«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.
план-конспект занятия по развитию речи
Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.
Подготовила: воспитатель
Ловнуженкова З.Д. 2019 год.
Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.
Вид: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.
Особенности: для детей 5-7 лет.
Начало проекта: октябрь - 2018 г.
Проблемный вопрос Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения.
Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождает все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах не вызывает сомнения.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_z.d._.docx | 320.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию этикета поведения у дошкольников.
Тема: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» в разновозрастной группе.
Подготовила: воспитатель
Ловнуженкова З.Д. 2019 год.
Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.
Вид: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.
Особенности: для детей 5-7 лет.
Начало проекта: октябрь - 2018 г.
Проблемный вопрос Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения.
Актуальность проблемы: В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождает все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах не вызывает сомнения.
Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Цель Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию детей в семье.
Задачи:
1. Изучить с детьми понятие «этикета» и «культурного человека».
2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
1
3. Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми.
4. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе.
5. Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи.
6.Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
7.Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Участники проекта:
- воспитатель группы.
- дети разновозрастной группы.
- родители детей
Ожидаемый результат:
- Овладение детьми дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. Воспитание нравственных и эстетических качеств
-Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения
- Опираясь на методическую литературу систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.
- Снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.
- Повышение заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
Краткое содержание проекта
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и в семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
Образовательные стандарты: «Познавательное развитие», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность»
Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширять кругозор и знания детей.
Ребенок и окружающий мир: формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
Изодеятельность: развитие образного эстетического восприятия, формирование представлений о взаимосвязи этикета и эстетики.
Разделение функций участников проекта
2
Воспитатель. Стр. 3
- Диагностика уровня знаний и умений детей
- самообразование по данной теме
- Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, этических бесед
- Оформление плакатов
- Подбор детской литературы
Дети
-Разучивание стихов, пословиц, поговорок
- Рисование рисунков
-Занятия познавательного типа
- игры
-Развлечение или итоговое занятие
- Закрепление правил хорошего тона
Родители
Помощь в оформлении стендов, стенгазет
- Участие в фотовыставке
- Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома
- участие в родительском собрании, в развлечении
Этапы проекта:
I этап: подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).
5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).
II ЭТАП Основной В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми
Выполнение проекта
Познавательное развитие НОД | - Занятие «Что такое этикет?» Цель: познакомить с понятием «этикет»; учить находить правильные решения в различных, проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов; воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать мыслительную деятельность у детей. - Занятие «Уроки этикета» Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе. Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора. Активизация словаря детей. Развивающая задача: развивать у воспитанников познавательные, психические процессы, речь, артистизм, выразительность, культуру общения, привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме. Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль. - Занятие: «Путешествие по городу «Вежливости». Цель - формирование у детей нравственного представления о вежливости. вежливых обращений с людьми. лова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Занятие по развитию речи «Доброе слово и кошке приятно» Цель: Учить способам общения с людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого обращения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении, необходимость в общении друг с другом. - Занятие «Какие бывают приветствия?» Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения стр. 4 детьми различных форм приветствий Занятие – беседа « В стране вежливых слов» Занятие «Знакомство с хорошими манерами» |
Знакомство с художественной литературой | В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Левин «Аппетитная песенка для Лешки», «Размышления после очень вежливого разговора», А. Кондратьев «Пожалуйста» И. Токмакова «Счастливого пути» В.Осеева «просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя» С.Маршак «Ежели вы вежливы» С. Михалков «Хорошие товарищи» Р. н. сказка «Лиса и журавль». М. Пляцковский «Урок дружбы». Л. Толстой «Косточка». - К. Чуковский «Мойдодыр» - «Федорино горе |
Продуктивно – художественное творчество | - Изготовление поздравительных открыток - Оригами «Салфетки для сервировки стола» - Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы»- через рисунок передавать свое настроение эмоции, впечатление. |
Социальное развитие | Беседы «Уроки вежливости», «Воспитанность и вежливость», «Мы идем в гости» "Столовый этикет", «Как дарить подарки», « Зачем говорят «здравствуй»(прилож. - Беседа Как вести себя в общественном месте Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей. - Просмотр презентаций «Правила поведения за столом», Правила поведения для малышей» - Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета». |
Игры | -Игры «Приятного аппетита», «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», Вежливые слова» -Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мы отправляемся в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом. |
Музыка | - Слушание песен «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит, качается» |
-Оформление папок передвижек с рекомендациями по этикету - «Уроки этикета», «Детсадовский этикет» «Этикет»
III Этап- заключительный
Игры | - Кто больше знает вежливых слов», - «Доброе утро» - Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях». - Игры – инсценировки « Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка» |
НОД | Итоговое занятие «Путешествие в царство вежливых наук» |
Работа с родителями | - Консультация для родителей « Веселый этикет», «Формирование культуры поведения за столом» - Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребенка, доброжелательности, честности, воспитание культуры общения. - Примерные темы бесед родителей с детьми: 1. «Я – маленький» (фото) 2. «Я люблю это дружное слово – «вместе» . 3. Трудно ли держать слово? 4. Как вести себя за столом? 5. Ребенок плачет – как его утешить? 6. Причины плохого настроения. 7. Хорошие и плохие манеры. 8. Детские конфликты. 9. Ребенок говорит неправду. 10. Как преодолеть страхи ребенка? |
5
- Конкурсы «Сервировка стола» между дежурными.
