Примерная образовательная программа кружка "Разноцветные Ладошки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Анна Ивановна Ващук

ПОП кружка по нетрадиционным видам изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с комплексно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_proramma.docx217.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49                 г.Ангарск, Иркутская область

 Примерная образовательная программа кружка

 «Разноцветные ладошки»                                                              по нетрадиционным видам изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

http://files6.adme.ru/files/news/part_94/941310/16726560-R3L8T8D-1000-24.jpg

Авторская разработка воспитателя                                                        первой квалификационной категории                                                      Ващук Анны Ивановны

2016г.

Содержание

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

Пояснительная записка.

Цель и задачи.                                                         Формы и методы организации деятельности.            

Ресурсное обеспечение.

Планируемые результаты.

Страница

2

5

7

9

 II СОДЕРЖАНИЕ:

Механизм реализации с детьми, с родителями и педагогами.

Виды и техники нетрадиционного рисования                   художественными  материалами.

10

11

III Организационные рекомендации:

Методические рекомендации, принципы организации, здоровьесберегающие и гигиенические правила.

Приложение 1. Перспективный план для старшей группы.

Приложение 2. Перспективный план для подготовительной  группы.

Информационные ресурсы.

14

16

22

29

I  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

"Могут все детишки смело рисовать.

И не только кистью, можно вытворять.

Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать  так ладошкой, а ещё в придачу  ножкой».        

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом.

Нужен третий путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, - это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по - настоящему художественную задачу). И он мне близок, итак, рисование это база, которая помогает развиваться в творческом направлении. Отличным дополнением к традиционной технике будут занятия нетрадиционным рисованием. Что может обозначать слово нетрадиционно?

  • Не основываясь на традиции.
  • Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
  • Не придерживаясь традиций.          

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно,  нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.   (Толковый словарь Т.Ф.Ефремова  2000г., Словарь синонимов, Москва, 2001г.)

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – искусство изображать,  не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Нетрадиционное рисование – это такой метод рисования, при котором активно раскрывается творческий потенциал ребенка. Подходит для любого возраста - от 2 лет и до бесконечности. Благодаря данной технике, рисовать сможет каждый, с любым уровнем подготовки. Было бы желание. А у детей рисовать желание есть всегда!!!

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно,  дети учатся планировать процесс рисования. Важным аспектом обеспечения творческого решения является овладение графическими навыками. Комарова Т.С. пишет: «Исходя из разнообразия рисовательной техники при изображении необходимо учитывать возможности дошкольников.  Целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. То есть, сочетать в одном рисунке разные материалы и техники».

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"!

Формирование художественного  творчества у детей необходимо начинать развивать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть разными: изобразительное искусство, музыка, литература – главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

   Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  кружковой  работы, его  качество, разнообразие способов рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что  обычными  способами  сделать  намного  сложней.  А  главное,  нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру.

    С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Разноцветные ладошки» (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»)  

"Истоки способностей и дарования детей —

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,                                                     которые питают источник творческой мысли. Другими словами,  «Чем больше  мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок"…    утверждал   В.А. Сухомлинский

ЦЕЛЬ кружка  «Разноцветные ладошки»:

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке дошкольного возраста, интерес  к   собственным  открытиям  через  нетрадиционные виды изобразительной деятельности.

ЗАДАЧИ:  Развивающие: 

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение;

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

Образовательные:

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества;

 - Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения;

 Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом;

- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Примерная образовательная авторская программа кружка «Разноцветные ладошки» составлена на основании Программ и методических разработок: Лебедевой Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Сафоновой Ю.М., Михайловой С.А. «Учимся рисовать».

Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. На два года: старшую и подготовительную к школе группу детского сада. В старшей группе деятельность проходит во второй половине дня один раз в неделю, длительностью 25 минут. В подготовительной к школе группе – 30 минут. Кружковой работой охвачен детский коллектив группы,  желающий заниматься продуктивной деятельностью с согласия родителей (заявления родителей или их законных представителей) Общее количество в подгруппе 10-12 детей.

В основе организации деятельности с дошкольниками определен комплексно -тематический принцип.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная;

Подгрупповая;

Групповая.

Методы организации деятельности:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические игровые упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Ресурсное обеспечение.

Для реализации поставленных целей были созданы следующие условия:

1.  Организация предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, создание центра по  изобразительной деятельности в группе.

