«Организация образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Создание в группах полноценной эколого – развивающей среды в ДОО»
методическая разработка на тему
Наш детский сад проблеме экологического воспитания обращает большое внимание.
Девизом нашей работы стало:
«Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать?
Как важно не опоздать».
Одним из направлений реализации программы развития «В сердце Родина моя» является раздел «Земля – общий дом человечества. Краеведение является составной частью нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol_ekologiya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
тематической проверки по организации экологического воспитания дошкольников
Тема: «Организация образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Создание в группах полноценной эколого – развивающей среды в ДОО»
Цель: выяснить состояние работы учреждения по организации работы с детьми по формированию экологических навыков у детей.
Срок осуществления контроля: с 01. 02. 2017 - 15.03. 2017 года.
Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления; расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Любое время года прекрасно и содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в пышной летней зелени. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.
В последнее время все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны занимаются вопросами экологического образования. В России этот год объявлен годом экологии.
Наш детский сад проблеме экологического воспитания обращает большое внимание.
Девизом нашей работы стало:
«Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать?
Как важно не опоздать».
Одним из приоритетных направлений работы ДОО по реализации программы развития «В сердце Родина моя» является раздел «Земля – общий дом человечества». Краеведение является составной частью нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Основной целью этого направления работы является: формирование основ экологической культуры.
Задачи, которые стоят перед нами:
- формирование умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание этических, эстетических чувств, развитие эмоции, чувства эмпатии;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Проблемы, которые имеются по экологическому воспитанию и которые необходимо предотвратить:
- уровень знаний детей о природе низкий;
- семья не готова осуществлять экологическое воспитание;
- не все воспитатели нацелено ведут работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Путями реализации системы экологической работы в ДОУ является:
- создание условий
- повышение экологической грамотности педагогов
- обновление содержания форм и методов работы с детьми
- экологическое просвещение родителей.
Для решения поставленных задач проводятся разнообразные мероприятия, экскурсии, конкурсы, наблюдения, беседы, чтение литературы, рассматривание картин, фотографий, дни здоровья, проводятся различные акции. Знакомим с основными ценностями: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Формы работы с детьми по экологическому образованию: (слайд 8)
- специально организованные занятия с детьми,
- организация труда детей в природе,
- наблюдение и уход за живыми объектами,
- организация индивидуальной и кружковой работы;
- комплекс дидактических игр экологической направленности,
- организация экологических праздников и развлечений: День Земли, День птиц, экологические КВН, экологические викторины и др.
Для решения поставленных задач необходимо:
Создание условий
Основным средством формирования экологического сознания является непосредственное общение с живой природой. Для этого в ДОУ есть все необходимые условия: экологические экспериментальные уголки, зимний сад, участки, огород, цветники с многолетними и однолетними растениями, где дети имеют возможность изучать, наблюдать, ухаживать за растениями и животными, получать удовлетворение от труда.
В этом году мы восстановили экологическую комнату, где находится дополнительный материал по экологическому воспитанию. Разрисовали стены по всем временам года, нарисовали эмблему экологии, собрали дополнительный информационный, наглядный, дидактический материал для ознакомления детей с природой родного края, с его растительным, животным миром. Имеется картотека игр по экологии и приложения к ним, гербарии растений, злаковых культур, лекарственные растения. Энциклопедический материал для дошкольников. Разработаны планирование работы с детьми, разработали конспекты НОД по развитию экологического мировоззрения дошкольников. Имеется разнообразный дидактический материал, плакаты, картины для рассматривания, изучения, ознакомления дошкольников. Сбор материала, пополнение экологического уголка необходимым материалом продолжается. Призываю все, где найдете что-то интересное, полезное просим оформить и принести для пополнения и более насыщенного ознакомления наших воспитанников природой родного края и экологическими моментами.
Педагогами Каримовой А.М., Мухаметзяновой А.Р., Гарифуллиной В.Н. являются ответственными по оформлению данной экологической комнаты. Они проделали большую работу по оформлению. Мы совместно собрали, укомплектовали, пользуясь тем материалом, который имеется в ДОО. Педагоги разработали «Лэпбуки» по временам года, по животным нашего края и крайнего севера. Эти инновационный игровой, наглядный материал, который представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого. Лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лэпбук (естественно с помощью родителей). Лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний.
В данной группе воспитателями Гарифуллиной В.Н. и Каримовой А.М. ведется долгосрочный педагогический проект «Зеленая планета». В течение двух лет проведена большая работа по данному направлению. Данный долгосрочный проект состоит из множества мини проектов: «Животный мир нашего края», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «Времена года», «Покормите птиц зимой», «Защитим природу», «Огород на окне», и др. Планируется работу по данному большому долгосрочному проекту продолжать. С детьми были проведены различные развлекательные обучающие мероприятия «День Земли», «День птиц», экологическая сказка «Приключения в лесу», «Что нам осень принесла», которые стали презентацией данной деятельности.
В данной группе много комнатных растений. Ведется исследовательская, экспериментальная деятельность с детьми по уходу и размножению комнатных растений с целью высадки их в летний период для оформления цветников. Молодцы!
