Музыка и экологическое воспитание.
консультация (старшая группа) на тему

Рамазанова Зарема Рамазановна

Консультация для воспитателей

Музыка и экологическое воспитание

 

Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.

Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.

 Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.

         Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.

 Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .

« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.

         В нашем МДОУ № 4 проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка и природа.17.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Музыка и экологическое воспитание

Экологическое воспитание ребёнка в детском саду это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это-познание ребёнком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.

Как же рассказывать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячилетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребёнок живет ещё не стольким разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.

 Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями , игру и конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребёнка, пробуждают у него воображение, фантазию. Ассоциативное мышление, желание творить. Узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности поскольку музыка - это прежде всего язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Ведь всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка и звон капели, и свист ветра и шум водопада, и конечно, пение птиц.

         Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке её чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы, эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.

 Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы .

« Самое прекрасное , что мы можем испытывать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки» писал Альберт Эйнштейн.

         В нашем МДОУ № 4 проводятся экологические праздники : «Осень золотая в гости к нам пришла», « День Земли». Они открывают ребёнку волшебный мир , без границ во времени и пространстве, это творческое проявление отношения к природе., это гимн жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.


Консультация для родителей

«Экология и мы»

«Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –

Посмотри, что творит на Земле он!
                                                     Через век он природу разрушит вконец,
                                            А в нее был когда-то влюблен он».
                                                           Свято верили предки, что природа – краса.
                                  «Охраняйте ее!» – говорили.
                                                А теперь мы в родные глядим небеса,
                                Через окна, седые от пыли...

(автор неизвестен)

         В настоящее время  ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность  планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливается неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян?

Под будущим понимается время, отдаленное от нас отнюдь не столетиями.  Ученые не уверены в том, смогут ли дети  в  недалеком будущем купаться, гулять в лесу, вдыхать аромат  цветов.

         И поэтому, основная задача родителей - это воспитание у детей экологической культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны - это необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Если все это пустить на самотек, то будем наблюдать различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения?

Прежде всего, пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют  необходимой заботы о животных и растениях.

         Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают  насекомых  в  коробочки, составляют букетики из цветов,  обрывают бутоны растений для «угощения куклам»).

Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно  к дикой: собирая ягоды, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы.

Наконец, есть дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать червей.

Ученые обнаружили такой факт: оказывается, дошкольники добрее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина заключается в том, что животное легче, чем растение идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями.

         Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. 
Пути экологического воспитания дошкольников следующие: формировать элементарные представления о растениях и животных, как живых организмах и их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

         Для осуществления экологического воспитания большое  значение имеет  эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства – важный фактор экологического воспитания.

Экологическое   воспитание дошкольников связано с решением

важного вопроса: делить ли представителей животного мира и растения по степени их полезности для человека. Биологи давно отказались от понятий «вредный» и «полезный» в отношении живых существ, поскольку все их виды необходимы для создания биологического равновесия в природе. В педагогическом аспекте, к сожалению, деление на «вредных» и «полезных» живых существ довольно распространено при ознакомлении детей с природой. Часто дошкольники относят к категории «вредных» те растения и тех животных, внешний вид которых кажется непривлекательным. Например, дождевые черви.

Чем старше дети, тем в большей степени они должны руководствоваться в своем отношении к природе принципом «Не навреди». А для этого им надо знать особенности животных, растений и их потребности.

С первых лет жизни ребенка,  мы, взрослые,  словом, делом и личным примером должны формировать у него представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неприкосновенности, воспитывать чувство ответственности по отношению ко всему живому. 

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,
 Бабочку на листьях повилики,
    На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
  Над пустыней тень от баобаба,
 Ястреба, парящего над полем,
      Ясный месяц над речным покоем,
  Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный уголок "Музыка и экологическое воспитание"

Как рассказать ребёнку о природе с помощью музыки, музыкальные праздники с экологической тематикой, мир музыкального творчества и другое......

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Музыка и экологическое воспитание"

Консультационный материал по музыкальному воспитанию.Представляет интерес для родителей дошкольников, воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...

Значение музыки в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

В статье описывается личный опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста под руководством музыкального руководителя ...

Значение музыки в экологическом воспитании

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются  основы личности. Именно в этом возрасте формируются основы нравственно-экологического воспитания, позитивного отношения к окружающему м...

Значение музыки в экологическом воспитании

Если стимулировать интерес ребёнка к природе, вызывать сопереживание, пробуждая добрые чувства, то экологическое сознание у детей повышается. Воспитание этих чувств является одной из наиболее важных п...

"Музыка и экологическое воспитание ребёнка"

Статья для родителей старшей группы в детском саду...