Так как дети очень восприимчивы к окружающему, оформление группы, её обстановка имеет большое воспитательное значение. Выбирая цветовые решения, при оформлении пространственной среды необходимо, чтобы цвет вызывал у детей положительные чувства. В тоже время, был способен изменять их активность, снимать утомление, влиять на эмоциональное состояние, способствовал проявлению интереса, фантазии, индивидуальности.

2. Методический инструментарий:

- разработка перспективного плана и цикла игр, НОД;

- картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;

- подбор репродукций картин, открыток, фотоальбомов, эскизов и образцов работ;

- подборка виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам;

3. Для стимулирования творческой активности детей нужны игровые центы с  дидактическими играми: «Цветные круги», «Шнурочки», «Палитра». Настольные - развивающие игры: «Палочки – рисовалочки», «Что лишнее?», «Четвертый линий» (игры со спичками, трубочками,  разноцветными верёвочками). Оформление сенсорного центра по развитию мелкой моторики и индивидуальных способностей у детей (насыщенность: крупа, фасоль, пуговицы, прищепки, бусины, бросовый и природный материал…).

4.    Обогащение исследовательского инструментария и обеспечение детей материалами для нетрадиционного рисования:                                                                                                                       - краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь.                                         - бумага разной фактуры, размера и картон.                                                                                                   - кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.).                                                                                       - бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, бусины, пуговицы,  фольга, ленты, тесьма).                                                                - природный материал (шишки, пробки, косточки, семечки, макаронные изделия, фасоль).

-пластилин, трафареты, печатки.

5. Детям предложена должна быть некоторая динамичность, возможность самостоятельного зонирования окружающей среды (различные ширмы, лёгкая мебель, позволяющая им самостоятельно изменять пространство в соответствии с потребностями, для театрализованных и зачатков сюжетно – ролевых игр самостоятельный выбор места и необходимого инструментария).

6.  В качестве расширения представлений детей о природе, её явлениях, развития чувственного восприятия окружающего мира, необходимо изготовление альбомов с репродукциями и фотографиями. Создание фото библиотеки, которая позволила бы показать детям разнообразные настроения, красоту, загадочность, яркость, и неповторимость природы… Подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника

7. Для эмоционального обогащения детей впечатлениями, стимулирования творческой деятельности нельзя забывать об использовании музыкального сопровождения. Подбор фонотеки: с произведениями классических композиторов, рассказывающими детям о явлениях природы, различных настроениях; с фрагментами из мультипликационных фильмов – поднимающими детям настроение, побуждающее к пению и рисованию; а также с различными детскими песнями.

 Таким образом, создавая условия в группе для развития творческого потенциала дошкольников, необходимо стремиться к тому, чтобы дети чувствовали себя эмоционально благополучно и комфортно. Имели доступ к инструментарию и материалам эстетично оформленным и безопасно их умели использовать.

Планируемый результат.

Посредством данной примерной программы по кружковой работе педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста по творческому  развитию. Так  как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- повышению уровня воображения и самооценки;

- расширение и обогащение художественного опыта;

- увеличению концентрации внимания, активности и самостоятельности детей;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

К концу учебного года дошкольники должны знать:

  • Названия основных цветов, оттенки, элементарные правила смешивания краски;
  • Различные нетрадиционные техники рисования;
  • Название материалов, инструментов и их назначение.

К концу учебного года дошкольники должны уметь:

  • Правильно держать кисточку, карандаш, фломастеры, мелки… и выполнять ими формообразующие движения;
  • Рисовать от руки простые формы и фигуры (круг, квадрат, овал и другие);
  • При изображении предметов или явлений передавать характерные особенности (форму, цвет, строение…);
  • Научиться воплощать свои замыслы, свободно выражать свои эмоции и мысли, проявлять инициативу;
  • Уметь помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом и родителями при сотрудничестве.

В Образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» происходит: развитие у детей способностей через умение сравнивать  предметы,  выделять их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях. Дошкольники учатся плавно  и  ритмично изображать формообразующие линии; изображать предметы по памяти; использовать  цвет для  создания различных образов. Создавать композиции на листах бумаги разной формы; передавать настроение в творческой работе; использовать разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

В процессе деятельности обеспечивается интеграция других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

 «Социально - познавательное развитие»: дети могут предлагать решение проблемных ситуаций. У них воспитываются дружеские взаимоотношения, развивается желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережно относиться к материалам и инструментам.

