МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему
Выступление перед педагогами «Школа молодого воспитателя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление перед педагогами «Школа молодого воспитателя»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Курс методики изобразительной деятельности дошкольников изучает закономерности формирования творческих изобразительных способностей и определяет систему методов и приемов обучения.
Методологической основой в решении всех педагогических вопросов, связанных с методикой изобразительной деятельности, является марксистско-ленинская эстетика.
Знание основ марксистско-ленинской эстетики, изучающей законы художественного познания и преобразования действительности, дает возможность будущему педагогу правильно руководить эстетическим воспитанием детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоционально-творческий характер. Педагогу необходимо создать для этого все условия и обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, формирование эстетических чувств и представлений.
Педагог должен чётко представлять, что дошкольное детство – это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, имеющие большое значение. Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Для развития этих процессов дошкольный возраст сенситивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах
А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только в изобразительном искусстве, но и специфических видах изобразительного творчества, в том числе и декоративного рисования.
Декоративное рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами (бумагой, тканями, нитками) вызывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.
При обучении изобразительной деятельности нельзя жёстко регламентировать, «что» и «как» ребёнку делать. Вместе с тем необходимо разрабатывать эффективные методы обучения, направленные на развитие детского творчества. Н.П. Сакулина вместе со своими учениками разработала содержание, формы и методы обучения изобразительной деятельности и развития творчества у детей дошкольного возраста Н.П. Сакулина внесла существенный вклад в разработку методов и приёмов обучения детей на занятиях, особое внимание уделив наглядным приёмам обучения и развитию у детей восприятия и наблюдательности. Прекрасно понимая роль педагога в обучении рисованию, лепке, аппликации и развитии детского творчества, Н.П. Сакулина создаёт учебное пособие для учащихся педагогических училищ, вышедшее в свет в 1956 году, а затем неоднократно переиздававшееся.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств развития детского изобразительного творчества. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Декоративное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Прикладное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. Занимаясь, декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают разные материалы (бумага, глина, картон, пластилин и т.д.), знакомятся с их свойствами, приобретают навыки работы с ними. Усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (клей, ножницы, карандаш и т.д.) А как известно, овладение этими действиями способствуют умственному развитию детей. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь старшего дошкольника: усвоение названия форм, название предметов труда, пространственные обозначения. Высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций положительно влияют на формирование связной речи. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов – Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития творческих способностей, технических и композиционных умений и навыков.
Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округеНижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффектмассивности.
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды, рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Городецкая роспись. В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – г.Городец.
Здесь расписывали лубяные короба, элементы мебели, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья – донца. В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами («розанами», «купавками», «яблоками») и ветками с зубчатыми листочками.
Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания.
Жостовская роспись. Неподалеку от Москвы в старинной деревне Жостово возник промысел расписных лаковых подносов.
Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную фигурную,овальную крылатую, готическую, прямоугольную «сибирскую», «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.
Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать ее особенности.
Роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, которые называются елочкой, травкой, лентой, дождичком и др. Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене.
Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная слобода Дымково. Здесь занимаются лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилец, всадников и пр. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавший условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.
Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами- синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.
Гжельская роспись. Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравший в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.
Роспись наносится на поверхность обожженного изделия керамической краской, главным образом синим кобальтом. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Часто темно- синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов.
Полхов-Майданская роспись. Село Полховский Майдан огромное и расположено в Нижегородской области.
Полхмайданские мужчины вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрешек, грибки- копилки. А потом эти фигурки переносят в дома, и дальше все делают только женщины.
Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, они становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. И перво- наперво выводят на каждой свои любимые большие розово- малиновые цветы шиповника. Игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое.
Филимоновская игрушка. Один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Его родина- деревня Филимоново Тульской области.
Художественный стиль миниатюры основан на своеобразном сочетании удлиненной формы и полосатой росписи, точно впаянной выразительный силуэт. Лепят игрушку из темно- серой с сизым оттенком глины. Любая скульптурка со всеми деталями от начала до конца создается из одного комка пластичной глины, способной тянуться, изгибаться, расширяться, сужаться. Сушат изделия вдали от солнца. Обжиг проводится в муфельных печах. После обжига «синика» становится светлой. Роспись ведется анилиновыми красителями кисточками или пёрышками. По белому или желтому фону животных и птиц, солдат и барынь в колоколовидных юбках наносится орнамент из зеленых, желтых, малиновых полос, солнечных розеток, цветов, елочек, решеток.
Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно ищите новые приемы обработки, пробуйте сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментируйте. Только тогда вы сможете в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...
ОО *ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО* Основные методические приемы обучения декоративному рисованию
Цели и основные задачи обучения декоративному рисованию...
«ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
«Знакомство с элементами русского орнамента младших дошкольников в процессе обучения декоративному рисованию»Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятел...
Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России
Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...
Методика обучения декоративному рисованию дошкольников
Методика обучения декоративному рисованию дошкольников...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Статья "ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте– важная роль отводится нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере ознакомления с народным искусством...