со взрослым, и тем самым развиваем у детей умение вести диалог со взрослым. Если эти приёмы проводить каждый день, у ребёнка появляется интерес и стимул придти в детский сад. -А кто сегодня к нам придёт? И с кем или с чем мы будем сегодня играть?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» №1- вариант: Разложить перед ребёнком карточки в произвольной последовательности одной из 16 серий. Попросить ребёнка рассказать, что на них изображено, а затем расположить карточки по порядку, объясняя, почему сделан такой выбор. Рассуждения ребёнка вслух, необходимо поощрять. При затруднении выполнения задания ребёнку можно сначала предложить меньше количество карточек и вспомогательными вопросами помочь ему в рассуждении. №2- вариант: Предложить ребёнку самостоятельно разложить все карточки по сериям. Побуждайте ребёнка давать объяснения своему выбору. №3- вариант: Предложите ребёнку составить связанный рассказ по одной из серии. Придумать продолжение рассказа. Развиваем у детей о бразное мышление, логику, связанную речь. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, познание окружающего мира.
«Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем». Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок. Включение в рассказ прямой речи героев.
«Стимулирование речи детей в младшем возрасте» На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно. Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: " Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности . Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".
Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В младшем возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно - игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Ролевая игра. Например: игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.
Примерные игры и упражнения (для родителей) Игровое упражнение "Если бы..." Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: "Если бы я был волшебником, то ..." "Если бы я стал невидимым ..." "Если весна не наступит никогда ..."
Рассказы по картинкам Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
"Оживи предмет" Развивать у детей эмпатию , наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
"Кто о чем говорит?" Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».
"Найди самое удачное название картины" Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.
Хотим поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей - очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Например, мнемотехнику, которую в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы использования мнемотаблиц : Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы . Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .
Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу . Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу .
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем на занятиях экологического содержания. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)
Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технологи...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....
Родительское собрание в 1-ой младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционная форма проведения)
Проведение собрания в нетрадициооной форме....
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...
План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...
План работы по теме самообразования во второй младшей группе "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Самообразование "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...