Педагогический проект «Этот День Победы!»
проект (подготовительная группа) на тему
Педагогический проект «Этот День Победы!»
Содержание
Введение | 3 стр. |
Паспорт проекта | 5-14 стр. |
Реализация педагогического проекта «Этот День Победы!» | 15-17 стр. |
Заключение | 18-19 стр. |
Литература | 20-21 стр. |
Введение
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Этот День Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Технологическая карта работы над проектом | |||
1 | Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования» | ||
2 | Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» | ||
3 | Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле: 1. Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания; 2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней: · Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период; · Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода; · Недостаточность материалов о героях ВОВ нашего города · Недостаточное использование ИКТ для ознакомления детей с этим периодом. · У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат. | ||
4 | Цель | Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне | |
5 | Задачи | · Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д. · Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания. · Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине. · Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам. · Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны. · Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне. · Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы. · Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них. | |
6 | Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта) | ||
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Этап планирования отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей. Осуществление деятельности по решению проблемы Создание предметно-развивающей среды. Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка. Работа по обогащению игрового опыта ребёнка. Оформление результатов · Оформление стенгазеты «Галереи Славы». · Оформление выставки поделок «Спасибо, что живем». · Репетиция Конкурса чтецов «Этот праздник со слезами на глазах». · Оформление альбомов: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны». · Оформление открыток для ветеранов · Подготовка сценария итогового мероприятия «Праздник День Победы!» Оценка результатов и процесса проектной деятельности · Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе). · Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения. Анализ продуктов детской деятельности. · Анализ активности детей в представлении материалов проекта. | |||
7 | Описание продукта, полученного в результате проекта: Стенгазета «Галерея Славы» (дети вместе с родителями помещают информацию о своих родственниках, участниках боевых действий). Выставка поделок «Спасибо, что живем» (семейные поделки выполняются в любой технике). Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (дети под руководством своих родителей разучивают понравившиеся произведения о ВОВ). Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны». Поздравительные открытки ветеранам ВОВ (накануне праздника «День победы» открытки вручаются ветеранам ВОВ и защитникам тыла). Итоговое мероприятие «Праздник День Победы | ||
8 | Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. | ||
9 | Состав участников: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, сотрудники музея боевой славы. | ||
10 | Интеграция образовательных областей | ||
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи |
1 | “Социально-коммуникативное развитие”: | · Коммуникативные игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого». · Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь». · Экскурсии в музей боевой славы, в городской музей г. Отрадного, к мемориалу «Солдатские письма» · Итоговое мероприятие «Праздник День Победы | · развивать игровую деятельность детей; · побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла; · формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители; · формировать умения детей реализовывать замысел сюжета; · учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков. |
2 | “Познавательное развитие”: | · Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ. · Рассматривание альбома «Дети - герои войны». · Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений. · Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ. · Д/И «Кто шагает на параде?». · Экскурсия к мемориалу «Солдатские письма» | · формировать представления детей о событиях ВОВ; · познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”; · формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”. |
3 | “Речевое развитие”: | · Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?». · Настольно-печатная игра «Вещи военного времени». · Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе. · Знакомство с художественной литературой: · Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки». · Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» · Итоговое мероприятие «Праздник День Победы | · развивать связную речь; · активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» «керосиновая лампа», «примус», «этажерка», «радиоприемник», «граммофон», «гимнастерка», «шинель», «фляжка», «котелок». и т.д.; · учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации. |
4 | “Художественно-эстетическое развитие”: | · Прослушивание песен военных лет, о войне. · Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений, альбома «Ордена и медали ВОВ». · Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы». · Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику» · Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки. · Изготовление открыток для ветеранов. · Итоговое мероприятие «Праздник День Победы | · подвести к восприятию художественных произведений о войне; · учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне; · развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности; · развивать продуктивную деятельность детей. |
5 | “Физическое развитие”: | · Спортивное соревнование «На защите Родины» · Эстафета «Полоса препятствий» · Подвижная игра «Шагаем на параде». · Спортивное упражнение «Салют» · Итоговое мероприятие «Праздник День Победы» | Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты. |
11 | Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта | ||
12 | Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Методическая литература: 1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. 2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. 4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8. 5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005. 6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006. 7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. 8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006. 9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. 10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5. 11. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989. 12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39. 13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33. 14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32. Информационные ресурсы: · музей боевой славы, городской музей г. Отрадного; · городская Детской Библиотеки; · интернет; · библиотека методического кабинета ДОУ Родительская помощь: · изготовление костюмов и атрибутов; · подборка игрушек, художественной литературы; · оформление фотовыставки. · подготовка совместных работ для выставки “Спасибо, что живем”. | ||
