Опыт работы по проекту "Человек - творец"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Опыт работы по проекту "Человек - творец" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 309.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25» пгт.Сибирцево
Опыт работы по проекту «Человек- творец»
Авторы: заведующий Т.Д.Байкова
воспитатель Т.А. Бакутина
пгт.Сибирцево
2016г.
Опыт работы по реализации проекта в старшем дошкольном возрасте «Человек-творец»
Актуальность темы.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русскими писателями и поэтами, русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.
Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в фольклоре, танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
В рамках перспективного тематического планирования в течение нескольких лет: в средней, старшей и подготовительной к школе группе мы, с постепенным усложнением, реализуем проект «Человек-творец». Главной целью которого является приобщение ребенка к культуре и традициям своего народа. Проект реализуется с учетом возрастных особенностей детей.
На доступном детям уровне мы знакомим детей с традициями с русской литературой, бытом русского народа, что способствует развитию познавательных способностей детей, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяют представления детей о родной стране, о государственных праздниках).
Деятельность по проекту отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.
Нам кажется, что наряду со знанием компьютера, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, играть в русские народные игры, петь «бабушкины «песни», чтить традиции. Знакомя детей с народным творчеством, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения современному поколению. В народной культуре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Мы предполагаем, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, родной речью, с родной культурой, с русскими народными играми, то все это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Цель проводимой работы.
- Привлечение внимания детей к значимости творческого начала в личности человека, воспитание у ребенка познавательных интересов и стремление к преобразующей деятельности.
-Формирование интереса к игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.
- Воспитание у детей любови к своей Родине — России, интереса к народному искусству. Развитие внимания, речи, умения анализировать и обобщать.
Воспитание чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
Задачи.
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через художественную литературу, произведения искусства, народные промыслы и русские народные игры.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
- Воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
-Привлечь родителей к участию в сохранении народной культуры, обычаев и традиций.
Возрастные задачи
Средняя группа:
Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка). 3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Старшая группа:
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки— городецкая, бирюльки).Знакомить с национальным декоративно- прикладный творчеством. Знакомить с русским бытом (русская изба, другие строения, их внутреннее убранство, предметы быта, одежды).
Подготовительная группа:
Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Необходимые условия реализации проекта.
Взрослые:
-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Воспитанники:
- Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
- Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Знакомство с народными праздниками и традициями. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
-Охватываемые направления развития.
Речевое, познавательное, социально - коммуникативное, художественное творчество, физическое развитие.
Формы и методы работы:
Познавательное развитие:
- циклы познавательных занятий( рассматривание предметов быта старины, деревянных предметов выполненных из соломы и ткани, путешествие по карте России, знакомство с бытом народов Севера, беседа о русской березе, экскурсии в парк к русской березе, наблюдение за березой в течение года, составление узоров из геометрических фигур, ориентировка во времени и пространстве);
- целевые прогулки;
- совместная с родителями деятельность (изготовление русских народных костюмов к праздникам, изготовление книжек – малышек «Это все про меня», подготовка к участию в ярмарках);
Связная речь:
- развивающие занятия (рассказы детей «Как я путешествовал с семьей в города России, на море, озера и т. д., печатанье слов по темам, выполнение росчерков);
- рассказывание и инсценирование сказок (составление сказок по символам «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», придумывание конец сказки, составление сказок и рассказов по картинкам, пересказывание сказок);
- использование стихов, загадок, пословиц, былин (разучивание дразнилок, потешек, знакомство с пословицами).
Художественно-творческая деятельность:
- рассказы педагога (о Дымковской игрушке, о матрешках, процесс изготовления матрешки, виртуальное путешествие по музеям гжели, хохломы, знакомство с элементами росписи, изготовление игрушек из глины, расписывание деревянных дощечек хохломской росписью, участие в ярмарках, работа с тканью, украшение кокошника бисером);
- рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, рассматривание предметов русской национальной одежды выставки, открытки к праздникам, конструирование.
Социально-коммуникативное развитие:
- познавательные беседы (Мой поселок – моя малая Родина, рассказы воспитателя, знакомство с русским народным символом «Белая береза» «Москва столица нашей Родины», знакомство с символами нашей Родины – флаг, гимн, герб;
- экскурсии в музей, в школу, в библиотеку, на центральную площадь к памятнику, виртуальные экскурсии по объектам поселка, Черниговского района, в заповедники Приморского края, а так же в музеи декоративно – прикладного искусства;
- виртуальные экскурсии по историческим местам России;
- создание мини – музея «Русская изба»;
- встречи с ветеранами, рассматривание альбомов.
Мир музыки:
- развлечения, праздники «Россия – Родина моя», «Белая береза – символ родины моей»;
- разучивание хороводов «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем»;
- музыкальных игр «Плетень», «Шел козел по лесу», «Ворон» и т. д.;
- слушание русских народных песен;
- пение народных частушек о матрешках, березе.
Физическое развитие :
- подвижные игры («Гуси – гуси», «Третий лишний», «У медведя во бору», «Тень-тень-потетень, села кошка на плетень», «Жмурки», «Ловишки»;
- соревнования «Перетяни канат», «Бег в мешках», «Бой подушками на бревне», «Бег на 3х ногах».
Предметно-развивающая среда.
