Семинар «Индивидуальный подход или вовлечение в коллектив ребенка с ОВЗ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Главной задачей социализации детей с ОВЗ является гармоничное вовлечение таких детей в детский коллектив, в коллектив сверстников, создать условия для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_deti_s_ovz.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальный подход или вовлечение в коллектив ребенка с ОВЗ»
В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, с пониманием относиться к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Главной задачей социализации детей с ОВЗ является гармоничное вовлечение таких детей в детский коллектив, в коллектив сверстников, создать условия для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта.
Разработанные в ДОУ адаптированные образовательные программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ должны определять содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ОВЗ и направлять на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Организуя предметно-пространственную развивающую среду, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями детей с ОВЗ. Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А если организована правильно, то позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Всё это может быть решено при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п.. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Так каким же образом можно осуществлять включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений? Посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения, вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении. Воспитанники с ОВЗ могут принимать участие в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что может давать положительную динамику развития детей.
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии. Для создания в дошкольном учреждении условий, имитирующих домашние, к образовательно-воспитательному процессу также привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ. В группах компенсирующей направленности специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
Родители должны стремиться создавать для детей такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Работа с детьми, построенная на систематизации полученных ранее знаний, создаёт предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения должны быть заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье.
Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.
Подготовила:
Воспитатель филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад» Жукова А. А.
Март 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход
выступление на педсовете...
Беседа, как средство индивидуального подхода к коррекции эмоционального развития ребенка
презентация...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход
Сообщение для воспитателей....
«Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход»
Содержание взаимодействия детского сада с родителями при всей своей специфичности постоянно меняется под влиянием социокультурных и мировоззренческих трансформаций в обществе. Поэтому ориентироваться ...
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.
Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада...