Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
методическая разработка на тему

Синейкина Надежда Владимировна

В методической разработке раскрываются особенности воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе; обосновываются различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий. Рассматриваются вопросы планирования НОД по формированию толерантности с детьми разного возраста. Разработка содержит анализ теоретического материала и обзор практической деятельности по данной теме.

Разработка предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и  младшего школьного  возраста

«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе

(методическая разработка)

                                                                Составитель:

                 Синейкина Надежда Владимировна,

                                                Воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»

Юрга 2013

Составитель: Синейкина Надежда Владимировна, воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»

Консультант: Черногузова Елена Васильевна, старший воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»

В методической разработке раскрываются особенности воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе; обосновываются различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий. Рассматриваются вопросы планирования НОД по формированию толерантности с детьми разного возраста. Разработка содержит анализ теоретического материала и обзор практической деятельности по данной теме.

Разработка предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….4
  2. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….8
  3. Формирование толерантности в разновозрастных группах………………………………………………………………………….16
  4. Заключение……………………………………………………………….24
  5. Литература……………………………………………………………….25
  6. Приложение №1 «Фоторепортаж из жизни группы»………………….28

7.         Приложение №2 «Комплекс утренней гимнастики для детей 3-5 лет».30

8.         Приложение №3 «Совместные игры в разновозрастной группе»…..31

9.         Приложение №4 «Трудовое воспитание»……………………………..32

Введение

                                                Толерантность – это то, что делает                                                                 возможным достижение мира и                                                                 ведет от культуры войны к культуре                                                         мира.

                                                (Из «Декларации принципов                                                                         толерантности», принята                                                                         генеральной  Конференцией                                                                         ЮНЕСКО в 1995г.)

        

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В.В.Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».[14]

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо, ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание толерантности у детей является непременным условием формирования их воли и характера.  

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 3-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы: детская непосредственность; ограниченный жизненный опыт; детская бестактность и т.д. [7].

Проблема недостаточной сформированности чувства толерантности у детей дошкольного возраста, возникла  при формировании группы, в состав которой вошли дети разного возраста (от 3 до 5 лет).

Для решения проблемы, появилась необходимость создания воспитательной системы, где бы всесторонне рассматривались и решались вопросы толерантного взаимоотношения всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Проблему толерантности, можно отнести к воспитательной, и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Многие психологи (Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и  миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве. [17]

Актуальность  данной работы заключается в развитии воспитательной работы по формированию толерантности на основе  требований ФГТ и Программы «От рождения до школы».  При этом учитываются особенности  совместного пребывания детей разного возраста. Особого внимания требует организация педагогического процесса по подгруппам, где на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития общества  и государства в целом (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

В соответствии с основным содержанием и структурой  программы  «От рождения до школы» в работе рассматривается своеобразие воспитательно-образовательной работы в процессе повседневной жизни, особенности педагогического руководства самостоятельными играми и доступными формами труда детей в смешанной группе, а также особенности обучения детей разного возраста на непосредственно организованной деятельности.

Новизна данных методических рекомендаций обусловлена созданием комплексной системы по преемственности принципов толерантности в разновозрастной группе дошкольного учреждения.

Цель: оказание практической и методической помощи специалистам дошкольных образовательных учреждений, при организации работы по формированию толерантности у воспитанников в разновозрастной группе.         Достижение данной цели возможно при  решении следующих задач:

- изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме;

- обобщить и систематизировать практический материал по данной теме;

- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность специалистами ДОУ.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный методический материал позволит активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, поспособствует воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей и рас, а также обеспечит базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Очевидно, что многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием. Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача детского сада состоит  в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.

Принципы воспитания толерантности:

Общепедагогические:

 Принцип целенаправленности – воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности.         Принцип культуросообразности - в процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принцип уважительного отношения к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип опоры на положительное в ребенке - воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Частные:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип единства знания и поведения - данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности  толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды: создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

В современных условиях образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых  отношений и норм поведения, и в частности формирования толерантного сознания и поведения. Решение данных задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребёнка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. В современных условиях возрастает роль сферы образования, признанной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности. В психолого-педагогической литературе и литературе по толерантности сформированы следующие условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:

1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.

