Консультация для воспитателей:мини музей русского быта в ДОУ
консультация (старшая группа) на тему

Данная консультация рассказывает об истории русского быта в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей МКДОУ  «Шварцевский детский сад.

Мини музей русского быта в ДОУ, как средство формирования патриотических чувств у детей (старшего, среднего и подготовительного возвраста).

              Подготовила воспитатель: Конова О.В.

     Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Именно

музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-

патриотического воспитания.       Значение музея в воспитании

ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует

представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной

педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях

 Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания

подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на

основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного

отношения к ней.  Мини музеи в ДОУ   являются наиболее оптимальным средством передачи информации.

 В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

     Назначение музея в ДОУ – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

        Фольклорный мини-музей имеет свою специфику: в нем представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть фольклорный мини-музей может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.

Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.

  Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

  Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

        Из проделанной работы можно сделать выводы: использование предметной среды мини-музея "РУССКАЯ ИЗБА" в ДОУ дает возможность: решать задачи художественного развития детей, знакомства с народными промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к истории, культуре и народному творчеству.

Принципы создания мини-музея

 Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

 Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность

реализовать себя в разных видах детской деятельности

(использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

 Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей

разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

 Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять

различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

  Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка,

поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

 Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре,

общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно

образовательной деятельности в музейном пространстве.

 Принцип динамичности и вариативности – экспозиции минимузея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом

возрастных особенностей детей группы.        В музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть –

подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде  Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

 Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по

ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию

толерантности и формированию чувства патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ....

Музей русского быта "Русская изба"

Музей русского быта "Русская изба"...

Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...

Консультация для воспитателей по теме:«Работа с детьми. Музей русского быта»

Консультация для воспитателей по теме:«Работа с детьми. Музей русского быта»...