-Консультация для воспитателей
« ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ»
Прав был А. С. Макаренко, говоря : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным, желательно с участием родителей.
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.
В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность , улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. У детей тихих, сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.
Литература
Алябьева Е..А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.
Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? » Черо – 2003г. – 240с.
Жукова Р. А. «Игра как средство социально-эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006г. 112с.
Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном - 2004г. – 48с.
Корчинова О.В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г. – 192с.
Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг - 2000 г. – 116с.
1
Занятие : «Что такое этикет»
Задачи:
познакомить с понятием «этикет»;
учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
упражнять в использовании вежливых слов;
воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
развивать мыслительную деятельность у детей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах
Материал:
туалетные принадлежности:
мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
ромашка с правилами поведения в различных местах;
«волшебная палочка».
Технические средства: магнитофон
Ход занятия
(Входят под песню «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского).
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.
Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим
Веселым прохожим на утро похожим,
«Веселое утро» - повсюду я слышу
Я слышу и вижу в глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек.
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно
«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».
Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами?
Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
-Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.
А что такое «этикет» нам расскажут дети:
1 ребёнок:
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребёнок:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).
(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)
Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.
Физкультурная минутка:
Рано утром мы проснулись, -потереть глаза кулачками
Сладко, сладко потянулись! -потянуться вверх
Чтобы сон ушел - зевнули -зевают
Разбудил нас бег на месте, -«бегут»
В ванну побежали вместе -«рисуют» прямоугольник в воздухе
Умывались и плескались, -имитируют движения умывания
Зубы вычистить старались, -«чистят» зубы
Причесались аккуратно, -«причесываются»
Приоделись все опрятно. -проводят руками по телу-«одеваются»
Не хотим мы больше спать - грозят пальчиком
Будем весело играть!!! -хлопают в ладоши.
Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
Утром, подойдя к окну,
«Здравствуй!»,- солнышку кричу.
И еще немало раз
За день повторю:
«Добрый день» иль «В добрый час!»
«Вас за все благодарю».
Друга встречу – то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «спасибо».
Ты «пожалуйста» в ответ,
Улыбнувшись, прошепчи.
Расставаясь с кем-то где-то,
«До свиданья» говори.
Эти истины понятны,
Учат как себя вести.
Чтобы было всем приятно,
Желаем доброго пути!
Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.
Забирать игрушки у друзей.
Помогать взрослым.
Кричи, громко разговаривай.
Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.
Здороваться при встрече.
Садиться за стол грязным, неумытым.
Следить за своим внешним видом.
Просмотр фрагмента мультфильма
Сотни правил в этикете
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети,
Вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте,
Изучайте этикет.
Изучая, подрастайте,
И живите много лет!
В жизни Ваше воспитание
Ждут большие испытания.
Самоанализ:
Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.
Дети: О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель: Правильно.
А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».
Спасибо!
Дети: До свидания!
(Уходят под песню «Точка, точка, запятая» слова Ю.Ким – музыка Г.Гладкова).
2
Конспект занятия по этикету "Волшебная сила слов"
Уроки Этикета
Автор: Ловнуженкова З.Д.
Конспект занятия по предмету «Этикет»
Тема: "Волшебная сила слов"
Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.
Задачи:
образовательные:
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных формул.
