Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Прелестная красавица Якутии
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Весна, солнце, Якутия, подснежники! Как можно любоваться прелестной красавицей Якутии? А кто она такая?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prelestnaya_krasavitsa_yakutii.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Прелестная красавица Якутии…
Цель: развитие у детей чувства эмпатии, толерантности ко всему живому при формировании экологического сознания
Задачи
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к более слабым, маленьким существам; развивать чувство эмпатии и толерантность ко всему живому, независимо от внешнего вида и повадков поведения (гусеница).
Развивающие
Развивать зрительно-пространственное восприятие, ориентировку на плоскости, слуховое восприятие и произвольную память детей при заучивании стиха наизусть, их логическое мышление, активизировать словарный запас детей (неказистая, восторгаются, «преображения секрет», «прелестная красавица», «томясь, скрывается») развивать творческое воображение.
Образовательные
Закрепить знания детей о насекомых, формировать понятие «насекомое». Знать некоторые особенности сезонной жизни, места обитания бабочки.
Учить детей работать с мнемотаблицей: кодировать при «записи» и раскодировать при «чтении» содержание стихотворения на мнемотаблице, заучивание наизусть стихотворения «Гусеница» Риты Зайцевой.
Оборудование:
Фишки мозаики, доски, экран, интерактивная доска, аудиозапись музыки, картинки о бабочке, материал для аппликации, "Красная Книга Якутии. Животные".
Литература
- Насекомые Якутии. Е.Л. Каймук, Н.Н. Винокуров, А.П. Бурнашева Я., Бичик 2005
- Красная книга Республики Саха (Якутия) Я., «Сахаполиграфиздат» 2003 стр. 18-27
- Охота на бабочек. Л. Каабак ж-л. Юный натуралист 2005-1 стр.32-34
- Игровые экологические занятия с детьми. Л.П. Молодова стр. 108-112
- Насекомые и пауки. Джинни Джонсон М., Астрель 2001стр. 26-32
- Красная книга РСФСР М., РОССЕЛЬХОЗИЗДАТ 1983 стр. 431-442
- Живой мир. Энциклопедия. Лесли Колвин, Эмма Спиэр. М., «РОСМЭН» 1999 стр.62-63
- Животные. Детская энциклопедия Даниель Бек, Катрин Ложе М., «Махаон» стр 118-119
- Насекомые и пауки Дж. Нири М., «ТЕРРА» 1997 стр.104-125
Ход НОД:
I. Вводная часть
М.А. – Здравствуйте, дети. Давайте знакомится – я фея бабочек, меня зовут Марианна.
У меня есть волшебный сундучок. Кто-нибудь угадает, что в сундучке?
Дети наугад говорят, что может быть в сундучке.
Фея: – Хорошо, молодцы, угадали! (в случае затруднений детей: «я вам подскажу: то, что лежит в сундучке может летать, бывает очень красивым и не очень… питается нектаром цветов, имеет хоботок, 6 ног и усики») - дети угадывают.
II. Основная часть
II-1 Перед детьми ставится проблема: колдовство Кикиморы Болотной
Фея открывает сундучок.
Фея: – Бабочки мои! Вылетайте знакомиться с детьми!
Никто не вылетает, фея удивленно восклицает: - О, а где мои бабочки?! Дети, кто тут лежит?
Дети: – Гусеницы!
Фея: – Дети, как вы думаете, что же случилось? Почему мои бабочки превратились в гусениц?
Дети высказывают свое предположение. Фея их внимательно выслушивает.
Фея: – Дети, посмотрим на мой волшебный экран. Может, он что-нибудь нам расскажет.
Все поворачиваются к экрану. Слышится щелчок, на экране появляется Кикимора Болотная. Она начинает говорить: «Добрый день, детки! Это я, Кикимора Болотная, превратила всех бабочек в гусениц. Они станут прелестными красавицами, только когда вы выполните три задания. А задания будут непростые, хи-хи-хи, а очень даже трудные! Все задания в сундучке!».