«Речевое развитие»: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения и комментировать свои впечатления. Через чтение художественной литературы, стихов и рассказов о природе обогащение личного опыта и знаний социальной действительности и окружающего мира.

Музыка: обеспечение прослушивания музыкальных произведений с целью обогащения опыта и внутреннего мира детей.

II СОДЕРЖАНИЕ

Механизм реализации с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и детей  в кружке – один раз в неделю во второй половине дня, длительностью 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе.
  • «Чудеса цвета” – дидактические  и развивающие игры (“Волшебная поляна”, “Азбука цвета”, “Разноцветные лепестки” и др.) и эксперименты с красками, (“Подкрасим воду”, “Кто больше получит оттенков”, “Разноцветные льдинки”, «Превращение кляксы», «Чудо соль» и др.) – в течение учебного года;                                            
  • организация выставок работ кружка  – 1 раз в квартал  в течение учебного года;
  • участие в конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня.

с родителями:

  • совместная деятельность родителей  и детей  в кружке - 1 раз в квартал, в течение учебного года;
  • совместное участие в конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня.

В повседневной деятельности консультирование родителей, для поддержания интереса к нетрадиционным техникам рисования и творческой деятельности с детьми распространение брошюр и буклетов.

с педагогами:

  • мастер-классы для педагогов “Нетрадиционные изобразительные технологии” – 2 раза в течение каждого учебного года реализации проекта;
  • выступления на педагогических советах и семинарах – в течение реализации проекта;
  • педагогическая мастерская (обмен творческими находками) – в течение реализации проекта;
  • консультативный материал для коллег.

Таблица механизма реализации деятельности

Деятельность педагога с детьми

Совместная кружковая деятельность (родители, дети и воспитатель)

Взаимодействие с педагогами

Форма организации

НОД

Кружок с группой 10-12 человек

Мастер-класс с коллективом

Периодичность

1 раз в неделю каждый месяц в течение года

1 раз в квартал в течение года

2 раза в год в течение учебного года

Время (старшая группа)

25 минут

25 минут

60 минут

Время (подготовительная группа)

30 минут

30 минут

60 минут

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными  материалами.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание или сминание бумаги, кляксографии, монотипии и т.п. А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: раздувании краски, набрызга, печатанья, граттажа, пуантилизма (рисования точками), экспериментирования, использованием природного и бросового материала... Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому или маленькому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • решение проблемных ситуаций, задач поискового и исследовательского характера;
  • музыкальное сопровождение, видео или слайдами.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • кляксами и кляксография обычная;
  • мятой бумагой; и др.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить                                                         с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью;                                                      
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;                                                                                        
  • монотипия предметная;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком, опилками, солью;
  • рисование мыльными пузырями, пеной;
  • рисование бумагой, нитками;
  • кляксография с раздуванием краски трубочкой, дорисование образов;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • напыление (по трафарету или шаблону);
  • рисование с использованием природного и бросового материала;
  • пуантилизм (рисование точками);
  • пластилинография;
  • экмпериментирование.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, способности, дает полную свободу для самовыражения. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.
  • В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;                                                                                          
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.                                                                            

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

прием повтора;

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов Советской педагогики не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

Таким образом, представлен рекомендуемый материал для работы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки, диски, вата;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания и напыления;
  • матерчатые салфетки, влажные и бумажные;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • цветная бумага, ножницы;
  • крупа, соль, песок;
  • нитки;
  • пробки.

III Организационные рекомендации.

Методические рекомендации.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания и интерес. Коллективные работы способствуют сближению детей, так как они достигают единую цель, способствуют развитию культуры общения и поведения. Ермолаева М.В. пишет: «Вовлекая ребенка в творческую работу, мы способствуем коррекции его мотивационной сферы – основы его поведения, чувствования и эмоционального реагирования. Коллективное детское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека». Таким образом,  использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, личностной сферы дошкольников в целом.

Принципы организации:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых заданий  к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка (или родителя) в воспитательный процесс.
  • Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Для создания и поддержания интереса рекомендуется использовать сказочных героев и / или увлекательную игровую мотивацию. Создавая положительный эмоциональный отклик, к детям может прилететь в гости Добрая Фея, возможно они встретились с Грустным Деревом,  Радостным Солнцем, Мадам Кляксой и другими яркими загадочными персонажами (или дидактическим материалом). Которые дарили им радость, открытия, знания, так или иначе увлекая, способствовали формированию творческой личности, самостоятельности,  развивали воображение и фантазию.