развивающие:
- развивать умение говорить друг другу хорошее;
- улучшать общую моторику и координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт первоначальное формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими. Для дальнейшего применения данного понятия в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений, мультфильмов.
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Оборудование занятия: , накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка и сюрпризы в ней.
Демонстрационный материал:
- иллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций;
- поезд с вагончиками;
- цветик - семицветик.
Раздаточный материал:
- смайлики.
Оформление доски происходит в ходе занятия.
Цветик – семицветик.
Изображение поезда с вагончиками.
«Весёлое личико».
План занятия.
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Введение в тему. Постановка целей – 3 мин.
3. Основной этап – 19 мин.
4. Этап подведения итогов занятия - 5 мин.
5. Рефлексия – 2 мин.
Ход занятия
-.Организационный этап
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
- Введение в тему. Постановка целей.
Педагог: Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Педагог:Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. Д.?
Дети: Вежливые слова.
Педагог: Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они волшебные?
Дети: ……………..
Педагог:Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Дети: ……………….
Педагог: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"
А давайте попробуем определить цель нашего занятия. Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами?
Дети: ……………
Педагог: цель нашего занятия понять, в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
- Основной этап
Педагог: Молодцы, правильно определили и тему занятия и цель! Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия».
Дети повторяют слова. В это время, педагог быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).
Педагог (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видели?
(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется Фея зла.)
Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Педагог (фея) :Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей)
— Давайте покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать!
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но прежде нам нужно найти цветок с заданиями.
Педагог (фея) : У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой!
Зрительная гимнастика.
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
Посмотрите (педагог открывает занавес на мольберте и дети видят цветок)
Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3,4, 5. (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком злая волшебница приготовила задание.
………. подай мне, пожалуйста, желтый лепесток:
1 задание-игра: Игра «Антонимы».
Игра «Антонимы». Цель игры — подготовка к предстоящему тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Педагог: Злая волшебница подготовила вам неприятные слова и она уверена, что вы не сможете превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Дети: ……………….
Педагог: Злой — добрый, жадный — щедрый, грубый — нежный, нена-вижу — люблю, глупый — умный, страшный — красивый, гряз¬ный — чистый, враг — друг, жёсткий — мягкий, обман — чест¬ность, побить — пожалеть, война — мир, ложь — правда...
Педагог:Итак, друзья, вы прошли испытание Злой волшебницы.
Педагог: ……….. принеси, пожалуйста, зелёный лепесток
Педагог:
— Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще перестанет делать плохие поступки.
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
задание – «Ласковое словечко»
Педагог: …………. принеси оранжевый лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово, и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
Педагог (фея) : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Педагог (фея) : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Педагог (фея) : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Педагог (фея) : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Педагог (фея) :Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Педагог(фея) :Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям ребята справились!
(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злой волшебницы.)
Злая Волшебница:
Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая!
Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!
Педагог (фея):Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая волшебница стала доброй!
1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из-под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и вернула шкатулку с сюрпризом.
Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в нашу группу, а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги,
В «Созвездие» нас перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро снимает накидку.)
4 Этап подведения итогов занятия
Педагог:
Ребята, ну вот мы снова оказались в нашем кабинете, вам наше путешествие понравилось?
- Как вы думаете в чём же волшебная сила слов?
- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?
- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?
Ответы детей...
Педагог: А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.
Всем спасибо!!
3
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»
Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.
Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
Развивающие:
Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».
Ход НОД:
В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.
Упражнение; «Подари улыбку»
Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите .(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху , улыбается в ответ. Затем , он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)
В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.
В - ль: Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)
Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?
Ребята , подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)
1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.
Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.
(слайды)
Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»
-Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).
Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».
-Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)
Картинка « Встреча двух друзей.»
-Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)
Как можно приветствовать друга ,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)
О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .
Утром , подойдя к окну
«Здравствуй»! - солнышку кричу
И ещё немало раз
За день повторю;
« Добрый день», иль «В добрый час»
«Вас за всё благодарю».
Друга встречу - то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «Спасибо»
Ты пожалуйста ответь
Улыбнувшись, прошепчи,
Расставаясь с кем-то, где-то,
«До свиданья» говори.
В – ль: Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.
2: -Посмотрите , а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.
А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).
В - ль: - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.
1.Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).
2. Назовите только слова благодарности ( спасибо, благодарю).
3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею).
4.Назовите только слова прощания ( до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).
В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.
3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».
Слайды:
ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?