2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.

3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Первым условием является создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создать в учреждении благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, религии, культуры, необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением. Педагога часто называют «душой образовательного процесса». От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм.         Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка. Если подвести итог, какими же качествами должен обладать педагог:  общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия; глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении; профессиональное мастерство, освоение новых приёмов работы; психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение; отношение к детскому коллективу, как свободной общности единомышленников; стремление к самоанализу и саморазвитию. Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом.

К таким технологиям относятся личностно ориентированные технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается  своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.

Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и  анализа процесса их решения.

Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.  

Методы и формы работы с детьми

       Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

        Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

-  развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

-  развитие чувства близости с другими детьми: «Отгадай, кто мой друг», «Комплименты»;

-  гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

-  развитие умения понимать настроение окружающих: «Покажи свое настроение»

-  проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на НОД, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Упражнения направленные на:

-  на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

-  воспитание уважения к людям различных национальностей и расс: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира. [13]

Высокие требования, предъявляемые к современной школе, обязывают всемерно улучшить воспитание и обучение детей в дошкольных учреждениях. Необходимо совершенствовать и воспитательно- образовательную работу в разновозрастных группах. В совместном воспитании детей разного возраста есть много, положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших. Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Работа в таких группах требует от воспитателя большого такта и мастерства, знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными

распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу. Воспитательная работа  дошкольном отделении образовательного учреждения строится на основе «От рождения до школы», но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. Особого внимания требует организация педагогического процесса по подгруппам.

        В каждой смешанной группе необходимо вести работу по двум возрастным подгруппам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому педагогу и в то же время позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей. Воспитательно-образовательная работа  осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т . д . ) , а также в процессе непосредственно образовательной деятельности, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.         В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания и расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и

умениям. [1]

Формирование толерантности в разновозрастной группе детского сада

Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью - он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят - он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире. Исправлять ошибки взрослых не так-то просто, целесообразнее их не делать.

В соответствии с основным содержанием и структурой программы «От рождения до школы» рассматривается своеобразие воспитательно-образовательной работы в процессе повседневной жизни, особенности педагогического руководства самостоятельными играми и доступными формами труда детей в смешанной группе, а также особенности обучения детей разного возраста в непосредственно образовательной деятельности.  В совместном воспитании детей разного возраста есть много, положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших.

