Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие. Они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Художественная литература помогает малышу осознать свои впечатления и играет большую роль в воспитании патриотических чувств. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - я и не думаю чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в том случае в педагогике с гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа богатейшим материалом для воспитания любви к Родине.
Особым жанром, влияющим на нравственно-патриотическое воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно действует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречия, которые в них заложены, многовариативность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую действительность в образах, жизненная основа которых, обогащена фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превосходящие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора, применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.
В былинах находим изображение и поэтизацию мужества, бесстрашия, стойкости, направленных ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит все его ценности, сложности и красоту. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует нравственные качества у своих читателей: добро всегда побеждает, злые силы терпят поражения. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказки и былины формируют у читателей чувства любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у дошкольников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты: необходимо широко использовать все виды фольклоров: сказки, пословицы, поговорки, былины. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с устным народным творчеством, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции. Высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит...
Роль устного народного творчества в воспитании детей.
О роли устного народного творчества в воспитании детей....
Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста
Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...
Доклад на педагогический совет на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем...
Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...
Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...