13 | Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 4 недели (апрель-май) | ||
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Погружение в проект | 1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации (педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр, подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей). 2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности (проблемная ситуация “Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?”, введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: “Что такое война и что такое День Победы”), разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?) | Первая неделя |
2 | Планирование деятельности | 1. Отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать.) 2 Организация деятельности родителей (изготовление папки-передвижки “Памятники нашего города”, “Путеводитель по музею боевой славы и музею г. Отрадного”; оформление подборки рассказов “Детям о войне”; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком музеев, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для стенгазеты «Галерея Славы» и подготовка работ для выставки “Спасибо, что живем!” и т.д.) | Вторая неделя |
3 | Осуществление деятельности по решению проблемы | Знакомство с историей города и страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях: 1) Создание предметно-развивающей среды: · изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки); · изготовление цветов, открыток; · оформление мини- музея «Военная техника и Оружие» · стенгазета «Галерея Славы» · альбомы: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»; · выставка поделок «Спасибо, что живем!» 2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка: · беседы о ВОВ с просмотром презентаций; · рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»; · чтение художественной литературы о ВОВ; · изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация); · слушание песен военных лет и песен о войне; · просмотр познавательных видеороликов о ВОВ. 3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка: · дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»; · коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; · сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад». | Третья-четвертая недели |
4 | Презентация результатов | · Стенгазета «Галерея Славы». · Выставка поделок «Спасибо, что живем». · Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах». · Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны». · Поздравительные открытки ветеранам ВОВ. · Итоговое мероприятие «Праздник День Победы» | Четвертая неделя |
5 | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | · Анкетирование родителей · Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры. · Анализ результатов детской деятельности. · Анализ активности детей в представлении материалов проекта. | Четвертая неделя |
14 | Организационные формы работы над проектом | ||
№№ пп | Формы работы | Название | Сроки |
1 | Непосредственно образовательная деятельность | «Что такое война?» «Дети войны» «Наши герои» «Что за праздник День Победы?» | В течение всего времени |
2 | Экспериментирование, моделирование | Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», в сюжетно-ролевых играх: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад». | |
3 | Игра | · дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»; · коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад». | |
4 | Самостоятельная работа детей | · Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы». · Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику» · Изготовление открыток для ветеранов. | |
5 | Взаимодействие с родителями | · изготовление папки-передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по музею боевой славы и музею г. Отрадного»; · оформление подборки рассказов “Детям о войне”; · разучивание стихотворений с детьми; · помощь в организации предметно-развивающей среды, · посещение с ребёнком музеев; · домашний просмотр фильмов о ВОВ, · подбор материалов для стенгазеты · подготовка работ для выставки поделок «Спасибо, что живем!». | |
15 | Форма проведения презентации | ||
В рамках проекта подготовлены выставка детского рисунка, посвященного ВОВ, выставка поделок, изготовленных детьми и их родителями, изготовлены поздравительные открытки ветеранам. Выпущена стенгазета «Галерея Славы». Итоговое мероприятие «Праздник День Победы |
Этапы работы над проектом «Этих дней не смолкнет слава!»
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию. подготовка детей к проектной деятельности. Задачи: – определить проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей | 1. Выявляет уровень знаний детей и родителей, о Великой Отечественной войне. 2. Оценивает собственные возможностей и ресурсов в решении проблемы. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои потребности. | Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; | Изучает психолого-педагогической и методической литературы и нормативных документов по данной проблеме. Определяет формы и методы работы с детьми и их родителями. Составляет перспективный плана по реализации проекта. Индивидуальное консультирует родителей и привлекает их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. | Осуществляют: · разбивку на группы; · распределение ролей в группе; · продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. | оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазеты «Галерея Славы» |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – промежуточные обсуждения полученных данных | Руководит созданием предметно-развивающей среды: Работает по обогащению жизненного опыта ребёнка: Работает по обогащению игрового опыта ребёнка: Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует детей, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – презентация проекта. | Организует презентацию. Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Обобщает и резюмирует полученные результаты; | Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. Показывают свои знания на итоговом мероприятии. | Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Анализирует результаты детской деятельности. Анализирует активность детей в представлении материалов проекта. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Этих дней не смолкнет слава» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
· Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
· Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
· Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
· Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
· Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
· Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
· Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
· Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
· Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_st_gr.vospitaniyu.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Этот День Победы!»