II-2 Выполнение заданий
Фея: - Ах, вот в чем дело! Кикимора Болотная околдовала моих бабочек. Дети, вы хотите им помочь? Хорошо, будем выполнять задания Кикиморы.
Она находит в сундучке листья кувшинки, на которых записаны задания.
Фея читает первое задание: «Составьте схему превращения гусеницы в бабочку!»
Фея: – Дети, вы сможете это сделать? Вы когда-нибудь видели, как гусеница превращается в бабочку?
Откуда появляется бабочка на белый свет? Правильно, из гусеницы. А гусеница откуда. Из яйца бабочки.
Фея: – Дети, давайте вспомним, как гусеница превращается в бабочку (дети смотрят видео- фильм).
Комментарии Феи к кадрам фильма.
- Бабочки живут в лесу и на полянках.
- Гусеница появляется из яиц бабочки.
- Вот гусеница. Вам не нравится. Да, красотой она не славится. Да, неказистая она.
- Гусеницы бывают разного цвета, мохнатые, с короткими ножками.
- Гусеницы усиленно питаются, как им диктует аппетит.
- Гусеницы из тонких ниток вьют кокон.
- В коконе скрывается прелестная красавица.
Кокон иногда висит на ветке 7 месяцев зимы.
- Весной, в теплый солнечный день, бабочка выходит из кокона. И сразу видны ее хоботок и усики, которыми она как антенной, улавливает запахи цветов.
- Когда бабочка выходит из кокона у неё крылья бывают мокрыми. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать, искать цветы. У нее есть хоботок, которым она пьет нектар цветов. И все люди радуются, глядя на бабочку.
Так неказистая гусеница преображается в прекрасную бабочку, которой все восторгаются!
Фея: – А теперь, дети, пожалуйста, составьте схему превращения гусеницы в бабочку (яйцо-гусеница-кокон-бабочка).
По окончании работ детей Фея привлекает их внимание к большой схеме на экране:
- Дети, пожалуйста, проверьте себя, правильно ли вы сделали схему. Поднимите руки - у кого все правильно.
Фея: – Дети, идите все ко мне! Молодцы, все хорошо выполнили первое задание Кикиморы Болотной. Осталось выполнить еще два задания, чтобы гусеницы превратились в бабочек.
II-3 Задание №2 «Скажите, какие бабочки Якутии занесены в Красную книгу?»
Фея: – Дети, вы можете выполнить это задание?
- Конечно, это очень трудное задание. Я вам помогу. Хотите?
- Кто-нибудь видел Красную книгу? Смотрите, вот она. В этой книге записаны редкие бабочки Якутии, которые могут исчезнуть.
Фея показывает на экране бабочек и просит громко повторить названия:
Фея: - Это перламутровка (дети хором повторяют). Дети, вы ловите бабочек? Пожалуйста, скажите, почему бабочек нельзя ловить, почему их нужно беречь? (Потому, что они опыляют растение).
Фея: – Это аполлон (дети хором повторяют). А кто знает, как бабочки опыляют растение? (Унося на лапках пыльцу цветков, переносят их с цветка на цветок).
Фея: – Это голубянка (дети хором повторяют). Представим, вдруг Кикимора Болотная всех-всех бабочек переловила и уничтожила? Что тогда будет? (Все растения исчезнут, на планете Земля будет только пустыня).
Фея: – Это медведка (дети хором повторяют). Дети, кто у бабочки враги? (птицы, пауки, летучие мыши).
Фея: – Это сёкия, и монтелла (дети хором повторяют все названия бабочек).
Фея: – Пожалуйста, скажите - где записаны наши бабочки, которых осталось совсем мало на Земле?
Дети – В Красной книге.
Фея: – Молодцы, теперь вы знаете о Красной книге, и о бабочках, которых надо очень беречь.
Фея: – Дети, мы уже выполнили второе трудное задание Кикиморы.
II-4 Фея: – А вот и последнее, третье задание: «Выучите и прочитайте наизусть стих Риты Зайцевой о гусенице! Тогда все бабочки оживут». Да, очень сложное задание. Но если постараемся, то обязательно выучим стих.