-Если женщина с тяжёлыми сумками в руках , не может открыть дверь и выйти из магазина?
-Если съел конфету и у тебя остался фантик?
-Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?
Посмотрите , и красный лепесток вернулся к цветку.
4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?
Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.
-А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.
Игра» Хорошо - плохо»
В - ль: Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо ,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.
1.Привычка очень громко разговаривать.
2.Неряшливость в одежде.
3.Прикрывание рта рукой , когда кашляешь.
4.Внимательное , вежливое общение с людьми.
5.Приветствовать знакомых, при встрече.
6.Оскорбление окружающих людей.
7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.
8.Мальчики дерутся.
Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.
5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».
Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова , каким должен быть друг.
Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).
В - ль: Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.
А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?
-Друзья познаются в беде.
-Дружбу помни, а зло забывай.
-Нет друга, так ищи, а нашёл , береги.
-Дружба стекло – разобьётся ,не сложишь.
-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,
В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.
Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.
Ф - ка: Магнит.
В – ль ( показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?
-Он притягивает к себе разные железные предметы.
-Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.
-Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).
Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.
Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка , все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой ,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.
6.Лепесток синий - это лепесток «внешний вид».
-Ребята , а что такое внешний вид?
-В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.
-Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).
-Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).
Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.
-Я называю варианты ответа , а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.
-Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:
1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.
2.Опрятной. 5.Разорванной.
3.Модной. 6.Новой.
-Ребята, так какой должна быть одежда.
(опрятной, чистой, аккуратной)
-И тот лепесток вернулся к цветку.
7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».
-Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.
-Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.
-Мыть руки перед едой.
-Чистить зубы перед сном.
-Грызть ногти.
-Пользоваться носовым платком.
-Дразнить и обзывать детей.
-Стричь ногти.
-После сна умываться.
-Расчесываться.
-Ковырять в носу.
-Молодцы, ребята, все привычки определили , и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).
-Ребята , посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.
Стихи: 1. Что такое этикет?
Мы сейчас даём ответ-
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет.
2. Что сказать, когда войти.
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3. Если вежливым стать,
И воспитанным быть
То всегда и всюду будут
Уважать вас и любить.
-Ребята , давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным ).
4
Уроки этикета.
«Доброе слово и кошке приятно»
- учить способами общения между людьми на основе знание этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого обращения);
- развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность;
- формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику);
- учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать содержание рассказа, отвечать на вопросы;
- воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.
Материал к занятию: игрушечные заяц и котёнок, три листа белой бумаги, на которых точками нарисованы контуры сердца, снежинки, красные карандаши, цветок добрых слов.
Ход занятия:
Дети произвольно сидят на ковре.
- Дети вы хотите поиграть со мной в новую игру «Пора вставать»?
Мои детки, мои детки
Мои детки крепко спят
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят
Вот так!
Воспитатель и дети делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).
Затем воспитатель говорит:
Солнце встало
Хватит спать
Хватит спать
Пора вставать
Дети «просыпаются» и, встав на носки, подняв руки вверх делают вдох, затем быстро опустив руки вдоль туловища делают выдох (несколько раз).
- Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!
- А теперь давайте вместе скажем всем
Солнце встало
Хватит спать
Хватит спать
Пора вставать
Здравствуйте!
- Молодцы дети!
- А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Не сердись, улыбнись». Надо повернуться к рядом стоящему, смотреть ему прямо в глаза и говорить ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись» (игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой).
Стук в двери.
- Дети, к нам в гости пришел зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас.
- А вы хотите поздороваться с ним?
- Но учтите, каждый должен сделать это по-разному, по-своему (дети передают друг другу зайчика и приветствуют его).
- Что вы можете сказать, как себя чувствует зайчик (ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его).
- Давайте и мы улыбнемся зайчику и друг другу ещё раз.
- А теперь послушайте стихотворение Николая Красильникова:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! – солнцу и птицам
Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Дети, вам понравилось стихотворение? А теперь скажите какие волшебные слова вы знаете и сегодня узнали (здравствуйте, доброе утро, добрый день, мы рады тебя тебе и т. п.).
- А теперь сядьте на стульчики. Я хочу вам прочитать рассказ, который называется «Волшебное слово».
- Вам понравился рассказ?
- А теперь скажите, какое волшебное слово сказал старик Павлику?
- Правильно – «пожалуйста».
- Почему слово «пожалуйста» названо «волшебным» (оно помогает).
