Особенности проблемного обучения.
статья на тему

Волкова Любовь Алексеевна

В статье освещаются вопросы проблемного обучения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problem.obuch_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Особенности технологии

проблемного обучения

                                "Знания - дети удивления и любопытства"

                                                                            Луи де Бройль

Только заинтересованность  позволяет ребенку быстро и легко

осваивать окружающий его мир и быть при этом активным и довольным.

 Одним из первых педагогов, реализовавших принципы де Бройля, стал

Дж. Дьюи, открывший в Чикаго в 20 в. опытную школу. Дьюи одним из первых отказался от многих символов "Традиционного обучения" (в частности, учебного плана), заменив их игрой и трудовой деятельностью.

                Выделяя "исследовательский инстинкт» ребенка как основу обучения, Дьюи заложил основы проблемного, поискового, исследовательского или эвристического метода обучения.

                В 30-е гг. этого столетия в СССР по примеру Дьюи была отменена

классно-урочная система и заменена  на лабораторно-бригадный метод. Явившийся прообразом  современного проблемного подгруппового обучения (детского экспериментирования), включающего в себя элементы трудовой, игровой деятельности, слово и художественные средства.

        Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая                                                   предполагает создание под руководством

                                                   педагога   проблемных ситуаций и активную                                                                                                                  

                                           самостоятельную деятельность детей по их  

                                           разрешению, в результате чего формируются

                                           знание, умение и навыки, а также развиваются

                                           мыслительные способности.    

                В связи с этим, проблемное обучение является более эффективным по сравнению с традиционным (даже осовремененным ТСО) и занимает

 промежуточное положение между "традиционкой" и игровым обучением.

                В современной дидактике сложилась оптимальная  структура

проблемного обучения,  рассматриваемая как сочетание традиционного

изложения с включением проблемных ситуаций, типа:

        - непреднамеренная проблемная ситуация (первый этап проблемного обучения, заключающийся в умении педагога использовать непроизвольное внимание ребенка, активно "действующее" в дошкольном, младшем школьном периоде). Эта форма проблемного обучения, не требующая предварительных организационных усилий со стороны педагога (например, во время учебного процесса происходит непредвиденное событие, на которое следует обратить внимание особо, привязав к общей теме занятия-урока обсудить с детьми);

в дошкольном возрасте  чаще используется в процессе бытовой деятельности (одевание на прогулку, мытье рук)

        - целевая проблемная ситуация (планируется заранее и предлагается детям  

к обсуждению в процессе совместной работы)

        - проблемное изложение (вербальный способ экспериментирования,

рассказ о том, как планировалась и осуществлялась (или м.б. осуществлена)

исследовательская работа. Представляет собой ни что иное, как

эвристическое повествование - монолог)

        - эвристическая беседа (вербальный способ исследования, диалог, позволяющий систематизировать, обобщить представления детей; чаще всего используется в работе с детьми дошкольного возраста)

        - проблемная демонстрация (показ способа решения проблемной задачи, практически без объяснения сути явления, возможно проговаривание

действий педагогом, особенно в дошкольном возрасте)

        - исследовательская лабораторная работа (самостоятельная деятельность детей под наблюдением педагога, с использованием специализированного оборудования)

        - проблемный фронтальный эксперимент (выполнение исследовательской задачи /нескольких задач/ одновременно самостоятельно или совместно с педагогом, чаще используется в научных целях, чем в учебных)

        - мысленный проблемный эксперимент (эмпирическое решение проблемы без ее практической демонстрации, "Логическое исследование", "действие в уме")

        - проблемное решение задач (способ решения задач, предполагающий  самостоятельный поиск ребенком варианта ее решения  без предварительного объяснения со стороны педагога; предполагает противопоставление в процессе итогового обсуждения правильного-ложного способа решения)

        -  проблемные задания (чаще всего используется как составная часть проблемного обучения и носят подгрупповой - индивидуальный характер, включается как в образовательную, так и в бытовую деятельность (работа в

уголке природы))

        - игровые проблемные ситуации (наиболее распространенный в

дошкольной дидактике тип проблемной ситуации, в которой теория вопроса

(суть явления) устанавливается в процессе обыгрывания предметов, игровых атрибутов, игрушек (почему не едет грузовик с квадратными колесами...)