В работе с младшими дошкольниками рекомендуется использование различных нетрадиционных приёмов рисования:

С целью создания интереса к краскам, познанию окружающей природы, стимулированию детей к творческой активности использовались приёмы кляксографии и монотипии. Которые не требовали от детей точных технических навыков, тем, возбуждая у них безудержный интерес, радость и восхищение от рисования. Ещё мы раздували, нанесённые на бумагу кляксы. После знакомства детей с этими приёмами мы перешли к следующему этапу – обведению или дорисовке клякс и  заманчивых красочных пятен. Тематика этих занятий определялась временем года – осенью, поэтому работы получились насыщенными, яркими, выразительными.

Прием набрызгивания выполнялся нами для того, чтобы доставить детям радость, то есть стимулировать эмоциональную отзывчивость. Развитие воображение. Расширить и закрепить знания детей о цвете, их оттенках, научить аккуратно, пользоваться красками, правильно держать кисть.

Делая подарки родителям на Новый год, к женскому празднику «8 Марта», мы использовали точечную технику. Рисовали точки  не кистями и карандашами, а трубочками разного диаметра, ватными палочками, и даже, мыльными пузырями. Этим мы развивали образное мышление, креативные способности, учились видеть красоту создаваемых образов, неповторимость.

Поролоновые стеки были предложены детям в качестве способа изготовления фона. (Хотя в младшем дошкольном возрасте фон рекомендуется, типовой программой воспитания и обучения в детском саду, давать готовый). Так, в сочетании с аппликацией, мы рисовали море, цветочные поляны …

Метод пальцевой живописи в сочетании с познаниями природных явлений использовался для стимулирования у дошкольников интереса, эмоциональной отзывчивости, расширении представлений об окружающей среде. Этот нетрадиционный способ рисования, позволил использовать цвет, как средство передачи эмоциональной характеристики образа, например: Грустного Дерева. Ведь указательный палец правой руки (или левой руки у левши) слушается ребёнка лучше, чем карандаш, кисть. Этот приём доставил детям много положительных эмоций, потому что является сам по себе незаурядным.

Изображали явления природы (дождь, туман, снежные сугробы и другое) расплывчатым приёмом изобразительной деятельности.

В работе можно и нужно использовать сочетание разных материалов или техник в одном рисунке, это поможет достичь большей выразительности изображаемого (то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим)

В принципе, рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно. В своей работе мы использовали даже птичьи перья, бросовый и природный материал (бусины, новогодний дождик…)

Не следует пренебрегать здоровьесберегающими, гигиеническими правилами:

  • Помещение должно быть достаточно освещено;
  • Мебель, соответствующая ростовым - возрастным особенностям дошкольников;
  • Правильная осанка во время сидения за столами;
  • При произвольном размещение детей контролировать близость материала - бумаги от глаз;
  • Использовать безопасный инструментарий или одноразового использования (трубочки, ватные палочки и др.);
  • Для предупреждения утомления включать в деятельность, физминутки, динамические паузы;
  • Для укрепления мышц рук и развития мелкой моторики – пальчиковые гимнастики;

Деятельность по нетрадиционному рисованию с учетом выше перечисленных рекомендаций не утомляют дошкольников. А наоборот, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение.  

Очень важно поощрять детскую инициативу, хвалить детей на протяжении всей деятельности, особенно стимулировать при появлении трудностей.

Приложение 1

Реализация целей и зада кружка определена примерным перспективным планированием образовательной деятельности.

Перспективный план на учебный год в старшей возрастной группе.

Месяц

Тема занятия

Приём

Программное содержание

Сентябрь

1.

Знакомство с жёлтой сказкой.

  • Познакомить детей с основными цветами;
  • Вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от рисования;
  • Учить равномерному штрихованию фона, и предметов, не выходя за контур; нанесению прямых линий, рисуя травку, ленточки, подводя к самостоятельному изображению предметов разной формы;
  • Учить делать кляксы, аккуратно разбрызгивая краску, видеть в них образы – развивать образное мышление;
  • Углубить представления о предметах и объектах природы, их признаками;
  • Развивать воображение, внимание, умение доводить начатое до конца;
  • Учить радоваться результату труда.

2.

Рисование травки, зелёных ленточек, заборчика.

3.

Синяя история.

примакива ния

4.

Царство бабочек

(знакомство с красным цветом)

Монотипия

5.

Радостное осеннее настроение.

