Дидактическая игра: "Экологический светофор"
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Куряева Ольга Юрьевна

Данная игра позволяет узнать, насколько дети грамотны и воспитаны с точки зрения поведения в природе и отношения к окружающему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_svetofor.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

Игра « Экологический светофор»

Материал: карточки с кружочками трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), иллюстрации поведенческих ситуаций (разрушающих природу, природоохраняющих, предупреждающих), стихи-ситуации.

Ход игры :Взрослый зачитывает различные ситуации, а дети оценивают их и показывают карточку с соответствующим цветом: красная – разрушающая природу, жёлтая – предупреждающая о возможной опасности, зелёная – природоохраняющая.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Сегодня мы поиграем в одну очень интересную и важную игру, чтобы узнать, насколько дети грамотны и воспитаны с точки зрения поведения в природе и отношения к окружающему. А помогут нам в этом карточки-ответы, которыми вы укажете, где природа нуждается в помощи, как можно ей помочь. Выберите правильный цвет-ответ:

Зелёный – помогаете природе

Красный – ясно, что вредите ей

Жёлтый – вас предупреждает

Все вместе эти цвета покажут нам, что мешает людям и природе подружиться.

Дружат кошки и собаки с песочницей нашей.

Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают.

Днем сидят детишки, играют и строят домишки.

В чем тут загвоздка?- Несут ребятишек в больницу!

(Дети заразились глистами. Хозяевам животных придется отвечать по закону, например, заплатить штраф. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет...

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

3автра утром в лес пойдем

И опята, и маслята, и груздочки соберем.

Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

Мы пыхтим и морщимся:

- Что мы вам - уборщицы?

Газон никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала...

Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

Зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят –

Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

Посадили

деревце у себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

(Если вода капает, то 1 -2 ведра в сутки ,если струйкой -100 л в сутки.)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

Как можно помогать выжить зимой птицам?

(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)

Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

Что делают ребята?

Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.

Что за шутки? Что им нужно?

Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

     Поливаем клумбы дружно.
      Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

Разведу я на окошке

И душистые горошки,

И фиалки, и герани.

Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

(Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

Едем на автомобиле

И гордимся, как красиво…

Позади клубится дым.
Чих-чих-чих!

Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

Нашу игру мы закончим стихами Е.Каргановой:

«Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый шумный дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Дидактическая игра «Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»

Дидактическая игра«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»

       Дети любят играть. Они с удовольствием по много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослог...