Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Александровна Булатова

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx23.67 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

Конспект занятия

в старшей логопедической группе

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Выполнила:

Булатова Наталья Александровна

учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аши

АША, 2019

Цели:

- развитие связной речи;

- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах;

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закрепить и уточнить знания о зиме и зимующих птицах.

- Уточнить знания детей о внешних признаках птиц, чем питаются, мест обитания.

- Совершенствование навыка составления рассказов по картинкам.

- Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).

- Употребление в речи простых и сложных предложений.

Коррекционно - развивающие задачи:

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви, защиты  и бережного отношения к зимующим птицам.

Материал и оборудование:

Экран, компьютер, песок, корм для птиц, бусы, кубик, мяч, картинки с зимующими птицами.

Организационный момент.

Логопед: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.

Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.

Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

Дети садятся на стулья.

Логопед: В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:

Слайд 2

- Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что,  она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг, будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу,  потому,  что  зимой впадаю в спячку. Сейчас  поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости   и  усну.  Кто же мне расскажет  о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!

Логопед: Дети, как быть?  Что будем делать?  

(ответы детей)

Я предлагаю вам все выяснить   о зимующих птицах   и рассказать  медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.

Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу

Брошу серебро на крышу вашу

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Дети: Зима. 

Слайд 3 (зима)

Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она?

Дети: Она снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, суровая, красивая.

Логопед: Ребята, вы сказали, что зима снежная. Почему?

Дети: Зима снежная, потому что выпало много снега.

Логопед: А какой снег? (липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)

Логопед: А каким словом можно назвать зиму ласково? (зимушка)

Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)

Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.

На экране расположены картинки зимующих птиц, ребёнок отгадывает загадку, берёт картинку и рассказывает об этой птице.

- Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет,

Видишь кружат двадцать пар

И кричат – кар, кар.

Дети: Ворона    Слайд 4.

Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?

- Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь.   Слайд 5. 

Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)

- Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел.  Слайд 6.

Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице. (ответы детей)

- Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила

Быстро к нам спустилась в ноги

Смело ходит по дороге

И боится только кошек

Ей даём семян и крошек

С нами птица круглый год

Воркованием поёт.  

Дети: Голубь.  Слайд 7.

Логопед: Что вы знаете о голубях?  (ответы детей)

Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками. Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.

Слайд 8.                     Подвижная игра «Птицы»

Ну - ка птицы полетели (ходят, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зёрнышки (нос вверх - вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх - вниз)

Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели (машут руками, уходят  на стулья).

Логопед: А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Сосчитай птиц».

Я называю зимующую птицу и даю вам кубик. Тот, у кого оказался кубик, должен назвать: столько птиц, какая цифра изображена на кубике.

(Воробей, дятел, ворона, снегирь, сорока, голубь).

Логопед: А теперь, ребята, я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Угадай, кто спрятался?».

(игра проводится на экране) Слайд 9, 19, 11.

Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо играли. Продолжим?

(дети встают около стульев)

Игра «Большой – маленький» (с мячом)

Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Чёрное крыло – черненькое крылышко.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Игра «Опиши птицу»

Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).

Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).

Красноголовый, большой, умный. (Дятел).

Непоседа пёстрая, самая болтливая.  (Сорока)

Логопед: Ребята, к нам на участок прилетают зимующие птицы? Какие?

Давайте мы с вами угостим наших гостей, я приготовила для них корм: пшено, семечки, зерно, шишки. Но только, когда я готовила корм для птичек, у меня порвались бусы, и бусинки перемешались с зёрнышками. Птичкам можно клевать бусинки? (нет, они погибнут)

Давайте поможем птичкам и очистим зёрнышки от бусинок. Но работа наша трудная и мы сначала разомнём наши пальчики.

Слайд 12.  Пальчиковая гимнастика

                         «Птички зимой»

Прилетайте, птички!

«Зовущие» движения пальцами обеих рук.

Сала дам синичке.

«Режущие движения» одной ладони по другой.

Приготовлю крошки,

Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб.

Хлебушка немножко.

Тереть подушечки пальцев друг о друга.

Эти крошки – голубям,

Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.

Эти крошки – воробьям.

Тоже самое с левой ладонью.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны.

Логопед: Молодцы ребята, подготовили свои пальчики к работе. Теперь приступаем к очистке зёрнышек от бус.

Логопед: Хорошо ребята, молодцы! Мы с вами после занятия обязательно угостим птиц на нашем участке. Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит, как мы угощали птиц, куда положили корм, а для него мы попробуем нарисовать и сложить  картину.  У вас на руке одеты браслеты, у кого жёлтый – идут рисовать картину на песке, а кого розовый браслет – складывают картину в лесу.  Ребята, что будет изображено на ваших картинках? (Зимний лес, кормушки для птиц, корм в кормушках).

( рисование на песке и складывание картины в «лесу»).

Логопед: Молодцы ребята,  вы нарисовали интересные картины  для  медвежонка. Когда он проснётся  и  рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима. Зимующие птицы. Подготовила Булатова Н.А. учитель – логопед МКДОУ № 22 г. Аша

Слайд 4

Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Зимующие птицы

Слайд 5

Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые. Зимующие птицы

Слайд 6

Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Зимующие птицы

Слайд 7

У голубей туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги и ультрафиолетовые лучи. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев . Зимующие птицы

Слайд 8

Подвижная игра «Птицы»

Слайд 9

Угадай, кто спрятался

Слайд 10

Угадай, кто спрятался

Слайд 11

Угадай, кто спрятался

Слайд 12

Птички зимой

Слайд 13

Зима. Зимующие птицы. Подготовила Булатова Н.А. учитель – логопед МКДОУ № 22 г. Аша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...

Конспект занятия в старшей группе тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»

Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...