кляксогра фия

Октябрь

1.

Грустное дерево.

рисование пальцем

  • Воспитывать интерес к рисованию;
  • Учить различать и выражать настроение: радостное, грустное; побуждать к сопереживанию персонажам;
  • Учить рисовать одним пальцем (указательным);
  • Развивать творческие способности.

2.

Грустное дерево.

занятие №1

коллективная работа

кляксография

  • Учить делать кляксы, аккуратно их раздувать;
  • Вызвать  чувство радости от рисования клякс;
  • Учить сопереживать, сотрудничать со сверстниками;
  • Развивать умение любоваться результатом – красотой самостоятельного труда.

3.

Грустное дерево.

занятие №2

4.

Листопад.

набрызги вания

  • Учить делать кляксы, не капая на лист, а брызгая в одном направлении;
  • Упражнять детей аккуратно пользоваться красками, не забрызгивая сверстников;
  • Расширить представления детей о красоте природы, учить принимать её такоё, какой она есть;
  • Развивать образное мышление, через умение видеть в кляксах листья.

Ноябрь

1.

Дары для птичек.

тычка

  • Учить рисовать, используя приём тычка;
  • Вызвать чувство заботы, потребности оказать помощь птицам – подкормить их;
  • Воспитывать любовь к братьям меньшим.

2.

Колобок – румяный бок.

  • Учить самостоятельно, рисовать предметы округлой формы;
  • Учить правильно держать кисть;
  • Учить набирать необходимое количество краски, убирать лишнюю. Промывать кисть и вытирать о салфетку.

3.

Наш аквариум.

рисование поролоновыми стеками

  • Учить закрашивать фон поролоновыми стеками;
  • Развивать волевые качества, умение доводить начатое дело до конца;
  • Учить видеть результат своего труда.

4.

Белокрылые облака.

рисование мыльными пузырями

  • Вызвать радость от пускания мыльных пузырей;
  • Учить выдувать пузыри на бумагу, делая самостоятельно фон;
  • Учить любоваться красотой природы – голубым небом;
  • Обогатить словарь детей прилагательными, характеризующими небо, облака; развивать творческое воображение, образное мышление.

Декабрь

1.

Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей.

Рисование пальцем

  • Воспитывать интерес к рисованию;
  • Побуждать к сопереживанию персонажам.
  • Воспитывать потребность заботиться о птицах, бережное отношение к природе;
  • Учить рисовать одним пальцем (указательным);
  • Развивать креативные способности.

2.

Радость и удовольствие.

  • Пробудить радостные и весёлые эмоции через игровые ситуации;
  • Учить выражать своё настроение различными цветами;
  • Развивать креативные способности через определение своего  любимого цвета;
  • Развивать умение любоваться красотой сотворения своими руками.

3.

Первый снег.

тычка

  • Учить рисовать, используя приём тычка, чётко выполняя словесные инструкции;
  • Побуждать к активности, развивать самостоятельность, воображение и образное мышление;
  • Развивать умение доводить дело до конца, видеть результат труда;
  • Учить видеть и понимать красоту природных явлений – снегопад.

4.

В гостях у снеговика.

  • Учить самостоятельно, рисовать предметы округлой формы  разной величины и создавать из них комбинации;
  • Учить правильно, держать кисть и карандаш;
  • Развивать творческие способности, воображение, образное мышление, побуждать детей к речевой активности.

5.

Весёлые новогодние огоньки.

раздувание клякс

  • Доставить детям радость и обогатить впечатлениями о новогодних праздниках;
  • Учить самостоятельно, рисовать предметы округлой, овальной, квадратной формы  разной величины и создавать из них комбинации;
  • Учить раздувать кляксы через трубочку, выбирая свои любимые цвета.

январь

1.

Зимушка – зима.

занятие №1

коллективная работа

приём тычка   +  рисование мыльными пузырями

  • Вызвать интерес к рисованию зимних пейзажей;
  • Учить видеть неповторимость природных явлений;
  • Учить выдувать пузыри на бумагу, делая самостоятельно фон;
  • Упражнять в использовании  приёма тычка;
  • Развивать умение сотрудничать со сверстниками; учить любоваться результатом труда.

2.

Зайчата.

занятие №2

Февраль

1.

Радостная киска.

приём тычка  

  • Закрепить умение рисовать, используя приём тычка;
  • Обогатить знания и представления детей о кошке – домашнем животном;
  • Развивать креативные способности.