- Правильно, это слово – верный помощник человека.
- А когда же оно помогает? (Слово «пожалуйста» говорят тогда, когда надо что-то попросить, когда у тебя что-то просят, нужно дать и сказать «пожалуйста»).
- Слово «пожалуйста» означает уважительное, культурное обращение. Запомните это и слово станет вашим помощником.
- Дети, слово «пожалуйста» имеет верного друга – они почти неразлучны.
- Какое же это слово? Подумайте и догадайтесь (помогаю вспомнить, если надо слово «спасибо»).
- А когда говорят слово «спасибо»? (когда за что-то благодарят)
- Его надо произносить так, чтобы слово принесло радость тому, кому оно сказано и тому, кто его говорит. Тогда слово «спасибо» будет волшебным, верным помощником.
- Дети, какие новые волшебные слова вы сегодня узнали? (дети перечисляют)
- Дети, зайчонок очень доволен: вы умеете здороваться, умеете говорить волшебные слова.
Стук в дверь.
- Дети, а зайчонок пришел к нам не один, он привёл с собой котёнка. Вот он, давайте рассмотрим его. А чтобы его лучше рассмотреть, давайте встанем все в круг и будем передавать котёнка друг другу соблюдая правила вежливости передавать прямо в руки, глядя в глаза тому, кому передают, ласково называя его, например: «Танечка, возьми пожалуйста! Спасибо.»
- Дети, зайчонок с котёнком по дороге в детский сад увидели много разноцветных снежинок и принесли их с собой.
Разбрасываю снежинки, дети делятся на подгруппы и садятся за столы.
- Дети, случается вы обижаете друг друга, ссоритесь, бывает такое?
- Вот, а сегодня зайчик с котёнком немного поссорились, а как помириться не знают.
- Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения (каждая команда придумывает и рассказывает).
- А вот автор стихотворения «Поссорились» А. Кузнецов предлагает такой способ:
Дам ей мишку, извинюсь
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
- Можно так помириться.
- Дети, как нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища.
- Спасибо, дети! Теперь зайчик с котёнком знают, как можно помириться.
- Дети, а ещё зайчик принёс с собой цветок. Но он необыкновенный. Он называется «цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, дедушке, другу, а также к себе.
- Давайте произнесем эти слова (дети первой команды произносят добрые слова для мамы, второй команды для папы, третьей команды для бабушки). Если дети не называли слова, которые написаны на цветке, можно их зачитать.
- Дети, а какими счастливыми стали люди, которые услышали эти слова! Как радостно забилось у них сердце!
- Давайте послушаем, как сейчас бьется ваше сердце. Чувствуете?
- А ещё зайчик с котёнка принесли вот эти листочки, на которых нарисованы волшебные точки. Их нужно соединить между собой расколдовать рисунок (дети соединяют точки и получают изображение сердца).
- А теперь покажите, что же у вас получилось.
- Эти сердечки очень счастливые, добрые, нежные; они услышали много хороших слов. - Покажите это, раскрасьте их.
Дети в группах все вместе раскрашивают свое сердце.
5
Какие бывают приветствия!
цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий.
Программное содержание:
Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата пользоваться различными формами приветствия.
Познакомить детей с приветствиями народов разных стран.
Развивать чувство единства, сплоченности, коммуникативные навыки. Воспитывать хорошие привычки, манеры.
Словарная работа: рукопожатие, жестовые приветствия.
Материал: иллюстрации к портретам народов разных стран, тексты стихотворений, две вазы, цветы, аудиозапись.
План занятия.
- Беседа о приветствиях на разных языках.
- Формирование мотивации ( посещение музея приветствий).
- Знакомство (игра “Эхо”).
- Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.
- Беседа о приветствиях народов разных стран (музейная экспозиция).
- Придумывание детьми оригинального способа приветствия.
- Разыгрывание ситуаций.
- Физминутка.
- Игра “Снежный ком”.
- Итог.
- Рефлексия .
Ход занятия:
Приветствие гостей
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
В: Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?
В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете? Давайте и мы поздороваемся и поклонимся как в старину.
Приветствую детей на разных языках:
- Альто рово,…
- Доброго ранку…
- Вуся улаты…
- Бон жюр…
- Гутен морген…
В:
Вы поняли, ребята, что я вам сказала?
Я вас приветствовала на разных языках.
