Музыка и экологическое воспитание.
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
Музыка и экологическое воспитание
Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.
Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.
Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.
Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.
Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .
« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.
В нашем МДОУ № 4 проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка и природа. | 17.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Музыка и экологическое воспитание
Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.
Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.
Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.
Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.
Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .
« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.
В нашем МДОУ № 4 проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.
Консультация для родителей
«Экология и мы»
«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он».
Свято верили предки, что природа – краса.
«Охраняйте ее!» – говорили.
А теперь мы в родные глядим небеса,
Через окна, седые от пыли...
(автор неизвестен)
В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?
Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями. Ученые не уверены в том, смогут ли дети в недалеком будущем купаться, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов.
И поэтому, основная задача родителей - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?
Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.
Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых в коробочки, составляют букетики из цветов, обрывают бутоны растений для «угощения куклам»).
Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.
Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.
Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.
Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников связано с решением
важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые черви.
Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.
С первых лет жизни ребенка, мы, взрослые, словом, делом и личным примером должны формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный уголок "Музыка и экологическое воспитание"
Как рассказать ребёнку о природе с помощью музыки, музыкальные праздники с экологической тематикой, мир музыкального творчества и другое......
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Музыка и экологическое воспитание"
Консультационный материал по музыкальному воспитанию.Представляет интерес для родителей дошкольников, воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...
Значение музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
В статье описывается личный опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя ...
Значение музыки в экологическом воспитании
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы личности. Именно в этом возрасте формируются основы нравственно-экологического воспитания, позитивного отношения к окружающему м...
Значение музыки в экологическом воспитании
Если стимулировать интерес ребёнка к природе, вызывать сопереживание, пробуждая добрые чувства, то экологическое сознание у детей повышается. Воспитание этих чувств является одной из наиболее важных п...
"Музыка и экологическое воспитание"
для родителей...
"Музыка и экологическое воспитание ребёнка"
Статья для родителей старшей группы в детском саду...