                Несмотря на многообразие  проблемных ситуаций, исследование - акт индивидуальный. Важно обеспечить дифференцированный подход к ребенку, учесть его возможности, опыт и темп развития.

        Методика

проблемного обучения

                Основными методическими приемами к созданию проблемной

ситуации являются:

1. Подвести ребенка к противоречию и предложить самостоятельно найти

способ решения.

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

3. Рассмотрение явления с различных позиций (с учетом мнения людей

различных профессий).

4. Развивая логику, учить обобщать, сравнивать, группировать.

5. Ставить проблемные задачи

(        - с недостаточными или избыточными исходными данными

        - противоречивыми данными

        - с заведомыми ошибками

        - с ограничением времени решения задачи и др.)

                Проблемное обучение - основа для развития логики мышления,

 которая обеспечивает образовательный эффект.

                Для детей экспериментирование -  сложный способ познания,

требующий большой предварительной подготовки, в т.ч. тренинга  

психических процессов (упражнений на развитие внимания, памяти, речи, мышления и др. /см. приложение/)

        Данные упражнения нужны и для педагогов, т.к.:

        - снимают страх перед самостоятельным высказыванием

        - развивают готовность принять задачу, проблему

        - развивают навык осознания своего отношения к окружающему миру

        -формируют умение ценить свою работу

        - обеспечивают ощущение радости от познания, творчества

                Экспериментирование - метод сбора фактов в специальных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений, новые данные о  причинно-следственных отношениях.

        Для экспериментирования характерно:

        - активная позиция самого исследователя (столько раз, сколько нужно для изучения явления).

        - создание заранее продуманной ситуации (искусственной, в которой

изучаемое явление легче оценивать).

                Результат исследования зависит от "чистоты эксперимента",

позволяющей создать оптимальные условия для выявления факта. При этом изучаемое явление  рассматривается с учетом спектра изменяемых (не изменяющихся условий) - не зависимых (зависимых) перемен. Сочетание

условий позволяют разработать циклы исследовательских заданий.

        Например:

  • влияние воды в жизни растения - изучаемое явление
  • не изменяющаяся переменная - растения пустыни
  • меняющиеся переменные -                  

                вода - горячая, холодная, комнатная t °  и т.д.

                вода - чистая, соленая, подкрашенная и т.д.

                Сочетание вышеперечисленных факторов обеспечивает точность

изучения явления, теории вопроса.

                Все результаты, полученные в ходе исследования, фиксируются

(в форме протокола, рисунка, схемы и т.д.) (см. приложение)

Требования к организации

экспериментирования

                

                1. Положительное, ответственное отношение со стороны  взрослых

и детей (использование правил техники безопасности)

                2. Равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащенность необходимым оборудованием)

                3. Четкие, недвусмысленные инструкции перед опытом, понятные

всем и каждому.

                4. Строгий учет субъективных факторов (переутомление детей, их эмоциональное состояние)

                5. Достаточное количество проб (серий) к изучению явления.

Структура занятия - экспериментирования

(примерная)

I. План - конспект:

                1. Характеристика типа - вида, занятия, тема

                2. Цели - задачи работы с детьми (теория вопроса)

                3. Описание оборудования, организация детей и предварительных

действий педагога

                4. Ход занятия

                5. Обобщение результатов работы

II. Методика подготовки и проведения занятия:

                1. Большая предварительная работа: (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение материалов и т.д.) по изучению теории вопроса

                2. Тренинг внимания, памяти, мышления

                3. Подготовка оборудования с учетом сезонности, возраста детей и пр.

                4. Определение задач работы, плана организации опыта, действий

детей

                5. Обобщение результатов в разной форме (дневники, тетради ...)

        Экспериментирование - деятельность, позволяющая  осваивать материал

любой области знания (мира живой-неживой природы; искусствоведческие области (музыка, изодеятельность); мир языка (лингвистика), математические знания и пр.) За счет чего и обеспечивается не только усвоение знаний и умений, но и также познавательное развитие ребенка.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»

Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...

Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»

Выступление на педагогическом совете  «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...