2.

Красивые тарелочки для игрушек.

  • Учить рисовать силуэты предметов – тарелочки, по желанию украшать их;
  • Пробудить чувства заботы, оказания помощи куклам и игрушкам;
  • Вызвать чувство ответственности за них, пробудить способность бережно и любя с ними играть;
  • Развивать эстетическое восприятие.

3.

Сильные и смелые.

рисование мыльными пузырями

  • Дать детям представление о празднике «День защитника Отечества»;
  • Формировать потребность заботиться о близких и родных, вызвать желание доставлять им радость, сделать что – то приятное и хорошее;
  • Доставить удовольствие от созерцания красоты своего труда.

4.

Для мамочки.

рисование на мокрой бумаге + раздувание клякс

  • Учить рисовать детей на мокрой бумаге;
  • Закрепить умение делать кляксы и их раздувать через трубочку, выбирая  любые цвета;
  • Учить проявлять заботу о маме, выражать свои чувства и развивать стремление постоянно её радовать.

Март

1.

Цветы для мам, бабушек.

рисование пальцем

  • Воспитывать интерес к рисованию;
  • Формировать потребность заботиться о близких и родных, вызвать желание доставлять им радость, сделать что – то приятное и хорошее;
  • Учить рисовать одним пальцем (указательным);
  • Учить видеть и понимать красоту сделанного;
  • Развивать креативные способности.

2.

Чудо – цветок.

печатание ватными палочкам,  трубочками

  • Учить делать отпечатки трубочками, разного диаметра и ватными палочками – видеть разницу печатей;
  • Развивать волевые качества, умение доводить начатое дело до конца,
  • Поощрять умение наслаждаться результатом изобразительной деятельности.

3.

Ежи на прогулке.

  • Учить  создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображения одного силуэта;
  • Учить правильно, держать карандаш, не сжимая сильно пальцы, свободно двигая;
  • Обогатить знания и представления детей о ежах – диком животном;
  • Развивать образное мышление и творческие способности.

4.

Грачи прилетели.

рисование перьями

  • Учить штриховать пером в одном направлении, не выходя за контур силуэта;
  • Аккуратно набирать краску, убирать по необходимости лишнюю. Чисто промывать перо и сухо вытирать о салфетку.
  • Закрепить названия птиц, некоторые внешние особенности;
  • Учить понимать и наслаждаться ими, их поведением.

5.

Животные гуляют.

  • Учить штриховать карандашом в разных направлениях, не выходя за контур силуэта. Рисовать не сжимая сильно пальцы, свободно двигая по бумаге;
  • Расширить знания о домашних и диких животных;
  • Учить проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • Воспитывать любовь и дружелюбное к ним отношение.

Апрель

1.

Однажды хозяйка с базара пришла.

  • Закрепить умение самостоятельно, рисовать предметы округлой и овальной формы,  разной величины, создавать из них комбинации;
  • Учить украшать силуэты предметов на своё усмотрение;
  • Закрепить знания об овощах (лук, помидор, морковь …) их форме, величине и цвете;
  • Вызвать интерес к деятельности взрослых.

2.

Первоцветы.

рисование на мокрой бумаге

  • Закрепить умение рисовать на мокрой бумаге, самостоятельно штрихуя фон;
  • Развивать эстетическое восприятие через созерцание весенней красоты;
  • Закрепить умение делать кляксы, выбирая  любые цвета;
  • Учить любоваться красотой природы – первыми цветами – подснежниками и одуванчиками;
  • Доставить радость от общения с природой и красками.

3.

Чудесное путешествие. (эмоциональное развлечение).

рисование руками

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, пиктограммы;
  • Упражнять в различении «грустного» и «весёлого»  настроения и цветов;
  • Закрепить знание названий цветов и оттенков (оранжевого, фиолетового);
  • Учить обмакивать руку в краску, аккуратно смывать её, сухо вытирать.

4.

Солнышко.

рисование руками и пальчиком

  • Воспитывать интерес к рисованию и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
  • Закреплять умение обмакивать руку и палец в краску, аккуратно смывать, сухо вытирать.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Приложение 2

Перспективный план на учебный год в подготовительной к школе группе.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Сентябрь. Направление деятельности: цветовосприятие

1.Живописная грамота

2.Сказка цветов (контрастные и дополнительные цвета)

 Работа на палитре

Помочь освоить цветовую гамму.

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.

Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки.