В: А кто-нибудь из вас может поприветствовать всех на своем родном языке?
- Ребята! В Москве есть необычный, интересный музей, где собраны приветствия народов разных стран.
- Вы бы хотели посетить этот музей?
Я вам предлагаю полететь на самолете в столицу нашей Родины (а дети договаривают)
- в Москву.
С согласия детей беру на себя роль стюардессы.
Приглашаю детей в салон самолета, приветствую, представляюсь, предлагаю познакомиться.
Игра “Эхо”.
(Предлагаю ребенку назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, показываю и объясняю)
- А мы все дружно, как эхо за ним повторим.
Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
- Мне было очень приятно с вами познакомиться! Давайте улыбнемся друг другу. И я вам улыбнусь. От наших улыбок стало радостнее и теплее.
Что бы вам было не скучно в полете, давайте мы поиграем еще в одну интересную игру “Словарь вежливых слов”
- Я начну, а вы продолжите.
- Растает ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы …( спасибо)
- Когда нас бранят за шалости, говорим …(прости пожалуйста)
- И в России, Беларусии и Дании на прощание говорят… (до свидания)
Как быстро за игрой пролетело время! Самолет совершил посадку в столице нашей Родины. Желаю вам удачного дня.
Музей находится недалеко, мы пойдем пешком.
Прочитайте, пожалуйста, вывеску.(дети читают: “Музей”)
Вы помните, ребята, что в этом музее вы хотели посмотреть?
( Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.
Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила и пожать руку – значит приветствовать, а не сломать пальцы. Не стоит бурно и долго трясти руку, как не следует “ронять” ее не успев пожать. Лучше всего короткая, энергичное пожатие. За руку здороваются только взрослые. Если вам протягивают руку для пожатия, не принять ее- невежливо и даже оскорбительно. Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина- мужчине. Старший – младшему.
У некоторых индейских племен в Америке принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.
Немного из истории: Давным - давно важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом разнообразные движения, реверансы.
Представьте себе, чтобы было, если мы в наше время тратили столько сил на поклоны, реверансы…(дети рассуждают)
В этом музее сложилась традиция оставлять свое приветствие, я предлагаю вам придумать и показать его в парах.
Ребята, вы убедились, что приветствия бывают самыми разнообразными, непохожими одно на другое.
(Приглашаю детей в комнату отдыха)
Обыгрывание ситуаций:
- Утро. Вы идете в детский сад. По дороге встречаете кого-нибудь из своей группы. Вошли в детский сад и увидели воспитателя, разыграйте эту ситуацию.
А если воспитатель будет не один?
- Мама уехала в командировку. Сын остался с папой. Утром папа будит сына. Между ними происходит разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящие мужчины сдержаны, вежливы, немногословны.
- Мама болеет. Дочь поднимается рано и подходит к маминой постели. Что они говорят друг другу. Разыграйте этот разговор.
- Внучка приехала в гости к бабушке и дедушке вечером. Разыграйте эту ситуацию
Физминутка “Как живешь?”
На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия
- Как живешь?
- А идешь?
- Как бежишь?
- А плывешь?
- Ждешь обед?
- Машешь в след?
- Утром спишь?
- А шалишь?
Игра “Снежный ком”
Закройте глаза и представьте себе: белый, белый снег вокруг, он мягко ложится на землю, окутывая все мягким покрывалом, белые поля, леса, дорожки, дома. Снега наметает все больше и больше, и хочется скорей слепить первую снежную бабу. Представили себе? Очень хорошо, Откройте глаза, скажите, а вы любите лепить снежную бабу? А из чего лепят ком? Правильно, сначала лепят маленький снежок, а потом постепенно накатывают большой снежный ком. Так и мы с вами будем сейчас скатывать ком. Только он будет не из снега , а из добрых приветствий. Сейчас я вам все объясню и покажу. Пойдем…(вдвоем выходим в центр) Альто рово,…Я поздоровалась на ненецком языке, а… мне ответит приветственным словом на родном языке как принято у нас в России, а может кто-то захочет поприветствовать так, как здороваются люди в разных странах. Мы возьмемся за руки. Затем…пригласит кого-нибудь из вас, и снежный ком станет еще больше. Мы будем скатывать ком из приветствий до тех пор, пока все ребята не окажутся в кругу, взявшись за руки. Молодцы, что вспомнили много приветствий! Вот какой большой получился ком. Мы его построили сами из разных приветствий.