Содержание
3 стр. | |
Паспорт проекта | 5-14 стр. |
Реализация педагогического проекта «Этот День Победы!» | 15-17 стр. |
Заключение | 18-19 стр. |
Литература | 20-21 стр. |
Введение
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Этот День Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1 | Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования» | ||
2 | Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» | ||
3 | Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле: 1. Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания; 2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
| ||
4 | Цель | Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне | |
5 | Задачи |
| |
6 | Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта) | ||
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Этап планирования отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей. Осуществление деятельности по решению проблемы Создание предметно-развивающей среды. Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка. Работа по обогащению игрового опыта ребёнка. Оформление результатов
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
| |||
7 | Описание продукта, полученного в результате проекта: Стенгазета «Галерея Славы» (дети вместе с родителями помещают информацию о своих родственниках, участниках боевых действий). Выставка поделок «Спасибо, что живем» (семейные поделки выполняются в любой технике). Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (дети под руководством своих родителей разучивают понравившиеся произведения о ВОВ). Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны». Поздравительные открытки ветеранам ВОВ (накануне праздника «День победы» открытки вручаются ветеранам ВОВ и защитникам тыла). Итоговое мероприятие «Праздник День Победы | ||
8 | Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. | ||
9 | Состав участников: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, сотрудники музея боевой славы. | ||
10 | Интеграция образовательных областей | ||
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи |
1 | “Социально-коммуникативное развитие”: |
|
|
2 | “Познавательное развитие”: |
|
|
3 | “Речевое развитие”: |
|
|
4 | “Художественно-эстетическое развитие”: |
|
|
5 | “Физическое развитие”: |
| Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты. |
11 | Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта | ||
12 | Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта Методическая литература:
Информационные ресурсы:
Родительская помощь:
| ||
13 | Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 4 недели (апрель-май) | ||
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Погружение в проект | 1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации (педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр, подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей). 2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности (проблемная ситуация “Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?”, введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: “Что такое война и что такое День Победы”), разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?) | Первая неделя |
2 | Планирование деятельности | 1. Отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать.) 2 Организация деятельности родителей (изготовление папки-передвижки “Памятники нашего города”, “Путеводитель по музею боевой славы и музею г. Отрадного”; оформление подборки рассказов “Детям о войне”; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком музеев, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для стенгазеты «Галерея Славы» и подготовка работ для выставки “Спасибо, что живем!” и т.д.) | Вторая неделя |
3 | Осуществление деятельности по решению проблемы | Знакомство с историей города и страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях: 1) Создание предметно-развивающей среды:
2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка:
| Третья-четвертая недели |
4 | Презентация результатов |
| Четвертая неделя |
5 | Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
| Четвертая неделя |
14 | Организационные формы работы над проектом | ||
№№ пп | Формы работы | Название | Сроки |
1 | Непосредственно образовательная деятельность | «Что такое война?» «Дети войны» «Наши герои» «Что за праздник День Победы?» | В течение всего времени |
2 | Экспериментирование, моделирование | Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», в сюжетно-ролевых играх: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад». | |
3 | Игра |
сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад». | |
4 | Самостоятельная работа детей |
| |
5 | Взаимодействие с родителями |
| |
15 | Форма проведения презентации | ||
В рамках проекта подготовлены выставка детского рисунка, посвященного ВОВ, выставка поделок, изготовленных детьми и их родителями, изготовлены поздравительные открытки ветеранам. Выпущена стенгазета «Галерея Славы». Итоговое мероприятие «Праздник День Победы |
Этапы работы над проектом «Этих дней не смолкнет слава!»
Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |
1. Погружение в проект | Цель – формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию. подготовка детей к проектной деятельности. Задачи: – определить проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей | 1. Выявляет уровень знаний детей и родителей, о Великой Отечественной войне. 2. Оценивает собственные возможностей и ресурсов в решении проблемы. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои потребности. | Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; | Изучает психолого-педагогической и методической литературы и нормативных документов по данной проблеме. Определяет формы и методы работы с детьми и их родителями. Составляет перспективный плана по реализации проекта. Индивидуальное консультирует родителей и привлекает их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. | Осуществляют:
| оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазеты «Галерея Славы» |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – промежуточные обсуждения полученных данных | Руководит созданием предметно-развивающей среды: Работает по обогащению жизненного опыта ребёнка: Работает по обогащению игрового опыта ребёнка: Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует детей, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдают, советуют. Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – презентация проекта. | Организует презентацию. Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Обобщает и резюмирует полученные результаты; | Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. Показывают свои знания на итоговом мероприятии. | Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Анализирует результаты детской деятельности. Анализирует активность детей в представлении материалов проекта. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | Консультируют в оформлении отчета. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Этих дней не смолкнет слава» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
- Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Этот День Победы!"
Проект «Этот День Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать ...
Педагогический проект «Этот День Победы…»
Проект к 70 летию Великой Победы...
Педагогический проект «Этот день победы»
Краткосрочный творческий проект «Этот день победы» Тип проекта:Социальный, творческий.Участники проекта: групповой (20 детей, все желающие).По времени проведения: краткосрочный (2 недели).По хара...
Педагогический проект "Этот День Победы"
Материал посвящен 70-летию Победы. В данном проекте предоставлены фотографии детей, где они возлагали цветы к памятникам погибших воинов....
Педагогический проект "Этот день победы!"
"Этот день победы"...
Педагогический проект «Этот День Победы!»
Ознакомление детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности....
Педагогический проект «Этот День Победы!»
Ознакомление детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности....