Консультация для воспитателей "Как разнообразить подвижные игры"
консультация (младшая группа) на тему
Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею, умелого проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kondrateva.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила:
Кондратьева Е.В.
Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства, ею, умелого проведения.
Ныне все педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам.
Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.
Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап - совершенствование движений в подвижной игре.
В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принципом «Движение ради движения».
Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Программы воспитания и обучения детей (М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.
Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.
В пособии В.А. Шишкиной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т.д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д. На примере этих игр, можно придумать варианты к другим играм.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменять ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не держась друг за друга»), введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой. Возможны и другие варианты игры «Поезд».
1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.
3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны остановиться; желтый - идти; зеленый - бежать.
Целесообразно ввести в игру разнообразные движения детей на «станции».
Дети изображают, как они собирают грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по кочкам (приставной шаг) и т.д.
Дети имитируют повадки обитателей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвижением вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).
На поезде дети могут приехать в зоопарк - изображают тифа (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опорой на кисти и стопы), удава (продвижение вперед, сгибая и разгибая ноги в коленях, опора сзади на руки) и т.д..; в страну загадок - отгадывают загадку и «изображают ответ»; в страну любимых сказок - изображают героев той или иной сказки.
Дети двигаются под текст стихотворения Т. Волгиной «Паровозик». Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. Чух-чух! Чух-чух! У.у.у.у.у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу! у.у.у.у.у! (Увеличивается скорость движения.)
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Зверюшек. Зайчиков (дети останавливаются и выполняют имитационные движения). Загудел паровоз И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу {дети садятся в паровоз).
Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».
«Найди свое место»
Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамейку и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туловище наклонено, руки за спиной), лепим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - метание), согреваемся (бег); летом мы плаваем (бег с движением рук - «брасс»), ныряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, катаемся на велосипеде.
Детей можно разделить на две команды.
«Найди свой цвет»
Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в разные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соответствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.
Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок
Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.
Дети становятся в круг, у всех в руках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг - это клумба. На ней цветут различные цветы» (выкладывает серединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответствующего цвета и выкладывают цветок.
У детей ленточки красного, желтого цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это солнышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».
Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цвета должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.
«Самолеты»
Дети распределяются на три команды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выполняют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наиболее красиво.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
1. Дети заправляют самолеты бензином (движение рук).
2. «Парад» - дети бегают в разных на правлениях парами.
«Цветные автомобили»
Дети стоят вдоль стен комнаты - это автомобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются и направляются в гаражи.
Варианты игры (средняя, старшая группа)
Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.
Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведенное место.
Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).
У воспитателя два флажка - зеленого и красного цвета. У детей рули разного цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами светофора: на зеленый цвет - бежать, на красный - остановиться.
«Автомобили» преодолевают препятствия: объезжают кочки (кегли, кубики, мягкие модули и т.д.).
Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормозить, посигналить.
Используя новые варианты интерес и у детей, и у педагога возрастет. «Старая» игра превратится в «новую».
«У медведя во бору»
На одной стороне площадки (зала) берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая: У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!
С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.
Варианты игры (средняя, старшая группы)
1. Изменение места водящего (в цент ре зала, сбоку).
2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).
3. Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).
4. Перед берлогой препятствие: ручеек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под дугу).
(Этот вариант приемлем для разновозрастной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)
«Совушка»
На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагаются по всему залу. По сигналу воспитателя «День» все ходят, бегают по площадке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка улетает, а мышки, жучки, бабочки снова начинают резвиться.
Варианты игры (средняя, старшая группы)
1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха.)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка.)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит - будет плохо! (Пчела, оса.)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (Заяц.)
2. Воспитатель предлагает детям вы полнить логоритмические упражнения.
Насекомые
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Лягушка
Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок
Прыгать весело, дружок
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
«Ловля обезьян»
Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на oдной стороне площадки, ловцов – на противоположной. Они договариваются между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы от ходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, в стараясь встать на возвышение, а ловцы г пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторении дети меняются ролями.
Варианты игры (средняя, старшая группы)
1. Охотник (воспитатель или ребе нок) показывает движения, передающие характер обезьяны.
«Шалунья обезьянка». Ип. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).
«Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».
«Обезьянка спряталась». Ип. - о.с.Присесть, закрыть лицо руками.
«Обезьянка умывается».Ип.- сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».
«Обезьянка бегает». Бег по кругу.
2. Охотник (воспитатель или ребенок) под музыку показывает ритмичные движения, передающие характер обезьяны.
«Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, правая рука на поясе, левая с зажатым кулачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки - имитация кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.
«Обезьянка шалит». Ип. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены. Поднять и отвести ногу в сторону, попытаться соединить колено с локтем.
«Обезьянка танцует». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопырены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу -приседе вокруг себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Разнообразие форм совместной деятельности по развитию конструктивных способностей дошкольников».
Консультация...
Консультация для педагогов "Разнообразие театральной деятельности в дошкольном учреждении"
Виды театров интересные для дошкольников...
Консультация для педагогов «Разнообразие техник нетрадиционного рисования».
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Разнообразие игровой деятельности дошкольников»
Консультация для воспитателей «Разнообразие игровой деятельности дошкольников»...
Консультация «От разнообразия форм к качеству образования (разнообразие форм и методов при реализации работы по экологическому развитию детей)».
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто ...