статья
статья (старшая группа) на тему

Федосова Анастасия Андреевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Приобщение детей к традициям"16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Федосова А.А., МБДОУ д/с №115

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям родного края посредством народной игры.

    Физическое развитие является одним из приоритетных направлений в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают:

-У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими; обладает развитой потребностью бегать, прыгать; способен к волевым усилиям;

-обладает элементарными представлениями о социальных, этнокультурных особенностях своего региона;

-проявляет познавательный интерес к традициям своего народа.

Следует отметить, что целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, дополняются и конкретизируются с учетом региональных целей и задач.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, в самостоятельной или совместной с педагогом деятельности, так или иначе связано с игрой.

Считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до них самобытность Прибайкалья, колорит его обычаев, сформировать интерес к культуре родного края, её традициям.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой,  выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали разнообразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранилась оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят весёлые считалки, жеребьевки, сопровождающие подвижные игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий.

Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом,  разные виды  народных игр  издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря  играм  дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов, двигательной активности . В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В тоже время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка - в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

В настоящее время ни один наш праздник не обходится без народных игр и хороводов. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми  друг к  другу. А также развивают умение сотрудничать, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей. Народные игры развивают навыки социального поведения, позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр.

Считаю, что педагогам детского сада следует широко использовать народные игры родного края на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Приобретенные в играх навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями, становлению познавательных процессов.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции. Таким образом, использование народных игр Прибайкалья, не только побуждает детей к двигательной активности и укрепляет здоровье, но и способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к народным традициям родного края.

                                                                                    (Приложение)

Классификация народных игр

1. Сезонно- обрядовые.

Игры проводятся в определенное время года и соответствуют русским народным праздникам.К таким играм относятся: «А мы просо сеяли»; «Кострома»; «Цепочка»; «Горелки».

2.Игры- забавы:

В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.К этим играм относятся: «Земля- вода- небо»; «Жмурки»; «Чехарда»; «Городки»; «Лапта»; «Горелки»; «Пятнашки».

3.Игры- ловишки:

Такие игры, в которых воспитываются такие психофизические  качества,как ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.К таким играм относятся: «Колдуны»; «Капканы»; «Хвост и голова» ; «Горячее место».

4.Хороводные игры:

Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением.В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне.Песня тесно связана с народной игрой.К таким играм относятся: «Колпачок»; «Где был, Иванушка?»; «Березка»; «Гуси и волк».

5.Игры, отражающие отношение человека к природе.

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег её.Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.Сюда относятся русские нардные игры: «Совушка-сова»; «Кот и мышь»; «Гуси-лебеди»; «Хитрая лиса».

6.Бытовые игры.

Игры, отражающие быт русского народа, повседневную жизнь наших предков.К таким играм относятся: «Я по травке шла», «Захват флага»; «Ярмарка»; «Удочка»; «Птицелов».

7.Состязательные.

Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех.Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям.Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в  ловкости и усложненным. Это такие игры, как «Единоборство»; «Бой петухов»; «Цепи кованы»; «Достань камешек», «Претягивание каната».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...