Фея: – Дети, сейчас я вам прочту этот стих о гусенице. Написала поэтесса Рита Зайцева.
Вот гусеница…
Вот гусеница. Вам не нравится?
Да, красотой она не славится.
Да, неказистая на вид.
Всегда ползком передвигается.
И так усиленно питается,
Как ей диктует аппетит.
Но в ней прелестная красавица,
Томясь, до времени скрывается,
Чтоб наконец увидеть свет.
Все бабочкою восторгаются
И у нее узнать пытаются
Преображения секрет.
II-5. Физминутка (движения со словами стиха)
Фея: – Дети, сейчас мы поиграем в гусеницу. Пожалуйста, за мной все дружно повторяйте слова, а затем и мои движения. При этом мы постараемся запомнить слова стихотворения.
Воспитательница начинает читать, дети повторяют:
- Вот гусеница – волнообразные движения правой и левой рукой, согнутой перед грудью.
- Вам не нравится? – отрицательное качание головой, перекрестные движения согнутых в локтях рук перед грудью.
- Да, красотой она не славится. Да, неказистая на вид. – глубокий вздох, утвердительный кивок головой, «качание» рук перед собой
- Всегда ползком передвигается – волнообразные движения правой рукой, согнутой перед грудью
- И так усиленно питается,
- Как ей диктует аппетит - пальцы как челюсти, смыкаются-размыкаются
- Но в ней прелестная красавица, - в воздухе рисуем кокон,
- Томясь, до времени скрывается, - приседаем, «обнимаем» коленки, «прячемся» за коленками
- Чтоб наконец увидеть свет. – встаем, подпрыгиваем, тянемся наверх, вытягиваем руки
- Все бабочкою восторгаются – радостно улыбаемся, восторженно качаем головой, «удивленно» разводим руками, показываем большой палец обеих рук.
- И у нее узнать пытаются – вопросительная мимика, протягиваем руки перед собой ладонями вверх
- Преображения секрет. – разводим руки вверх-в стороны- вниз; указательный палец держим у губ.
Фея: – Запомнили стих о гусенице? Не все слова, наверно.
Дети, я с вами поделюсь одним секретом. Называется секрет мнемотаблица. По такой таблице (показывает таблицу на экране) можно быстро запомнить и наизусть прочитать стих.
По таблице читает стих «Гусеница»
Фея: – Хотите сделать себе такую таблицу и по ней прочитать стих? И тогда в сундучке появятся бабочки
Фея: – Начинаем работать. Все повторяйте за мной: «Вот гусеница». Приклеим ее.
Скажите: «Вам не нравится?» - и наклеиваем на ячейку, где перечеркнутое сердце;
Повторяйте «Да, красотой она не славится. Да, неказистая на вид» красоту «сияющую» наклеиваем на ячейку со знаком минус и так далее.
Фея – Вот и закончили письмо. Я вам прочитаю нашу «запись» (читает).
- Кто хочет прочитать свое письмо? (1-2 ребенка «читают» - им аплодисменты)
С таблицы все вместе читают хором. Все хлопают.
Фея: – Молодцы! Вы выполнили все три задания Кикиморы, хотя они были очень непростыми. Берет сундук, открывает, показывает детям: - Сейчас все бабочки вновь появились в сундучке. Посадите их на цветки.
II-6. Релаксация. Танец бабочек.
Фея: - Дети, сейчас мы станцуем танец бабочек. Кто как хочет, так и танцует. И я с вами буду танцевать. А кто-то может и за мной повторять. Смелее. Начинаем!
II-7. Заключительная часть - рефлексия
Фея: - Кому понравилось выполнять задания и спасать бабочек, поднимите руки.
Что вам было интересно? Что вы сегодня узнали? (ответы детей)
Фея: - Дорогие дети! Мне с вами было очень интересно. Спасибо.
Таблицы возьмите с собой, вы прочитаете стих о гусенице дома маме, она будет очень рада!
До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Красавица Весна»
Цель:· уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме;Задачи:·...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Зима-красавица"
Конспект занятия по развитию речи "Зима-красавица"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....