        Приведу пример. В прошлом году зимой к нам пришел трехлетний мальчик Миша. Тогда он не умел сам одеться для прогулки, а сейчас, год спустя, он не только одевается самостоятельно, но еще успевает и другим помочь. И это стремление родилось у него без каких-либо наставлений со стороны взрослых, только из подражания старшим ребятам. Старшие дети — наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке  привлекаются все дети, но по-разному. Малыши 3—4 лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Допустим, ставя игрушку на место, приговариваю: «Лошадка вернулась на свою полочку, ей надо отдохнуть, а рядом поставим тележку. А как там поживают наши котята — надо посмотреть. А где у нас живет эта птичка?» Малыши, охотно сопровождая на первых порах только смотрят, как расставляются игрушки по местам. Четырех-пятилетние дети вовлекаются в процесс уборки с помощью игры — сегодня они превращаются в трудолюбивых муравьев, завтра становятся шустрыми белочками, пчелами или веселыми кузнечиками и т.д. Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и мы должен проконтролировать это. Старшим говорю, довольна  - ли  их работой, а маленьких просто хвалю за усердие. Так старшие учатся быть снисходительными к тем, кто младше и слабее их. Вспоминая робкого Вову, который пришел к нам два год назад, в трехлетнем возрасте. Детей он боялся и общался только с воспитателями. Играл он тоже только с воспитателями, не отходя от нас ни на минуту. Если кто-то из детей неосторожно задевал его, он пугался и плакал. Стараясь помочь нашему трусишке, осторожно вовлекали его в игры с детьми — сначала с теми, кто младше его, а затем и с ровесниками. Сейчас ему четыре, и он один из старших в группе. Поведение его заметно изменилось: теперь он может придумать и организовать интересную игру, вовлечь в нее других старших детей, он не боится быть в центре внимания, пропала его неуверенность в себе. Не думаю, чтобы в традиционной группе он так же успешно справился со своими проблемами.         Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.  При подготовке к полднику младшие дети первыми садятся за стол, вскоре к ним присоединяются старшие. Через некоторое время вместе с дежурными  начинаем подготовку к вечерней непосредственно образовательной деятельности (с детьми среднего, а иногда и младшего возраста). Свободные от НОД дети продолжают играть. По окончании занятий, старшие дети присоединяются к играм младших. В такой же последовательности проводится подготовка к вечерней прогулке, возвращение с улицы, подготовка к ужину и ужин. Все это позволяет обеспечить разную длительность режимных процессов, а также воспитывает правильные взаимоотношения между детьми: у старших формируется внимание к малышам, развивается умение уступать младшим товарищам, а малыши в свою очередь с уважением отзываются о старших, ценят их заботу.         Используется каждая возможность, чтобы привлечь внимание детей к доступным явлениям общественной жизни, помогая понять особенности труда и жизни российских людей, зарождая в душе ребенка уважение и любовь к нашей Родине. Во время прогулки, обращая внимание детей на празднично украшенную улицу города, начинаю разговор о предстоящем празднике, предлагая вспомнить выученное стихотворение. В другой раз организуя рассматривание иллюстрации, предлагаю старшим показать малышам картинки и т. д. В канун праздников, посвященных разным профессиям — День учителя, День строителя, День шахтера с детьми проводятся беседы о работе взрослых, говорятся теплые слова о всех тружениках. Все это расширяет и обогащает представления детей, создает у них интерес к событиям общественной жизни, делает ребенка более восприимчивым и толерантными.

         Формируя уважение к труду родителей и сотрудников детского сада, обращается внимание на результаты их труда.         Хорошим поводом для разговора об этом может быть чисто убранная младшим воспитателем групповая комната («Как у нас чисто и красиво стало. Это наша Ирина Васильевна потрудилась, спасибо ей!»); новое платье или костюм, в котором пришел кто-нибудь из детей; чистое белье, которое принесли из прачечной; вкусный обед, приготовленный мамой или поваром детского сада, и т.д.         Делая предметом детского внимания такого рода повседневные факты, подчеркивается, что все взрослые люди (мама, младший воспитатель, повар, прачка) очень старались, чтобы платье получилось красивым, белье чистым, обед вкусным. Даже маленькие дети после такой беседы понимают, что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь (аккуратно складывать одежду, не пачкать скатерть, вешать куртки на вешалку).

Работая в группе, где воспитываются дети разного возраста, необходимо создавать специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируем опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, потребность растущего организма. Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различные отношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре. Все это делает игру незаменимым средством воспитания и формой организации жизни и деятельности детей.

В процессе игры «Ласковая цепочка» дети садятся в круг поближе друг к другу и описывают соседа сидящего рядом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой хороший у нас Данечка! У него мягкие волосики, красивые глазки. А теперь, Данечка, погладь Варю по головке. У нее тоже шелковистые волосики. Посмотри, у Вари голубые глазки». Так с помощью воспитателя дети по новому узнают друг друга, учатся налаживать контакты с товарищами. Ласковое обращение воспитателя: «Данечка», «Варенька» также дает им положительный опыт общения.  Действия детей можно разнообразить. Обычно они с удовольствием играют и самостоятельно придумывают новые действия. Через игру «Выбери меня» дети лучше узнают друг друга, запоминают новые имена.

