Консультация "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Петурова Лидия Андреевна

Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_peturova.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Консультация

Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста

                                                                                       Воспитатель: Петурова Л.А.

г.Рузаевка

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: « Хорошо воспитанный человек».

Умение быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Программой воспитания в детском саду предусматривается воспитание у детей старшего дошкольного возраста следующих умений и навыков:

  1. поддерживать чистоту тела, одежды, следить за прической;
  2. аккуратно, красиво есть, правильно пользуясь столовыми приборами;
  3. приветливо здороваться и прощаться, благодарить, быть внимательным и предупредительным, оказывать посильную помощь взрослым и детям в детском саду, дома, в общественных местах.
  4. говорить спокойным тоном, членораздельно, при разговоре смотреть на собеседника;
  5. выполнять любое дело аккуратно, доводить до конца, бережно относиться к вещам.

Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять к нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Взрослые напоминают ребенку о необходимости соблюдения правил культурного поведения, требуют их выполнения, и ребенок, постоянно упражняясь, приобретает полезные привычки. Со временем у них появляется потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших.

Приучать ребенка выполнять правила гигиены- значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя садиться за стол с невымытыми руками, нельзя есть немытые ягоды, фрукты.

Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Так, считается неприличным есть на улице. Но есть на улице прежде всего негигиенично, вредно для пищеварения. Неприлично говорить с полным ртом. Это делать также и опасно- можно подавиться. Не принято резать рыбу ножом. И это вовсе не придуманная кем-то условность: пользуясь ножом, можно разрезать мелкие рыбные кости и, и не заметив их, проглотить. Надавливая на кусок рыбы вилкой, мы чувствуем сопротивление мелких костей, можем их обнаружить и удалить.

Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож ( конечно, не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу надо брать понемногу,  тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу видеть это неприятно.

Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол.

Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напоминайте ему об этом.

Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.

Дети старшего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом приходиться напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принято желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны в этом подавать детям пример.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в кино, театре, на транспорте и т.д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснить, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что « он еще маленький».

Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. К сожалению, еще приходиться слышать, как раздраженные поведением сына или дочери родители кричат: «неряха», «неумеха» и т.п. Безусловно, когда поступок ребенка заслуживает осуждения, мы должны дать ему понять, что не довольны им, даже возмущены, разгневались ( в зависимости от меры вины ребенка), но это надо делать, не унижая его. Чувство собственного достоинства нужно воспитывать, оберегать. Если мы сформируем у ребенка это чувство, то успешнее сможем решать многие задачи воспитания.

Ребенка среднего дошкольного возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе со взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.

Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным  нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным спокойным, но твердым тоном.

Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату не постучавшись, что нужно уступать место старшим и т.д.

Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."...

Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»

Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье формирование у детей старшего дошкольного возраста  навыкам безопасного поведения описывается использование комплекса разнообразных мероприятий, методов и форм, тесная работа педагогичес...