Во всех возрастных группах созданы природные уголки и лаборатории для поисково-познавательной и экспериментальной деятельности. В каждой группе имеется свой уголок наблюдения, природный уголок, зимний огород, где дети самостоятельно и совместно с педагогом ведут уход и наблюдения, экспериментальную деятельность, отмечают в календарях наблюдения за явлениями природы, за ростом растений.
Все группы к началу весны подготовили свои огороды на подоконнике. Педагоги ответственно, творчески подошли к оформлению групп на весеннюю тематику и «Огорода на подоконнике». Украсили яркими атрибутами, символами. Во второй младшей группе самыми первыми оформили огород, изготовили гусеницу и медвежонка, в которых взошли семена пшеницы и получился хороший сюжет. В первой младшей группе Зиннурова А.М. оформила свой уголок: интересный паровозик, который везет зелень, Лук посадили в форме пальмы, очень красиво. Очень эстетично, аккуратно, ярко оформлен огород на подоконнике у Венеры Нурсахиевны и Альфии Миасаровны. Уголок насыщен разнообразным материалом: имеются рассады для цветника и огорода на участке, разные варианты посадки лука с целью экспериментирования. Посадка злаковых культур с целью изучения сроков всходов и изучения корневой системы. Очень красочно, красиво оформили свой огород Педагоги подготовительной группы (Яриева А.С., Гаязова Э.Р. и Мухаметзянова А.Р.). Имеется наглядный и исследовательский материал. У Зариповой Ф.Ф. так же оформлен уголок природы яркий, красочный: имеется рассадочный материал, материал для исследования, комнатные растения и уход за ними. У малышей уголок оформлен в доступной форме с целью ежедневного использования и обыгрывания игровым материалом. У всех групп созревают лук, укроп. Все группы посадили рассады для своего цветника и огорода. Во всех группах прошли перечень занятий по изучению лука, о пользе лука, наблюдений за ростом лука, экспериментирование.
Комнатные цветы в группах имеются. Но не везде они соответствуют возрасту данной группы. Комнатные цветы подписаны. В старших группах Гарифуллина В.Н. изготовила интересные карточки – схемы по уходу за растениями (в схеме указано название растения, его выносливость, влажность, отношение к свету и полив). Рекомендуется проконтролировать за этим и посадить те растения, которые требует программа и обязательно подписать. Так же в каждой группе имеется уголок экспериментирования насыщенный разнообразным материалом для исследовательской деятельности, соответствующий возрасту воспитанников.
Образовательная деятельность по экологии с детьми проводятся в чередовании с ознакомлением с окружающим миром. В старшей группе ведется кружковая деятельность «Юные экологи». Руководит кружком воспитатель Каримова А.М.
Второе требование (Сотрудничество специалистов)
Во время проведения любой образовательной деятельности (прогулки, наблюдения, НОД, режимные моменты, игровая деятельность, и т. д.) педагоги интегрируют с элементами экологии. Все специалисты воспитатели, логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре ведут интегрированно экологическое воспитание дошкольников.
Так же в группах имеются дидактические игры по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию. Это пазлы, домино, предметные картинки, сюжетные картинки, мелкие игрушки, и т. д. В этом году в методический кабинет приобрели наглядный дидактический материал по экологическому воспитанию (животный мир, птицы, насекомые, сезонные изменения в природе, природные явления, фрукты).
За этот учебный год, за время тематического контроля были проведены разнообразные образовательные деятельности внутри ДОО: «Комнатные растения» (Каримова А.М.), «Поможем жителям цветочного городка» (Мухаметзянова А.Р.), «Времена года» (Якупов Т.А.) НОД по изобразительной деятельности «Осень золотая» (Яриева А.С.), «Перелетные птицы» (Гаязова Э.Р.), «Птицы и дикие животные зимой» (Раянова Э.М.), НОД по лепке с элементами экологии «Зайка беленький». Во всех видах деятельности делается акценты на экологический моменты, используется элементы экологического образования. Прошли комплексы занятий, бесед, разъяснительных работ по ознакомлению с правилами поведения в природе, в лесу, у реки, просто на улицах села.
В подготовительной группе было наблюдение за изменениями в природе на тему: «Пришла зима». Дети наблюдали за природными изменениями (выпал снег, воздух свежий), рассказывали о признаках зимы, о зимующих птицах, о необходимости изготовления кормушек для птиц. Вместе с детьми насыпали зерна и семечки для подкормки птиц. Наблюдали, какие птицы прилетали к кормушкам.
В старшей группе наблюдали за изменениями в природе «Конец зимы и начало весны». Какой стал снег? Почему он потемнел? Почему бегут ручейки. Солнышко греет больше и ярче. Встреча весны, перелетных птиц. Как изменилась жизнь диких животных.
Так же прошла беседа с детьми о правилах поведения в природе. Дети знакомы с требованиями, правила знают. Приводят примеры.