Итог:
Хорошо, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром,
Добрый вечер,
Доброй ночи – говорим.
Нам пора возвращаться домой, я вас приглашаю в салон самолета, занимайте свои места. (Приветствую пассажиров. Беседую о том, что больше всего запомнилось детям…)
Наш самолет приземлился в аэропорту города Салехарда. Нас встречают мамы, папы, бабушки, но они нас не слышат. Как мы можем их поприветствовать? (Кивнуть, помахать рукой, показать открытую ладонь, символический жест дружбы)
Какая приятная неожиданность, нас встречают с цветами.
В: Как мы покажем родным, что очень соскучились о них, очень рады встрече.
Мне было очень интересно с вами общаться, играть, вы были внимательными, отзывчивыми.
Ребята, обратите внимание на эти две вазы, в них, как вы видите, в одной – находятся цветы красного и розового цвета, а в другой – синего и голубого, они означают: какое настроение у вас сегодня. Красные и розовые цветы – это веселое, радостное, хорошее настроение, синие и голубые цветы – грусть, скука, значит вам было не совсем интересно. (Если ребенок выбрал синий и голубой цветок , то нужно подойти к нему и поинтересоваться тихо, почему он выбрал этот цветок.) Я предлагаю сложить все цветы в один большой букет ( каждый ребенок поднимет руку с цветком)
Этот букет говорит о том, что мы с вами дружны, и нам сегодня удалось познакомиться, посетить музей и узнать много интересного.
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощание скажем:
До свидания!
6
Конспект занятия «Школа хороших манер»
Цели и задачи: - учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций. - развивать разнообразные качества и творческие способности ребёнка; - развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет. - воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным. - развивать интеллектуальные и творческие способности детей. |
Индивидуальная работа:– помощь в рисовании волшебного цветка.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.
- Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.
- Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.
- Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.
Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, мяч, листы бумаги А 4 (пол-листа), краски, кисточки, подставки, аудиозаписи с детскими песнями.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
В объединение приходит письмо от волшебника по имени «Этикет».
Дети под звуки музыки (шум ветра) входят в кабинет.
Педагог: - Здравствуйте ребята! Добрый волшебник Этикет прислал нам письмо и волшебный цветок. Но подул сильный осенний ветер и разбросал все разноцветные лепестки этого прекрасного цветка по кабинету. Давайте прочитаем, что же написал нам волшебник в своем письме.
(Педагог читает письмо)
Что такое этикет? Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов. И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Педагог: -А, вы знаете, что такое этикет?
Дети рассказывают.)
Педагог: - Лепестки необычные, они волшебные, давайте соберем их.
(Педагог: - Тогда в путь, искать лепестки.
Детис педагогом подходят к магнитной доске.)
Педагог: - А вот и первый наш волшебный лепесток – «Вежливость», чтобы его вернуть, нужно внимательно рассмотреть картинки и понять о чем говорят собеседники.
(дети рассматривают картинку.)
Педагог: - Как вы думаете, что говорит мышка слонику?(Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье… и т.д.Педагог: -А как отвечает слоник мышке?
( Спасибо; благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне…)
(Педагог обращает внимание детей на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.)
Педагог: - Как друзья приветствуют друг друга?
(Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)
Педагог: - Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?
(Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)
Педагог: - Ребята, посмотрите, а на этой картинке никто не разговаривает, в автобусе все едут молча. Скажите, а мальчика можно назвать вежливым.
Учащиеся: - Нет.
Педагог: -А почему?
(Мальчик не уступил место старушке, он сидит и играет, а бабушка старенькая стоит.)
Педагог: - Да, ребята, такого мальчика можно назвать невежей.
Молодцы, вы назвали много вежливых слов, определили на картинке невежу и наш первый лепесток «Вежливость» возвращается к цветку.
(Педагог закрепляет первый лепесток под названием «Вежливость»
Учащиеся с педагогом подходят к доске.)
Игра «Этикет – школа изящных манер».
На доске - картинка с изображением столовой ложки.
Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим столовой ложкой?
Дети - Суп, каша…
Педагог: - А какие еще блюда мы едим ложкой?
(дети называют блюда.)
На доске – вторая картинка с изображением десертной ложки.
Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим десертной ложкой?
Дети : - Торт, ягоды в компоте…
Педагог: - А какие еще блюда мы едим десертной ложкой?