В смешанной группе дети значительно отличаются по уровню развития игры и нуждаются в разном руководстве. Каждый вид игр важен для всестороннего воспитания детей. Чем разнообразнее игры в группе, тем богаче и интереснее протекает жизнь детей, тем больше возможностей для реализации программных задач и всестороннего развития личности дошкольников. Именно поэтому, дети играя в разные игры, сами организовывают не только сюжетно-ролевые, но и различные игры с правилами.

Проникновение взрослого в детскую жизнь позволяет определить более конкретные воспитательные задачи по отношению к отдельным детям: одних постепенно отучить только распоряжаться и командовать, у других развить активность, третьим помочь включиться в группу играющих и удовлетворить потребность в заинтересовавшей их игре и т.д.

Руководствуясь играми детей разного возраста, воспитывающихся в одной группе, стремимся к тому, чтобы дети имели возможность не только самостоятельно играть в разные виды творческих игр, но и могли по-разному в них объединяться. На протяжении дошкольного возраста дети отражают в своих творческих играх жизнь и деятельность взрослых на работе, в семье, с увлечением играют в детский сад, строят дома, дороги, мосты и т.д. Общность тематического содержания создает благоприятные условия для совместных сюжетно-ролевых, строительных и других игр детей разного возраста. Многие игры (в семью, детский сад) в смешанной группе проходят разнообразнее и интереснее именно благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети старшего возраста. И это понятно. Детям присуща искренность чувств и отношений, которые они проявляют в той или иной роли. Но в роли мамы ребенок с большей заботой и нежностью относится к младшему товарищу, чем к своему сверстнику, в игре  «Детский сад», охотнее учить малыша петь песенку потому, что тот действительно этой песни не знает. В свою очередь и малыши более уважительно относятся к маме и воспитательнице, если их изображают ребята, которые старше и опытнее.

Большие возможности для организации интересной и содержательной

игровой деятельности, для развития у детей умения взаимодействовать, самостоятельно устанавливать взаимоотношения, как по поводу игры, так и в процессе осуществления строительно-игрового замысла, а также для формирования положительных взаимоотношений детей разного возраста имеются в играх-драматизациях и строительных играх. В играх-драматизациях объединяющим началом является текст сказки, рассказа, стихотворения, песенки. Дети берут на себя роль конкретных героев и изображают их в соответствии с текстом или вносят в действие свое творчество. Наиболее типичной совместной игрой-драматизацией в смешанной группе является игра, возникающая по инициативе старшего ребенка (или воспитателя). В этом случае организатор берет на себя роль

ведущего или главного героя, а затем привлекает остальных детей, в том числе и младшего возраста.

        В условиях смешанной группы воспитательное воздействие труда значительно возрастает. Совместная жизнь детей разного возраста позволяет, кроме указанных качеств, воспитывать положительные взаимоотношения между старшими и младшими детьми: заботу старших о маленьких, готовность оказать помощь, научить малыша тому, в чем он испытывает трудность, и т.д. Младшие дети в свою очередь проникаются уважением к своим старшим и более умелым товарищам по группе, гордятся результатами их труда, радуются участию в совместной с ними работе.

При воспитании взаимоотношений детей разного возраста заботу старших о малышах надо правильно сочетать с удовлетворением познавательных, игровых и трудовых интересов старших, учитывать важность их общения со сверстниками и более старшими детьми. Во всех

случаях, надо стремиться создавать условия, при которых участие в совместном трудовом действии, помощь старшего младшему товарищу является естественной и доброжелательной, вызывает положительные чувства и радость у тех и других.

 Организуя разнообразные игры с детьми дошкольного возраста, с помощью которых  помогаем ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждаем рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.  Детям дошкольного возраста предлагаются игровые занятия и упражнения, которые помогают им понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. У дошколят открываются новые возможности для дальнейшего развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению толерантных межличностных отношений.         Детский сад способствует воспитанию детей в духе толерантности. Находясь в обществе сверстников, малыш учиться устанавливать с ними дружеские отношения, разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.