С детьми средней группы проводилась беседа о временах года. Какие признаки зимы, признаки весны они знают. Почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются зимовать. Как мы должны им помогать? Дети умеют называть времена года, знают признаки времени года. Знают правила поведения в природе.
Воспитатели старших групп Гарифуллина В.Н., Каримова А.М. во время тематического контроля представили театрализованное представление «Приключения в лесу». Представление было очень интересное, яркое, красочное, поучительное. Все дети принимали активное участие. У каждого своя роль и они исполняли его достойно. Костюмы красивые, яркие. Посмотрев данное театрализованное представление дети многое узнали, закрепили для себя, надеемся они правила поведения в природе не будут нарушать. Видеосъемку представленной театрализованной деятельности с аннотацией педагоги отправили на областной детский экологический форум «Зеленая планета – 2017».
Так же с детскими рисунками приняли участие в областном конкурсе «Мое любимое животное» «Я твой друг и мне необходима твоя забота и защита», организованный Самарским областным детско – биологическим центром. Были отправлены работы наших воспитанников «Животные символы охраняемых природных зон».
По результатам бесед, посещений образовательных деятельностей видно, что у детей знания о природе родного края имеются. Они знают и рассказывают о богатстве природы нашего края животным и растительным миром. Правила поведения в природе дети знают. Стараются отвечать полными ответами. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
В суровое зимнее время нелегко зимующим птицам находить корм. Особенно тяжело птицам приходится в дни, когда идет сильный снег или после оттепели грянет мороз и все заледенеет, погибает много птах. Поэтому и слетаются они поближе к нашему жилью в надежде что-нибудь поклевать. В оказании помощи пернатым друзьям в детском саду прошла Акция «Покормите птиц зимой!»
Данная акция включает:
• эколого-просветительские мероприятия.
•биотехнические мероприятия
(установку кормушек и организацию подкормки птиц).
В этой акции более активное участие приняли воспитанники подготовительной группы. Педагоги Яриева А.С. Гаязова Э. Р. Дети познакомились с многообразием зимующих птиц, наблюдали за особенностями их поведения, отмечали, чем они питаются. Дети сделали кормушки своими руками и регулярно заполняли их кормом. В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек хлебом, крупой, семечками являются важным фактором выживания. Все кормушки дети совместно с педагогами создавали из вторичных материалов, абсолютно безопасных для птиц.
По проведенным мероприятиям по акции старшие группы провели проектную работу «Покормите птиц зимой». С детьми подготовительной группы провели проектную работу «Зимующие птицы». Были использованы разнообразные формы и методы работы по проведению данной деятельности. С проектной деятельностью «Покормите птиц зимой» педагоги (Гарифуллина В.Н. и Кримова А.М.) приняли участие в дистанционном Общероссийском конкурсе педагогических проектов и заняли 2 место.
Кроме НОД, в детском саду ежегодно проводятся праздники и развлечения с элементами экологии: День Земли, День птиц, «Встреча весны», «Зимушка – зима», «Лето красное», «Хлеб всему голова», «Что нам осень принесла» и др.
Коллектив ДОО в этом году на проводах зимы представили экологическое музыкальное театрализованное представление «Приключения Маши» и заняли 2 место.
Для более успешной реализации проблем экологического воспитания детей для педагогов проводятся разнообразные инновационные формы работы с педагогами по экологическому образованию:
это практикумы, консультации, деловая игра, круглые столы.
При реализации этого направления в ДОО организуется проектная деятельность (метод проектов) - педагогическая технология, поддерживающая компетентностно - ориентированный подход в образовании. Были подготовлены проектные работы: «Хлеб всему голова», «Времена года», «Все о воде», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы», «Животный мир родного края», «Что дает лес человеку», «Здоровейка», «Будь другом природе» и т. д.
Для того чтобы расширить представления детей о родном крае, особенностях природы, растительного и животного мира в ДОО создана комната по экологическому воспитанию. Имеется наглядный, демонстрационный, игровой материал для работы с детьми.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере
три задачи:
1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
2). Помочь понять детям, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.
Вместе с педагогами, детьми и родителями мы решили продолжить работу по составлению «Зеленой книги». В ней необходимо собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги необходимо собрать загадки, придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы, в основе которых лежат знания о природе края, полученные на занятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология и природа стала
Не наукой, а частью души!
(А.В. Смирнова)
Рекомендации:
- активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные инновационные приемы и методы;
- проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера, викторины, КВН;
- привлечь родителей в работу по составлению «Зеленой книги».
Старший воспитатель: Гайсина Р.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"...
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет).
Индивидуальная образовательная программа воспитателя» Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (дети 2 – 3 лет). ...
Конспект образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга
Предлагаю вашему вниманию конспект образоватльной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром с элементами эколого-психологического тренинга....
Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...
Конспект организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) сюжетно образовательной развивающей соревновательной игры (СОРСИ) «Земля - наш дом»
СОРСИ - одна из форм двигательной деятельности, направленной на решение задач физического воспитания, всестороннего развития и укрепления здоровья детей.В игре используются: проблемные образовательные...