Дети : - Варенье, мороженое…
На доске появляется картинка с изображением вилки.
Педагог: - Ребята, а какие блюда мы с вами едим вилкой?
дети: - Салат, макароны, пельмени, овощи, яичницу…
На доске появляется картинка с изображением вилки и ножа.
Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим вилкой и ножом?
дети: - Мясо, рыбу, блины, оладьи, сыр, колбасу…
Педагог: - Да, дети, вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки.
На доске появляется картинка с изображением руки.
Педагог: - Дети, а какие блюда можно есть руками?
Дети : - Конфеты, булочки, печенье, пряники, виноград, вишню, пирожки…
Педагог: - Правильно, молодцы, вы все знаете правила поведения за столом, знаете, какие продукты и блюда едят при помощи столовых приборов. И наш волшебный лепесток «Культура» возвращается к цветку.
дети закрепляют лепесток к цветку.
Педагог обращает внимание детей на лепесток «Доброжелательность». Дети подходят к лепестку и читают название лепестка.
Психологический тренинг “Подари улыбку”.
Педагог предлагает учащимся встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку.
Музыкальная пауза.
(Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (2 куплета) (муз. Шаинского, сл. Пляцковского)).
Дети танцует и поют.
Педагог: - Дети, а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.
Дети читают название лепестка - «Аккуратность»
Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.
Педагог загадывает учащимся загадки.
Среди кудрей гуляла
Зубчик потеряла. (Расческа)
Я из хлопка и изо льна
Носовой бываю я,
Очень нужен, он, друзья,
Его берите вы всегда. (Носовой платок)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С пастой мятной дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
Ускользает, как живое, но не выпущу его я,
Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)
Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас,
Я - ... (Мочалка)
Педагог: - Молодцы, правильно отгадали все загадки и наш лепесток «Аккуратность» мы смело можем прикрепить к цветку.
Педагог обращает внимание детей на лепесток «Привычка».
Педагог: -А вот и лепесток привычек Игра с мячом “Назови привычку”.
Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Я буду называть привычку и бросать кому то из вас мяч, тот, кому я брошу мяч, говорит нам вредная эта привычка или полезная.
- Мыть руки перед едой – полезная привычка.
- Чистить зубы перед сном – полезная привычка
- Пользоваться носовым платком – полезная привычка.
- Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.
- Грызть ногти – вредная привычка.
- Стричь ногти – полезная привычка.
- Пользоваться столовыми приборами – полезная привычка.
- Быть грязным и неопрятным - вредная привычка.
Педагог: - Молодцы! Вы все привычки определили правильно, и наш лепесток возвращается к цветку. Педагог закрепляет лепесток к цветку.
Педагог - Следующий наш лепесток «Эмоции». Мы разговариваем разным тоном. Тон в речи бывает разный и вызывает у людей разные эмоции. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок К.И.Чуковского разным тоном, а вы выберете рисунок с изображением лица, которое подходит к данному тону.
Учащиеся выбирают пиктограммы, воспитатель читает отрывки из сказок.
Радостный.
То – то стало весело, То – то хорошо.
Будет, будет мошкара, Веселиться до утра.
Злой.
Ты один не умывался И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули И чулки, и башмаки.
Удивленный.
Вдруг откуда – то летит, Маленький комарик.
А в руках его горит, Маленький фонарик.
Испуганный.
Вдруг какой – то старичок – паучок, Нашу муху в уголок поволок.
Педагог: - Молодцы, правильно выполнили задание, и наш лепесток эмоций возвращается к цветку.
- Ребята, у нас остался последний лепесток нашего волшебного цветка, его название «Любовь». Без любви человек не может быть культурным, воспитанным и аккуратным.
Мы все любим своих близких, друзей, поэтому наш лепесток мы смело можем вернуть волшебному цветку.
- Вот и собрали мы все лепестки. Ребята, вспомните названия лепестков.
Дети называют названия лепестков.
Педагог: - Цветок будет находиться в нашем кабинете и, глядя на него, мы всегда будем помнить о каждом лепестке, будем вежливыми, аккуратными и культурными.
А сейчас я предлагаю вам всем нарисовать свой волшебный цветок, который вы возьмете домой и с любовью подарите свои близким.
(дети рисуют волшебные цветы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....
«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкол...
Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
Проект по этикету «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
laquo;Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»....
Презентация "Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Рисование во второй младшей группе тема "Одуванчики в траве"...