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования, вода, кисти разной ширины и фактуры. Музыкальное сопровождение.

3.Осенняя березка

4.Зимняя березка

Рисование по - мокрому

Совершенствовать технику живописи по – мокрому.

Учить передавать образ дерева, особенности  березки в разное время года. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность и аккуратность.

Акварель, бумага для рисования, шерстяные нитки, цветная бумага, клей, кисти. Наглядный материал.

5.Летняя березка

6.Весенняя березка

Акварель и шерстяные нитки

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Октябрь.  Рисование с натуры

1.Ветка рябины

Печатание  мятой бумагой

Совершенствовать умения в данной технике.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков).

Закрепить приемы печатания. Развивать  чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Ветка рябины, Ножницы, карандаш, бумага для рисования, квадраты из газетной бумаги, разведенная гуашь.

2.Букет (астры, георгины)

Печатание картофелем

Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, гуашь, поролоновые тампоны.

3.На поляне

Кляксогра-фия

Упражнять в использовании приема кляксографии. Развивать воображение, умение доводить дело до конца.

Бумага, краски разных цветов, ватные палочки, кисти. Музыка.

4.Аквариум

Нитки, рис, отпечатки ладошек

Учить сочетать разные техники,совершенствовать умения работать в них аккуратно, оказывать друг другу помощь.

Развивать творческие способности и самостоятельность.

Нитки, крупа- рис, гуашь, бумага, кисти, руки детей, формы для разведения краски, салфетки.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Ноябрь. Смешанные техники

1.Осенний лес

Оттиск мятой бумагой

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках - оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить  превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Упражнять в умении в работе отражать облик деревьев в лесу. Развивать чувство композиции.

Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти, вода, подставки под кисти и разведенную краску, руки детей. Литературный материал поэтов

2.Кленовый лист

Печатание ладошками

3.Чудесные птицы

Ладошки,

пальчиковая живопись

Совершенствовать умения детей работать аккуратно в данных изобразительных техниках.

Акварель, гуашь, бумага, руки детей, пальчики,

кисти, салфетки.

4.Осенний ковер

Набрызг и печать по трафарету

Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании сочетая данные техники.

Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка или расческа, трафареты. Художественное слово поэтов.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Декабрь.  Смешанные  техники

1.Деревья

Монотипия

Продолжать упражнять в сгибании бумаги, способствовать развитию умений детей, творческих способностей.

Акварель, бумага,

кисти, влажная губка.

2.Рисунок ветерка

 Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти.

3.Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание, набрызг

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках: набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Бумага, скомканная бумага, бумага для обрывания акварель или гуашь,  кисти.

4.Новогодняя картина

Любая по выбору

Упражнять в сочетании разных материалов, в том числе  рисовании восковыми мелками. Обращать внимание на расположение композиции на листе бумаге. Учить передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, стеки. Репродукции пейзажей, картин новогодней тематики. Музыка.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Январь. Смешанные техники

1.Рисуем мыльными пузырями, пеной

Выдувание из трубочки, пальчиковое рисование

Упражнять в выдувании раствора в определенном направлении. Учить создавать выразительный образ, силуэт или фигуру (по желанию) Развивать творческие способности через украшение пенкой.

Акварель, кисти, бумага, пена, трубочки, баночки с разведенной краской, вода, салфетки.

2.Рождественская сказка

Свеча и гуашь

Способствовать развитию умения поэтапно выполнять действия. Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Совершенствовать умение использовать данную изобразительную технику. Развивать чувство композиции.

Свеча, кисти, зубная щетка или расческа, палочка или стека для процарапыва-ния Репродукции зимних пейзажей, рождественские иллюстрации.

3.Как помочь снеговичку?

Любая по выбору

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки. Репродукции пейзажей, картин новогодней тематики.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Февраль. Смешанные техники. Портрет

1.Пингвины на льдине

(2 занятия)

Живопись по - мокрому, мятая бумага. Пингвины – ладошек печатки.

Закреплять умение изображать снег, лед, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке сюжет.

Бумага, гуашь, кисть, скомканная бумага, щетка, или расческа, вода, емкости для разведения краски.

Подготовленные ранее пейзажи, иллюстрации.

2.Рисование человека по схемам

Мелки, карандаши, акварель, бумага для обрывания

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования: обрыванием, а также мелками,  графически выразительными средствами.

Бумага для рисования, эскизы, мелки, карандаши, акварель, бумага для обрывания. Репродукции портретов.