Центр грамоты и книги:
- подборка русских народных сказок по темам;
- стихи русских поэтов;
- схема для составления сказок;
- книжки малышки составленные детьми;
- серии картинок для рассказывания;
- подготовка руки к письму (шнуровка, плетение косичек, пальчиковые игры, работа с медиаторами, трафаретами, телевизор с иллюстрациями для рассказывания сказок);
- пазлы по сказкам;
- сборники произведений устного народного творчества.
- настольный театр с плоскостными фигурами.
Центр математики:
- геометрические фигуры для составления орнамента;
- числовая мозаика;
- математические занимательные игры («Веселый счет», «Путешествие в сказку»);
- плоскостные матрешки (величина);
- сказка «Репка» (порядковый счет).
Центр искусства (художественное творчество):
- посуда, украшенная хохломской росписью;
- набор иллюстраций с элементами росписи;
- матрешки;
- дымковская игрушка;
- альбомы по декоративно – прикладному искусству;
- иллюстрации Рачева по русским сказкам, потешки;
- иллюстрации русских художников Васнецова, Шишкина;
- трафареты животных.
Центр естествознания:
- карта России;
- флаг, гимн, герб, портрет президента;
- глобус;
- энциклопедии;
- оборудование для проведения опытов с водой, воздухом;
- люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений;
- прялка;
- муляжи животных;
- Русские народные костюмы, кокошники;
- музей декоративно - прикладного искусства;
- мини – музей «Русской избы»;
- реальные предметы народного быта и интерьера;
- «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.
Центр игры и театра:
- ширма;
- уголок ряжения;
- маски-атрибуты для обыгрывания сказок, потешек;
- пальчиковый театр;
- кукольный театр;
- атрибуты к играм «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»;
Центр строительства (конструктивная деятельность):
- крупный строительный материал;
- конструктор «Лего»;
- мелкий конструктор;
- мелкие игрушки для обыгрывания разнообразных игр.
Музыкальный уголок:
- свистульки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики, ложки, треугольники, гармошки, балалайки.
Оснащение центров и виды деятельности.
Центр грамоты:
- ребусы;
- образцы слов для печатания;
- подборка русских народных сказок;
- образцы росчерков;
-образцы схем по разнообразным сказкам;
- разнообразные иллюстрации;
- дидактические игры с знакомством старорусскими словами, азбукой;
- составление рассказов из личного опыта;
- составление сказок по символам с добавлением новых героев;
- составление сказки по схеме;
- пересказ небольших произведений;
- рассказывание по иллюстрациям;
- составление рассказа по серии картинок;
- печатание слов по теме;
- выполнение росчерков «клубок», «барышня»
- викторина «Русские народные сказки»;
- заучивание дразнилок.
Центр математики:
- схема для выкладывания из палочек геометрических фигур
-наборы предметов для счета;
- изображение старославянских цифр;
- подборка логических задач в картинках;
- подборка лабиринтов;
- счет предметов;
- работа с геометрическими фигурами (овал, круг, прямоугольник, квадрат);
- составление рисунка из геометрических фигур и его зарисовывание;
- отсчитывание счетных палочек и геометрических фигур по указанной цифре;
- выполнение заданий в карточках;
- игра в шашки.
Центр естествознания:
- карта России;
- глобус;
- Русский национальный костюм;
Коллекция предметов Русского быта;
- рассматривание карты России, глобуса, нахождение России;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных климатических зон: пустыня, север;
- рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»;
- рассматривание русского национального костюма;
- рассматривание коллекции полезных ископаемых;
Центр социально – коммуникативного развития:
- символика России;
- разнообразный демонстрационный материал;
- ширма, дом и всевозможные атрибуты для инсценировки сказок
- рассматривание символики России, слушание гимна;
- береза;
- беседы «Мы говорим на русском языке», «Россия – многонациональная страна»
- рассматривание иллюстраций о народах России
- театрализация русских народных сказок;
- семейные фотогазеты «Мы путешествуем по России»
- рассматривание паспорта, изготовление детского паспорта
Центр художественного развития:
- украшение русского народного костюма (рисование, аппликация);
- лепка из глины (дымковская игрушка);
- расписывание дымковской игрушки;
- украшение деревянных досок хохломской росписью;
- украшение тарелочки (аппликация);
Использование потенциала семьи осуществляется путём
- участия родителей в выставках семейного творчества
- предоставления родителями фотографий участников ВОВ, альбомов и предметов быта и искусства, хранящихся в семье;
- участия родителей в прогулках и экскурсиях;
- совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;
- изготовления пособий, поделок, дидактических игр (изготовление дымковских игрушек; пошив народных костюмов для кукол).
Результаты проведенной работы:
Предметно-развивающая среда, методическое обеспечение
В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;
Таблица результативности воспитанников за три года реализации
проекта «Человек творец»
Возраст детей | Используют в активной речи потешки, считалки, загадки. | Охотно играют в русские народные подвижные игры, выполняют правила. Используют считалки для выбора водящего. | Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. | Знают столицу России, главные символы нашего Государства | Передают в изобразительной деятельности элементы народной культуры (промыслы) | Демонстрируют любовь к Родине, уважение к предкам |
3-4 года | 7-30% | 9-37% | 15-62% | ___ | 7-30% | 7-30% |
5-6 лет | 9-37% | 12-50% | 17-71% | 17-71% | 17-71% | 17-71% |
6-7 лет | 24-100% | 24-100% | 24-100% | 24-100% | 24-100% | 24-100% |
За 3 года работы по теме проекта вырос интерес детей и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Используемая литература:
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
3 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...