Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.docx | 23.67 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 22»
города Аши Челябинской области
Конспект занятия
в старшей логопедической группе
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Выполнила:
Булатова Наталья Александровна
учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши
АША, 2019
Цели:
- развитие связной речи;
- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах;
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить и уточнить знания о зиме и зимующих птицах.
- Уточнить знания детей о внешних признаках птиц, чем питаются, мест обитания.
- Совершенствование навыка составления рассказов по картинкам.
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).
- Употребление в речи простых и сложных предложений.
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви, защиты и бережного отношения к зимующим птицам.
Материал и оборудование:
Экран, компьютер, песок, корм для птиц, бусы, кубик, мяч, картинки с зимующими птицами.
Организационный момент.
Логопед: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.
Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Дети садятся на стулья.
Логопед: В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:
Слайд 2
- Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что, она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг, будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу, потому, что зимой впадаю в спячку. Сейчас поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости и усну. Кто же мне расскажет о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!
Логопед: Дети, как быть? Что будем делать?
(ответы детей)
Я предлагаю вам все выяснить о зимующих птицах и рассказать медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.
Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Дети: Зима.
Слайд 3 (зима)
Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она?
Дети: Она снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, суровая, красивая.
Логопед: Ребята, вы сказали, что зима снежная. Почему?
Дети: Зима снежная, потому что выпало много снега.
Логопед: А какой снег? (липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)
Логопед: А каким словом можно назвать зиму ласково? (зимушка)
Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.
На экране расположены картинки зимующих птиц, ребёнок отгадывает загадку, берёт картинку и рассказывает об этой птице.
- Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет,
Видишь кружат двадцать пар
И кричат – кар, кар.
Дети: Ворона Слайд 4.
Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?
- Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Дети: Снегирь. Слайд 5.
Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)
- Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел. Слайд 6.
Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице. (ответы детей)
- Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила
Быстро к нам спустилась в ноги
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Ей даём семян и крошек
С нами птица круглый год
Воркованием поёт.
Дети: Голубь. Слайд 7.
Логопед: Что вы знаете о голубях? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками. Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.
Слайд 8. Подвижная игра «Птицы»
Ну - ка птицы полетели (ходят, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зёрнышки (нос вверх - вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх - вниз)
Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели (машут руками, уходят на стулья).
Логопед: А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Сосчитай птиц».
Я называю зимующую птицу и даю вам кубик. Тот, у кого оказался кубик, должен назвать: столько птиц, какая цифра изображена на кубике.
(Воробей, дятел, ворона, снегирь, сорока, голубь).
Логопед: А теперь, ребята, я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Угадай, кто спрятался?».
(игра проводится на экране) Слайд 9, 19, 11.
Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо играли. Продолжим?
(дети встают около стульев)
Игра «Большой – маленький» (с мячом)
Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.
Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – черненькое крылышко.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
Игра «Опиши птицу»
Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).
Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).
Красноголовый, большой, умный. (Дятел).
Непоседа пёстрая, самая болтливая. (Сорока)
Логопед: Ребята, к нам на участок прилетают зимующие птицы? Какие?
Давайте мы с вами угостим наших гостей, я приготовила для них корм: пшено, семечки, зерно, шишки. Но только, когда я готовила корм для птичек, у меня порвались бусы, и бусинки перемешались с зёрнышками. Птичкам можно клевать бусинки? (нет, они погибнут)
Давайте поможем птичкам и очистим зёрнышки от бусинок. Но работа наша трудная и мы сначала разомнём наши пальчики.
Слайд 12. Пальчиковая гимнастика
«Птички зимой»
Прилетайте, птички!
«Зовущие» движения пальцами обеих рук.
Сала дам синичке.
«Режущие движения» одной ладони по другой.
Приготовлю крошки,
Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб.
Хлебушка немножко.
Тереть подушечки пальцев друг о друга.
Эти крошки – голубям,
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.
Эти крошки – воробьям.
Тоже самое с левой ладонью.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны.
Логопед: Молодцы ребята, подготовили свои пальчики к работе. Теперь приступаем к очистке зёрнышек от бус.
Логопед: Хорошо ребята, молодцы! Мы с вами после занятия обязательно угостим птиц на нашем участке. Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит, как мы угощали птиц, куда положили корм, а для него мы попробуем нарисовать и сложить картину. У вас на руке одеты браслеты, у кого жёлтый – идут рисовать картину на песке, а кого розовый браслет – складывают картину в лесу. Ребята, что будет изображено на ваших картинках? (Зимний лес, кормушки для птиц, корм в кормушках).
( рисование на песке и складывание картины в «лесу»).
Логопед: Молодцы ребята, вы нарисовали интересные картины для медвежонка. Когда он проснётся и рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Зимующие птицы
Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые. Зимующие птицы
Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Зимующие птицы
У голубей туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги и ультрафиолетовые лучи. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев . Зимующие птицы
Подвижная игра «Птицы»
Угадай, кто спрятался
Угадай, кто спрятался
Угадай, кто спрятался
Птички зимой
Зима. Зимующие птицы. Подготовила Булатова Н.А. учитель – логопед МКДОУ № 22 г. Аша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."
Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...
Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»
Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»
Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»
Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...
- Мне нравится (1)