3.Мой папа или дедушка

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Март. Портрет. Смешанные техники

1.Моя мама

Мелки, карандаши, акварель.

Продолжать учить рисовать портрет мамы, передавая особенности. Развивать умение рисовать подснежники восковыми мелками или карандашами (по желанию) обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит.

Мелки, карандаши, акварель, бумага, кисти, вода. Художественное слово. Иллюстративный материал.

2.Подснежники для моей мамы

3.Платье для принцессы

Тычкование ватными палочками

Закреплять технику тычкования. Развивать чувство ритма. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Ватные палочки, жесткие кисти, бумага для рисования, гуашь, трафареты.

4.Мой друг карандаш

Карандаши, нитки

Продолжать развивать навыки рисования карандашом, украшая рисунок при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

Карандаши цветные, нитки разноцветные, бумага, вода.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Апрель. Смешанные техники

1.Пушистый друг (зайчик, белочка,  котенок, щенок)

Тычка, примакива-ния

Совершенствовать умение в художественных техниках приемом примакивания, методом тычка. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных, прорисовывая детали.

Бумага, краски акварельные или гуашь, кисти разной фактуры и ширины.

2.На лесной опушке

Любая по выбору

Совершенствовать умение детей. Способствовать развитию самостоятельности, аккуратности, творческим способностям и мелкой моторики рук.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, стеки, пена. Репродукции пейзажей, картин.

3.Космическая картина

(коллективная)

Мятая бумага, печать, тычкование, напыление, обрывание бумаги.

Совершенствовать умение детей использовать художественные техники. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Вызывать эмоциональное отношение к космическим объектам, галактике. Развивать умение помогать друг другу, доводить начатое дело до конца.

Скомканная бумага, бумага для рисования, бумага для обрывания, гуашь, кисти разной фактуры и ширины, вода, подставки под кисти, стеки.

4.Фотография  листа

Печать листочком, напыление

Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения. Развивать умение использовать метод печати листьями, создание фона приемом напыления.

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, разнообразные по форме листья, стеки, вода.

Месяц

Тема

Техника

Цель

Материалы

Май. Смешанные техники

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Любая по выбору

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений от произведения через сочетание разных техник.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, стеки, пена. Наглядный, иллюстративный материал по сказке А.С.Пушкина.

2. Бабочки

Монотипия, обведение ладошки, пальчиковая живопись

Упражнять детей в технике монотипии. Закрепить умение использовать технику печатания ладошки с сомкнутыми пальчиками. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки)

Силуэты симметричных и несимметрич-ных предметов в иллюстрациях бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

3.Праздничный салют

Набрызг, напыление

Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Упражнять в создании композиции рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют, используя смешанные техники. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Бумага, гуашь, акварель, восковые мелки, вода, палочки. Наглядный тематический, иллюстративный материал.

4. Сказочные цветы

Монотипия, кляксография

Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество,

эстетическое восприятие Воспитывать любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Акварель, бумага для рисования, вода. Художественное слово. Иллюстративный материал. Музыкальное сопровождение.

Информационные ресурсы.

  1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
  2. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников» Москва, «Классика стиль», 2004г.
  3. Казакова Т.Г., Развивайте у дошкольников творчество. Москва, «Просвещение», 1985г.
  4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва, «Сфера», 2007 г.
  5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «Просвещение», 1982 г.
  6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество для работы с детьми 2-7 лет» Москва, «Мозаика-Синтез», 2005г.
  7. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»,  Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  8. Сафонова Ю.М., Михайлова С.А. «Учимся рисовать», С-П., «Эксмо-Пресс», 2014г.
  9. Белошисткая А.В., Жукова О.Г., , Дьяченко И.И. «Волшебные ладошки», «Аркти», 2009г

Интернет-сайты:

http//www.mon.gov.ru – официальный сайт министерства образования РФ;

www.tc-sfera.ru – всероссийский сайт для работников дошкольного образования;

http://nsportal.ru - всероссийский сайт для работников дошкольного образования;

www.moi-detsad.ru;

https://pedportal.net – портал педагога;

web-сайт «Дошколенок.ру»;

www.educontest.net - всероссийский сайт для работников дошкольного образования;

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;

http://www.detskiysad.ru – сайт Детский сад.ru;

http://resobr.ru – информационный центр МЦФЭР Ресурсы образования;

http://doshvozrast.ru  - информация для воспитателей дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа

Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ

Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...