Постепенно расширяя представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжают  формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; проводятся беседы по теме «Мой город», совместно с воспитанниками составляем альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим». Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России. Полученные представления дети отражают в рисунках. Конкретизируя представления (детей)  о России, читаем художественные произведения, подбираем книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций. Формируем чувство гордости за родную страну. Для обобщения знаний о России создаем образовательные ситуации, включающие игры («Игра – путешествие по достопримечательностям города»; Д/И «Собери герб г. Юрга», «Найди флаг России»» и др). В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля – наш общий дом». Дети узнают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждаем детей делать вывод: глобус – это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны. Обращаем внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга. Для закрепления знаний с детьми проводятся упражнения «Хоровод дружбы». В результате системной педагогической работы у детей постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Стимулируя желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества).

Благодаря проделанной работе у детей воспитывается уважительное отношение к культуре других народов.        

Заключение

В результате, проделанной работы, дети научились дружить, гуманно относиться к окружающим, проявлять терпение к недостаткам других, а также признавать индивидуальность каждого человека, уважать его мнения и точки зрения; познакомились с правилами этикета и правилами вежливого поведения; у детей развилось умение культурно вести себя друг с другом и окружающими взрослыми; сформировалось желание и готовность помогать другим, понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.

Дети узнали, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им стали знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они начали понимать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять толерантность; осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Список литературы

  1. Аванесова В.Н.  Воспитание и обучение детей в, разновозрастной группе.— 2-е изд., испр. [Текст]: методические рекомендации/ В.Н. Аванесова — М.: Просвещение – 1979. - 176c.
  2. Афанасьева И.В. Толерантность с детства. [Текст]: И.В. Афанасьева Журнал «Воспитатель ДОУ»/. - 2007. №3
  3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окуружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. [ Текст]: Т.Н. Вострухина/ Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 239/– М.: Школьная пресса. - 2010. – 112с.
  4. Григорян Л.Г. Секреты настоящей дружбы. [Текс]: Л.Г. Григорян/ Журнал «Воспитатель ДОУ».- 2012. №6
  5. Королева Т.В. Почему дети ругаются? [Текст]: Т.В. Королева, Журнал «Воспитатель ДОУ»/.-  2011. №1
  6. Лянге А.А. Рассказова Н.Д. Формирование толерантности у дошкольников. [Текст]: А.А.  Лянге, Н.Д. Рассказова., Журнал «Воспитатель ДОУ»/ -  2010. №9
  7. Макарова Т.В, Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольника [Текст]: Методические рекомендации/ Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова - М.: ТЦ Сфера - 2008. – 80с.
  8. Минкина М. В. Работа в разновозрастной группе детского сада.    [Текст ]: методические рекомендации/ М.В. Минкина – Минск. – 1963. - 78с.
  9. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности. [Текст]: Е.А. Новгородцева Журнал «Воспитатель ДОУ»/. - 2011. №6
  10. Петрова В.И. , Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. [Текст]: Пособие для педагогов и методистов/ В.И. Петрова, Т.Д. Стульник   - М.: Мозаика – Синтез - 2007. – 80с.
  11. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. [Текст]: Программа и методические рекомендации. – 2 –изд., испр. и доп./ В.И. Петрова, Т.Д. Стульник – М.: Мозаика – Синтез- 2006. – 80с.
  12. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст]: Е. Смирнова, журнал Дошкольное воспитание/. - 2003. №8

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/usloviya-i-sredstva-formirovaniya-tolerantnosti-u-doshkolnikov Формирование толерантности  у дошкольников в условиях современной системы образования.
  2. http://festival.1september.ru/articles/582290/ Воспитание основ толерантности у дошкольников Новицкая Л. М.
  3. http://www.ds89.ru/r_50/
  4. http://www.resobr.ru/materials/19/38390/ Воспитание социокультурной толерантности у детей.   Чумичева Р.М. / Платохина Н.А.   Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения ,№11, 2012 г.
  5. http://www.ds10-smorgon.grodno.unibel.by/main.aspx?uid=862

                                                        Приложение 1

                                                        Фоторепортаж «Из жизни группы»

 

 

 

 

                                                Приложение 2

                                                (Комплекс утренней гимнастики для                                                         детей         3-5 лет)

1. Ходьба друг за другом (старшие идут в прямом направлении, периодически переходя на ходьбу на пятках и носках; младшие идут нормальным шагом). Бег друг за другом (младшие в центре). Перестроение в 3 колонны (по подгруппам).

