Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи.
статья (подготовительная группа) на тему
В статье подробно раскрыта коррекционная работа, направленная на снятие страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности. Итоги проделанной работы дали положительную динамику. Надеюсь, что эта работа пригодится воспитателям коррекционных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи.
Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна. В силу разнообразных причин речевая патология продолжает расти. С помощью различных методик, описанных в представленном материале статьи, в группе шестилетних детей с нарушениями речи была проведена диагностика. Её результаты показали наличие отклонений в личностном развитии детей. В статье подробно раскрыта коррекционная работа, направленная на снятие страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности. Итоги проделанной работы дали положительную динамику. Надеюсь, что эта работа пригодится воспитателям коррекционных групп.
Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна.
Речевая патология в силу разнообразных причин стремительно растет. В ходе работы с помощью специальных методик: “Диагностика наличия страхов” [5], “Определение агрессивности”, “Определение импульсивности”, “Оценка степени тревожности” [4], “Многофакторный личностный опросник” Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана [5] были проведены исследования по изучению личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
На основе полученных в ходе исследования данных, видны отличия в личностном развитии детей с нарушениями речи от детей, не имеющих недостатков в речи.
Перечислим эти отличия:
1. Дети с отставанием в речевом развитии характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью в поведении.
2. У детей с нарушениями речи встречаются навязчивые чувства страха, тревоги.
3. Наблюдаются проявления агрессивности к окружающим их людям, склонность к негативизму.
Перед детьми, отстающими в речевом развитии, «встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками - основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно - психическим заболеваниям» [9, с. 3А].
Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей требует оказание помощи этим детям, необходимости проведения с ними коррекционных работ по снятию страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности.
Снятие агрессивности.
Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими людьми про водится работа в четырех направлениях.
1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом, давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [5, с. 14-16]).
2. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [3, с. 14-16].
Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название перенос. (Описала этот способ выражения гнева В. Квинн [3, с. 16].
3. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Можно использовать в работе этюды из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой [7].
«M.Maк-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка» [3, с. l 7].
4. Отработка навыков общения.
Задача взрослого - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.
С этой целью можно провести в группе беседу, например, как поступить, если нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.
Ролевая игра способствует нахождению способа примирения и разрешения конфликта.
5. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.
Снятие импульсивности.
В коррекционной работе с импульсивными детьми используют три основных направления.
1. Развитие дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.
2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Должна осуществляться индивидуальная работа. На первом этапе надо научить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно выработать систему поощрений и наказания, которая поможет ему впоследствии практиковаться в детском коллективе.
На следующем этапе следует включать импульсивного ребенка в групповые виды деятельности постепенно, сначала с малой подгруппой детей (2-4 человека). Все занятия должны проходить в игровой форме [3, с. 121].
3. В работе с гневом могут быть использованы методы, описанные в разделе «Снятие агрессивности».
Снятие тревоги
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях.
Первое направление: Повышение самооценки ребенка.
«Вирджиния Квинн предлагает оказывать им (детям) поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам» [3, с. 45].
Второе направление: Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Чтобы помочь детям снизить напряжение и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения при водятся в книгах Чистяковой М. И. [7], Фопеля К. [6], Кряжевой Н. Л. [2].
Рекомендуется использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезным являются игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладонями и др.)
Использование элементов массажа и даже просто растирания тела также способствуют снятию мышечного напряжения.
Третье направление: Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Снятие чувства страха
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». В 6 лет ведущим становится страх смерти. «Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка» [3, с. 43]
Поэтому работу по снятию страха надо включать направления коррекции тревожности.
М. И. Шишова говорит об игре как о мощнейшем инструменте воздействия на детскую психику. Не насилуя волю ребенка, следует предлагать им различные игры на преодоление страхов темноты, снов, одиночества, смерти, сказочных персонажей, уколов и т. д. [8].
Можно использовать психокоррекционную сказку в работе со страхами (советует Зинкевич-Евсгигнеева т. д. [1]) Прочитав ее, дети обсуждают или не обсуждают сказку, проигрывают ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Для снятия мнимых, неадекватных страхов используются такие приемы, как разыгрывания этюдов на выражение страхов, рисования на тему «мои страхи», пантомимическое разыгрывание ситуации, в которой ребенок испытывал страх, беседа «кто чего боится на самом деле».
Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей при водит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявления, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это - прямой путь к полноценному общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...
Занятие по музыкально-художественному развитию для детей с нарушениями речи"Путешествие в сказку"
Занятие по музыкально-художественному воспитанию детей с нарушениями речи "Путешествие в сказку" ЗАДАЧИ:· Учить узнавать знакомое произведение по п...
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...
" Сенсомоторное развитие у детей с нарушениями речи"
Данная консультация для воспитателей логопедической группы....
Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.
...
Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи
В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...
Взаимодействие с педагогами "Дидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи"
Консультация для педагоговДидактическая игра как средство коррекции речевых и неречевых процессов у детей с нарушениями речи.Список используемой литературы:Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в...