Обеспечение осознанного выбора детьми 6-7 лет образовательного содержания в процессе работы с дидактическими карточками
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Фофанова Татьяна Борисовна

ФГОС предписывает постртение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Лидия Васильевна Свирская в методических рекомендациях по "Индивидуализации работы с детьми" отмечает, что ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Она указывает, что индивидуализация может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов - тематических комплектов карточек с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kartochkam.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение осознанного выбора детьми 6-7 лет образовательного содержания в процессе работы с дидактическими карточками

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предписывает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Лидия Васильевна Свирская в методических рекомендациях по «Индивидуализации работы с детьми» отмечает, что ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Она указывает, что индивидуализация может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями. 

Дидактическая карточка – это средство, обеспечивающее выбор деятельности и образовательного содержания, при котором дети самостоятельно делают выбор и выполняют задания. Работа с карточками  способствует достижению целевых ориентиров, которые заложены во ФГОС.

Нами было создано 38 вариантов карточек: 10- легкого уровня, 11- среднего, 17- сложного. Карточки использовались для самостоятельной деятельности детей. Перед первым применением карточек была проведена беседа, где детям рассказали об условных обозначениях на карточке.  Каждая карточка имела значок уровня сложности и программированное место для даты работы и имени ребенка. Содержание карточек было  понятно ребенку без взрослого. Задания на карточках были подобраны таким образом, что ребенок имел возможность выбора – рисовать, писать, считать, обсуждать. Задания ребенок придумывал для себя сам. Если ребенок не справлялся с заданиями, он мог поменять карточку, что создавало возможность  вариативного выбора  карточек. C:\Users\Home\Desktop\Новая папка\IMG_20170201_154733.jpg

По окончании выполнения заданий с каждым ребенком велась мини-беседа:

Какую карточку ты выбрал?  

Почему ты решил сделать именно такие задания?

Все ли ты успел сделать?

Что тебе далось легко, а что вызвало затруднения?

Работа с карточками дает ребенку возможность самостоятельно ставить перед собой задачу и решать ее тоже самостоятельно, что развивает уверенность в себе.

Для фиксации результатов работы с карточками был разработан дневник апробации, критерии которого соответствуют целевым ориентирам, прописанным во ФГОС:

- Способен самостоятельно выбрать себе карточку (проявляет  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности).

- Какой сложности делает выбор карточки (вера в себя).

- Самостоятельно придумывает задания на карточке (обладает развитым воображением).

- Может рассказать по карточке, что он сделал (владеет устной речью).

- Аккуратно выполняет задания на карточке (владеет мелкой и крупной моторикой).

- Выполняет задание на карточке полностью (способен  к волевым усилиям).

- Задает вопросы, обращается за помощью к взрослому или сверстнику (проявляет любознательность).

Работа по дидактическим карточкам стимулирует самостоятельную деятельность детей, мотивирует их на получение нового знания (дети научились разгадывать ребусы), способствует формированию навыков (дети по образцу методом копирования научились писать свое имя).  Так же карточки позволяют детям применять знания в других условиях, и становится видно, какими навыками владеет ребенок.

Карточки дают возможность привлечь родителей для работы с ребенком дома. Дети сами придумывают задания и рассказывают, что будут делать. Это и привлекает детей. Они снова и снова просят новые карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Математика, работа с дидактическими карточками.

Составила воспитатель: Кривогина М.О. Цель: формировать математические представления и навыки у детей с помощью дидактических карточек. Разноцветные дидактические карточки я изготавливаю сам...

"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр с математическим содержанием" Презентация опыта работы

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Информационные технологии дают нам новые возможности. Для того, чтобы дошкольники был...