2. Стать прямо (у младших ноги слегка расставлены, у старших — пятки вместе, носки врозь). Вытянуть руки вперед (ладони внутрь), в стороны (ладони вниз), вниз. Повторить 5—6 раз. Старшие дополнительно выполняют упражнение, с напряжением сгибая руки в кулаки (3—4 раза).

3. Стать прямо, исходное положение ног прежнее, руки на поясе. Наклониться вправо (младшие один наклон, старшие — два), выпрямиться, наклониться влево. Повторить 6 раз (младшие), 8 раз (старшие).

4. Стать прямо. Положение ног прежнее. Наклоны вперед, выпрямиться. Младшие, наклоняясь, хлопают по коленям, старшие достают носки ног. При наклонах можно произносить: Хлоп-хлоп.

5. Сесть на коврик (или на стул). Ноги вытянуть. Поднять ноги вверх,

опустить (3—4 раза — младшие; 6—8 раз — старшие). Руки упираются в пол.

6. Лечь на коврик. Младшие отдыхают. Старшие поднимают ноги и двигают ими (как на велосипеде).

7. Встать, стать прямо. Ходьба по комнате поднимая руки в стороны.

Легкий бег, ходьба (младшие уходят).

8. Подвижная игра «Сделай фигуру». (Дети энергично ходят по комнате, но сигналу воспитателя останавливаются, делают фигуру и замирают.). Повторить 3— раза.

                                                                                Приложение 3

                                Совместные игры в разновозрастной группе

1. Игра в путешествие по комнате. Все дети собирают предметы из разных материалов: младшие находят, приносят, называют любые предметы и игрушки, средние — деревянные и металлические игрушки, старшие — предметы, сделанные из этих материалов, но определенного назначения (посуду, мебель и т. д . ) .

2. Игра «Чудесный мешочек». -Играют все дети, но чудесных мешочков два: один для детей 3—4 лет, другой для детей 4-5 лет. Могут одновременно выходить по два ребенка: малыш достает и называет предметы из своего мешочка, старший находит,  называет не глядя предметы из своего.

                                                                        Приложение 4

                                                                        Трудовое воспитание

Младший возраст

Воспитательные задачи

Содержание труда

Формировать представление

О значимости труда дежурных,

очередности выполнения поручения.

Обучать последовательности

в работе.

Дежурство по столовой.

Помогать няне накрывать столы: раздавать ложки, ставить хлебницы, стаканы с салфетками, тарелки с фруктами.

Средний возраст (5-й год жизни)

Воспитывать желание трудиться

для других. Воспитывать положительное отношение к труду.

Формировать новые  трудовые навыки.

Учить последовательности в работе.

Воспитывать желание трудиться

для других. Воспитывать

положительное отношение к труду.

Формировать новые трудовые навыки.

Учить последовательности в  работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности. Формирование толерантности цедесооюразно начинать с дошкольного возраста. В формировании толерантности необходимо опираться...

Нетрадиционные методы и приемы работы по формированию толерантности сознанияя детей дошкольного возраста

Данная проблема актуальна на сегодняшний день, поскольку воспитанию толерантности у детей должно быть одной из значимых задач в дошкольном воспитании. Необходимость формирования толерантных отношений...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Теория, план на год в средней группе, подборка игр...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Консультация по формированию толерантности у детей дошкольного возраста...

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса

В данной статье представлен опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса...

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.

Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.                          ...